Барнаульское предприятие по производству гусеничной техники увеличит выпуск продукции

13:15, 09 февраля 2022г, Экономика 1228


Барнаульское предприятие по производству гусеничной техники увеличит выпуск продукции Фото №1

Барнаульский производитель гусеничной техники «АЛТАЙЛЕСМАШ» до конца года введет в строй новый малярный цех. Это позволит предприятию поднять культуру производства и нарастить выпуск готовой продукции.

Завод родился в начале нулевых годов, когда предприниматель Евгений Куксин приобрел в собственность пустующий цех бывшего барнаульского мясокомбината и начал ремонтировать в нем лесозаготовительную технику.

Сегодня «АЛТАЙЛЕСМАШ» производит крановые и сварочные установки, лесозаготовительную и лесопожарную технику, машины для геологоразведки, буровые установки, сельскохозяйственные тракторы.

Примерно 80% машин изготавливается непосредственно на заводе. Поэтому, согласно заключению Минпромторга РФ, «АЛТАЙЛЕСМАШ» является предприятием полного цикла, что позволяет ему участвовать в конкурсах на государственные закупки и нередко выигрывать их.

Технологическая цепочка

Журналист «АП» своими глазами увидел большую часть технологической цепочки. Она начинается от того места, где металлопрокат поступает на распиловку и резку, чтобы потом сварщики соорудили из полученных пластин раму и кабину машины. Далее конструкции отправляются в малярный участок и на сборку.

Параллельно токари и другие станочники изготавливают различные детали. Например, Игорь Щипов в тот день точил втулки для кабины.

«Я с детства хотел токарем быть, поэтому свою работу обожаю», – говорит он с серьезным лицом. На заводе Щипов трудится уже 15 лет и уходить не собирается. «Зарплата устраивает, выплачивают без задержки, что еще надо?» – рассуждает специалист.

На соседнем участке два сварщика собирают раму для вездехода на шести катках. На изготовление такой конструкции у них в среднем уходит три дня.

«Каждая рама промаркирована, так как под нашей маркой некоторые пытались продавать вдвое дешевле контрафактную продукцию, – объясняет замдиректора Самир Сулейманов. – Но мы легко разоблачили недобросовестных конкурентов».

Идем на участок раскройки металла. Оператор установки для лазерной резки Вячеслав Коноплёв имеет инженерное образование, поскольку оборудование стоимостью около 40 млн рублей доверят не каждому.

«Установка режет очень точно, вот посмотрите», – показывает Коноплёв на полученную шайбу диаметром в несколько миллиметров. Вячеслав около года работает на новой линии, до этого обслуживал станок для плазменной резки, который рассекает металл не в пример грубее.

Самая зрелищная картина для новичков представляется в сборочном цехе, где из отдельных частей рождается трактор. Несколько слесарей, мотористов, автоэлектриков по многу часов колдуют над каждой машиной: устанавливают в нее двигатель, трансмиссию, катки, обувают гусеницы, оснащают навесным оборудованием.

Далее она поступает в отдел технического контроля, специалисты которого проверяют работу агрегатов, ходовой части, органов управления.

Затем машину грузят на автомобильный трал или в железнодорожный вагон, чтобы доставить заказчикам, которые расположены по всей России от Сахалина до Калининграда, много потребителей в Сибири. Технику покупают государственные предприятия лесной отрасли, нефтедобычи, геологоразведки.

Продукцию «Алтайлесмаша» можно встретить в странах Латинской Америки, Латвии и Казахстане.

Новые модели

В конструкторском отделе предприятия над новыми моделями машин ломают голову 13 инженеров.

«Конечно, в своих разработках мы пляшем от аналогов, но идею подкидывает заказчик или руководство предприятия. И в процессе работы выясняется, что конструкция получается оригинальная», – говорит конструктор Игорь Дронов.

Например, сейчас он работает над машиной на гидростатической трансмиссии с мульчирующей головкой, краном-манипулятором и кузовом. Это универсальная техника, которая сможет измельчать порубочные остатки, валежник для очистки просек под установку ЛЭП. Она же при смене рабочего органа готова выполнять буровые работы, служить бульдозером или подъемником.

