Народная философия Александра Потапова

17:00, 09 декабря 2015г, Культура 2007


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В зале Союза художников продолжается выставка «На ниточке времен», посвященная 75-летию заслуженного художника России, живописца, графика и педагога Александра Потапова.

В экспозиции более 200 работ автора, выполненных в разные годы и в различных техниках – от большеформатных живописных полотен и батика до миниатюрных графических работ в стиле народной лубочной картинки. Собственно, с современным лубком имя Потапова обычно и ассоциируется, но важно помнить, что им его творчество не исчерпывается.

В коллекции королей

Открывают экспозицию, например, две компактные инсталляции «Россия. 2000 год» (созданная в уходящем 2015-м) и «Серп и молот» (1980). А в витринах можно увидеть берестяные туески Потапова. Наконец, важной особенностью этой выставки можно считать то, что художник предстает в качестве педагога – он уже много лет преподает печатную графику в Барнаульской художественной школе № 1, и в дальнем зале можно увидеть весьма остроумные линогравюры его учеников. Причем большинство ученических работ иллюстрируют русские пословицы и поговорки, к которым их педагог питает известную слабость.

Встреченных на вернисаже семиклассниц Дашу Айхеле и Настю Мордвинову не пришлось долго упрашивать рассказать о Потапове-педагоге.

– Мы учимся на декоративно-прикладном отделении, но в этом году с Александром Никитовичем проходим гравюру, он прекрасно умеет объяснить, как правильно ее резать. Да и вообще очень приятный и интересный человек, и его работы нас очень вдохновляют: необычные, красивые, в них столько идей! – говорит Даша.

– Повезло вам с учителем!

– Очень, – отзывается Настя, – даже жаль, что мы последний год учимся.

«Нашей школе крупно повезло, что Александр Потапов работает вместе с нами, – сказала на открытии директор ДХШ № 1 Елена Соколова. – Александр Никитович – великий труженик, мы поражаемся его неуемной энергии, творческой активности, неравнодушию, его подходам к педагогическому процессу. Он преподает непростое, элитарное искусство графики в наших стенах, а еще возрождает традицию народной картинки. И нам кажется вполне естественным, что работы Александра Никитовича находятся в зарубежных собраниях. И даже в личной коллекции шведских королей».

Упомянутые увлеченность и неравнодушие – качества, неоднократно отмеченные на вернисаже. А еще поразительная многоликость: поверить в то, что все представленные в выставочном зале работы выполнены одним человеком, можно только благодаря их узнаваемой интонации. А вот стиль, формат, масштаб, материал и тема высказывания могут быть какими угодно. Вообще, идея выискивать у автора некие программные работы в данном случае не представляется перспективной. Ну да, поначалу заметнее всего в экспозиции живопись вроде триптиха «На развалинах империи…» (2012) или полотна «Россия. Век ХХ» (2002). Однако ничуть не меньшего внимания заслуживают графические произведения и серии или великолепный цикл экспрессивных черно-белых иллюстраций к роману В. Зазубрина «Два мира» (книга вышла в Алтайском книжном издательстве в 1984 году). Да и любая маленькая лубочная картинка заставляет не только рассмотреть остроумный рисунок, но и вчитаться в уморительно смешной текст. «Это прикладная народная философия, и зрителю тут лучше не спешить, а как следует все рассмотреть», – уверен друг художника график Евгений Югаткин.

О времени, в котором мы живём

– Александр Потапов – удивительный мастер, его работы, увиденные однажды, действительно запоминаются навсегда благодаря своей яркой образности и философской подоплеке, – говорит сотрудница Художественного музея Оксана Сидорова. – Я вообще убеждена, что его работами нужно иллюстрировать учебники истории XX века, чтобы наши дети не только зубрили факты, но и учились думать. А еще любое занятие по традиционной русской культуре в нашем музее мы иллюстрируем вашими произведениями. Потому что сегодня в этой области много оговорок и стилизации, но наши сотрудники всегда отмечают ваше глубокое и детальное знание этой темы.

В лубочных картинках Потапова мы заново открываем для себя философию национального сознания, считает Оксана Сидорова. Искусствовед Михаил Шишин, являющийся редактором альбома «Мир Александра Потапова», вышедшего несколько лет назад, отмечает другое яркое качество художника: его искусству свойственна публицистичность. «Мы все что-то чувствуем, но иногда боимся говорить, несем свои проблемы в себе или обсуждаем на кухне. Здесь же человек откровенно говорит о мире и о том времени, в котором мы живем».

– Одна из моих любимых работ Потапова – графический лист «Прохожие», – продолжает Михаил Юрьевич. – Она небольшая, не сразу бросается в глаза, но мне кажется, что в ней заключена вся суть его творчества: по улице идет толпа людей, разрозненных, атомизированных, между собой никак не связанных. И в этой картине идет художник: «Я среди них». Мне кажется, именно поэтому у Александра Потапова всегда есть тема – он открыт миру, чувствует мир. И может выразить это в скоморошеском духе или предельно серьезно, поднимаясь до настоящих откровений.

На вернисаже художнику вручили две награды: золотой знак «С благодарностью, Барнаул» от администрации города, а также Серебряную медаль Союза художников России. Сам же юбиляр в ответном слове определил свое творчество как «бодрящий реализм», и мы с ним легко согласимся.

Фоторепортаж