Нужны кредиты и инвесторы

13:00, 18 июня 2015г, Общество 1249


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Ситуацию, сложившуюся сегодня в сельскохозяйственном секторе нашего края, без преувеличения, можно охарактеризовать как сложную и вместе с тем однозначно можно сказать: поступательное движение есть.

В том числе и в области, которую правительство страны на сегодняшний день позиционирует как одну из наиболее важных и значимых – в импортозамещении.

Ни для кого не секрет, что значительное количество техники, работающей на наших полях, произведено «за бугром», нынешние отношения с которым ласковыми не назовешь. «Джон Дир», «Вальтра», New Holland, Claas – список «иностранцев» можно продолжить. Не секрет также, что в связи с курсом доллара запчасти для этой техники значительно подорожали, а она хоть и хорошая, но все же не вечная…

Напряжение будет расти

– Надо признать, что импортная техника хороша в работе в течение 4-5 лет после ее приобретения, а потом очень часто требуется замена уже не отдельных запчастей, а агрегатов или узлов, – говорит заместитель губернатора Алтайского края Александр Лукьянов. – Сделать это, особенно сегодня, совсем не просто, поскольку ценовая составляющая такого процесса, как правило, измеряется в шестизначных цифрах. Притом что некоторые сельхозпроизводители имеют образцы техники, которые в крае можно перечислить поштучно.

О каком сервисе тут можно говорить? Однако серьезных поломок, в результате которых техника бы стояла в простое по месяцу и более, в ходе нынешней посевной не наблюдалось. Но это, как говорится, пока, поскольку большого запаса запчастей к импортной технике на складах ее поставщиков нет. Сейчас запасные узлы еще поставляются, но напряжение растет и будет усиливаться. Поэтому сегодня все больше и больше желающих приобретать отечественную технику.

Важным событием можно без натяжки считать тот факт, что впервые в истории Петербургского тракторного завода на «Кировец» поставили двигатель, изготовленный в Алтайском крае. Кроме того, его «обули» в алтайские шины.

Подписаны соглашения с Беларусью по установке на кормоуборочном и зерноуборочном комбайнах «Полесье» двигателей Алтайского моторного завода. Рассматривается вопрос о том, чтобы на месте сборки этих комбайнов на «Леньковском СельМашЗаводе» (Благовещенский район) на них устанавливались именно наши двигатели.

По словам Александра Лукьянова, задача теперь состоит в том, чтобы довести уровень локализации производства «Кировцев» в Алтайском крае до 35-40%. И главное – двигатель и резина. На Барнаульском шинном комбинате прошла реконструкция, и сейчас там могут выпускать требуемую для этого трактора резину. Сейчас она, так же как и двигатель Алтайского моторного завода, проходит испытания на Алтайской МИС в Поспелихе, и если они пройдут успешно и будет получен соответствующий сертификат, то тракторный завод в Петербурге, в принципе, готов полностью перейти на шины алтайского производства.

В нынешнем году «Леньковский СельМашЗавод» презентовал алтайским крестьянам новый посевной комплекс, который также проходит проверку на Алтайской машиноиспытательной станции. Этот комплекс имеет лишь незначительную часть импортных комплектующих, в частности, высевной аппарат, все остальное – «made in Алтай». Это хороший агрегат, цена которого в два с половиной раза ниже, чем аналогичного «Джон Дира».

И еще о хорошем. Приобретение трактора, собранного в Алтайском крае, позволяет крестьянам сэкономить значительные деньги. В нынешнем году при покупке «Кировца» алтайской сборки действуют сразу два механизма 
господдержки – скидка 15% от завода-изготовителя и компенсация из краевого бюджета – 
10%. Так, при покупке нового трактора К-744Р в СПК «Орлеанский» Благовещенского района сэкономили почти 1,5 миллиона рублей.

Расширив границы поиска

А теперь о проблемах. Сложная ситуация сложилась с инвестированием ряда значимых для края проектов.

– В чем заключается проблема, – объясняет Александр Лукьянов. – Допустим, реализация проекта рассчитана на три года и под это выстраивается четкая схема кредитования. Но потом банк задерживает выплату очередного кредита и реализация начинает искусственно задерживаться. Поскольку первые затраты были понесены на создание инженерного обустройства – энергетика, дороги, газ, выпуск продукции переносится на следующий год. Предполагаемых для выплаты кредитов доходов нет плюс увеличение ставок по кредитам. Все это ложится на себестоимость, и проект начинает просаживаться.