На создание опытного образца лесохозяйственного трактора у конструктора в среднем уходит четыре месяца. Но продолжительность работы зависит от сложности поставленной задачи.

Если раньше конструкторы чертили карандашами на ватмане, то сегодня – на экране компьютера. Но по-прежнему им приходится каждую деталь прорисовывать руками, хоть и с помощью мыши. Ничего не происходит в автоматическом режиме, как некоторые думают.

Производительность труда

С прошлого года «АЛТАЙЛЕСМАШ» участвует в национальном проекте, направленном на повышение производительности труда.

Внедрить принципы бережливого производства на участке по сборке гусеничной машины ТЛ-5АЛМ-01 предприятию помогали эксперты Регионального центра компетенций в сфере производительности труда.

Удалось изменить систему внутрицехового планирования, переставить оборудование так, чтобы не терять время на лишние перемещения, правильно оснастить рабочие места, внедрили адресную систему хранения сырья. В результате ежемесячную производительность завода удалось увеличить с 13 до 20 единиц гусеничной техники.

Инвестиции

На заводе регулярно вступают в строй новые производственные помещения. Сейчас строители монтируют крышу для будущего малярного комплекса. В проект инвестировано более 70 млн рублей, в основном собственных средств. По прикидкам, на завершение «малярки» уйдет как минимум столько же. Несмотря на подорожавшие строительные материалы, объект планируют сдать в этом году.

Параллельно со стройкой идет оснащение цехов новым оборудованием. На это потрачено более 100 млн рублей, и до конца года в модернизацию будет вложено еще порядка 40 млн. Большая часть оборудования куплена в лизинг. При этом государство компенсировало 5 млн рублей.

«Немного, с учетом общего объема инвестиций, но приятно», – считает Самир Сулейманов.

Ежемесячно на заводе образуется около 50 тонн металлических отходов. Пока их продают по бросовым ценам. Но в следующем году планируется организовать небольшое литейное производство, сырьем для которого и будут сегодняшние отходы.

Планы и вызовы

Последние годы предприятие наращивает выпуск и расширяет номенклатуру машин. Например, в этом году на заводе собираются монтировать свою установку разведочного бурения на шасси КамАЗа, ГАЗа и «Урала».

Как уверяет Самир Сулейманов, прошлогодний рост стоимости металла не повлиял на сбыт. Все потребители понимают, что «АЛТАЙЛЕСМАШ» был вынужден поднять цену на свою продукцию. «Сейчас металлопрокат опять дорожает, поэтому надо привыкать к новым реалиям», – считает заместитель гендиректора.

Он отмечает, что мощности завода сегодня загружены наполовину, поэтому до конца года есть все возможности увеличить выпуск продукции вдвое – до 50 машин в месяц.

Однако, по словам технического директора завода Андрея Хижина, развитие предприятия сдерживает недостаток рабочих кадров. Не хватает квалифицированных сборщиков агрегатов, токарей, операторов, хороших сварщиков, операторов станков с ЧПУ.

На «АЛТАЙЛЕСМАШе» готовы хоть завтра принять около 20 специалистов, не обидев их зарплатой. Она на предприятии начинается от 30 тысяч рублей. Как только работник получает квалификацию, денежное довольствие его увеличивается. Вся зарплата официальная, полный соцпакет, сверхурочные часы оплачивают отдельно, согласно трудовому законодательству. 

«Сами видите, наши люди работают в тепле, в чистоте. Поэтому и текучки кадров нет. Я пришел на этот завод в 2002 году, – вспоминает Андрей Хижин, – и не жалею».

Кстати, предприятие нуждается и в инженерных кадрах, поэтому готово предоставить студентам Алтайского технического университета базу для прохождения производственной практики.

Cправка

По данным самого предприятия, за 2019 год «Алтайлесмаш» продал потребителям 110 единиц техники,  в прошлом году – 156 машин. В 2022 году планирует выпустить около 200 единиц техники.

Фоторепортаж