Так, «для запуска второй очереди «Алтаймясопрома» требовалось только 70 миллионов рублей. Не смогли договориться с банком, и сегодня для решения вопроса требуется уже 240 миллионов рублей, поскольку стоимость импортного оборудования значительно выросла. Сейчас для полного завершения проекта по «Алтаймясопрому» требуется, по расчетам собственника, 2,5 – 2,6 миллиарда рублей».

Похожая ситуация складывается и с осуществлением проекта «Алтайское мясо». Отведены площадки под строительство производственных помещений, подготовлена проектная документация, а с кредитными ресурсами вопрос пока завис.

Другой пример – животноводческий комплекс ООО «Западное» (Ключевский район). При том большом поголовье,  что имелось на этом предприятии, его доильный зал работал по 22 часа в сутки. Это ненормально. Было решено сделать второй доильный зал. На две трети проект выполнили, а на завершение строительства банк денег не дал. Пришло время гасить взятые ранее на развитие производства кредиты, и поскольку предприятие на проектную мощность не вышло, запланированных объемов производства не набрало, не оказалось и средств для их погашения. Бизнес несколько скукожился.

По словам Александра Лукьянова, сегодня идет интенсивный поиск инвесторов, которые могли бы зайти на это предприятие, чтобы выправить ситуацию. В Алтайском крае таковых не нашли, теперь границы поиска стали шире.

Прирост есть, с рынками – хуже

Сегодня на складах производящих сыр предприятий находится более трех тысяч тонн этого продукта. Притом что нормальным для края можно было бы считать 1,7 – 1,8 тысячи тонн. В то же время полтора месяца назад было 4,5 тысячи тонн. Процесс, как говорится, пошел, хотя не в тех объемах и не с той скоростью, как хотелось бы.

В первую неделю июня было продано 540 тонн сыров. По сливочному маслу край вошел в программу формирований запасов госрезерва. Подписан контракт о реализации 1000 тонн со «Столицей молока», готовится документация для участия в торгах по продаже еще 1000 тонн сливочного масла. С реализацией остатков сухого молока дело выглядит сложнее. Здесь количество скопившегося на складах продукта (на 6 июня) составляет более 5 тысяч тонн при нормальных запасах 2 – 2,5 тысячи тонн.

– И проблема не в недостаточном продвижении нашего товара на рынок, – подчеркивает вице-губернатор. – Нужно четко и ясно понимать, что любой покупатель желает приобрести товар по более низкой цене. И когда мы заходим в магазин и видим там сливочное масло кемеровского производства по цене 49 рублей 90 копеек за 500 граммов, то стоит задуматься о его качестве.

За прошлый год в крае было произведено 72,3 тысячи тонн сыра – 18% рост к предыдущему году, и мы сразу же провалились в объемах реализации. Но значительным провал этот не назовешь. Произвели 72,3 тысячи тонн сыра, нереализованный остаток – 3 – 3,2 тысячи тонн. По выпуску сливочного масла мы приросли почти на 30% и тоже провалились не так много – не реализовано 2,4 – 2,6 тысячи тонн. С одной стороны, производителям мешает низкая покупательная способность населения, с другой – значительно возросшие объемы продукции.

Однако выход есть. В последние годы неплохо идет дело по продвижению на рынке произведенного в Алтайском крае растительного масла. Компания «Сибирское раздолье» поставляла его в Прибалтику, Среднюю Азию, в нынешнем году еженедельно отправляют 360 – 390 тонн в Китай. Ряд наших предприятий, таких как «Алейскзернопродукт», продвигают в Китай и Монголию муку.

Но дело в том, что китайцы хотят брать не готовую продукцию, а сырье. В прошлом году в крае побывали три китайские делегации,  и всем им были нужны наш ячмень и наша соя, потому что они действительно натуральные, экологически чистые. Это их государственная политика – обеспечение внутренних потребностей за счет внутренних ресурсов. Однако сегодня в Китае выросли доходы населения, питание его жителей становится более европейским и граница потихоньку начала открываться.

– Но для того чтобы выйти на их рынки,  нужна поддержка федерального центра, – отмечает Александр Лукьянов.– Мы подготовили для Минсельхоза перечень продуктов, которые мы могли бы поставлять в Китай – муку, крупы, и направили его в правительство Китая. Ведь для того, чтобы зайти в китайскую торговую сеть, требуется именно разрешение правительства. Так там организована защита внутреннего рынка. Но внутренняя политика Китая меняется, и шансы найти общий язык увеличиваются.

Фоторепортаж