Подведены итоги краевого конкурса «Война глазами детей»

11:00, 28 марта 2016г, Культура 2009


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В Театральной мастерской Вахрамеевых подвели итоги краевого конкурса «Война глазами детей», в котором приняли участие школьники и студенты из разных городов и районов.

А итоги таковы: семь тематических номинаций, более 80 юных участников, десятки страниц воспоминаний, в которых война предстает с совершенно непривычного ракурса. И настоящий документальный спектакль, пронзительно сыгранный детьми из театральной студии «Подросток». По сути, это великолепное напоминание о том, что театр может не только развлекать скучающих. И потому так хочется пожелать этому спектаклю быть увиденным как можно большим количеством зрителей.

«Я помню этот день»

Проект, поддержанный грантом губернатора для социально ориентированных некоммерческих организаций, в мастерской Вахрамеевых называют не иначе как гражданской акцией, и это не выглядит преувеличением. По ее условиям подросткам и молодым людям было предложено записать интервью с детьми войны (а ныне очень пожилыми людьми) о событиях их детства. «Это комплексная форма вовлечения молодежи в живой, действенный диалог со старшим поколением», – говорится о проекте. Молодые люди, с которыми удалось пообщаться после премьеры, признавались, что живой диалог во многом перевернул их представления о военном времени, которые были не очень-то подробными.

В постановке, созданной при минимуме сценического оформления и реквизита, каждый участник студии «Подросток» сыграл, по сути, несколько ролей, а каждая роль была составлена из фрагментов чужих воспоминаний. «Это единый собирательный образ детства», – объясняла директор театрального центра Анна Вахрамеева. Из некоторых интервью вошли всего несколько фраз, из других – целые истории. Причем живую неотрепетированную речь своих героев юные актеры воспроизвели максимально точно. «Я помню все бомбежки. Каждый день мы переживали бомбежки и думали, что, может быть, завтра нас уже не будет в живых». «Самым страшным для меня было начало войны, я долго ничего не понимала. Люди слышали по радио, все плакали. А я не понимала, почему они плачут». «Я хорошо помню этот день: туман, все солнце было в тумане, тепло было. Мой отец вышел во двор, его окружили местные жители и спросили как у военного: «Как будет война?» Я помню, что он ответил: «Три-четыре недели – и разобьем, дольше немец не продержится!» «А у меня на фронт забрали отца и обоих братьев. Один был двадцать четвертого года, а второй двадцать пятого. Мама пошла в военкомат просить, чтобы их не брали на фронт. Ей сказали: «Мы и двадцать четвертого берем, и двадцать пятого берем!» Она приходит домой, плачет, а мы все к ней – и тоже ревем. А что делать, только и плакали».

Но нет, не только плакали: еще очень много работали, наравне со взрослыми. И, конечно, учились в школе, и школьные сцены – настоящая отдушина в этом спектакле, в них много нежности, много светлого и смешного, ведь дети даже в страшное время остаются детьми.

После спектакля героиня одного из интервью – Лариса Новокшенова из Солтонского района рассказала нам, что спектакль ей очень понравился, а ее история тоже нашла в нем отражение:

– У меня сын работает в школе – продолжатель моего дела, я бывшая учительница истории. Он и предложил школьникам поговорить со мной, я ведь, как говорил мой отец, «довоенного производства». Всю войну с папой провела, его, как учителя, не забрали на фронт. А мама была мобилизована в Бийский эвакогоспиталь и там проработала всю войну. Это тоже везение, что ее, как медсестру, не взяли на фронт! Но все это время я была лишена общения с ней. В 1945 году ее демобилизовали, она вернулась домой и принесла несколько витаминок. Эти витаминки – они мне так запали в душу! Сейчас-то в любой аптеке можно купить столько всего… Она: «Лариса, я твоя мама!» – «Какая мама? У меня папа!» И она заплакала, что я ее не узнаю.

Преодолеть пропасть

Директор театрального центра Анна Вахрамеева говорит, что идея такой акции родилась почти случайно: знакомый вспоминал, как во время войны стал свидетелем гибели ребенка, а он сам, такой же мальчишка, случайно уцелел – и жил с этим всю жизнь, хотел кому-то рассказать.

– Мы работали с краеведом Галиной Белоглазовой, которая объяснила нам элементарные правила проведения интервью и помогла создать методическую базу для конкурса, – говорит Анна Ивановна. – Потом мы разработали анкеты для ребят, которые помогали бы им направлять беседу. Мы придумали сложную форму: не просто собрать воспоминания, но и вовлечь в это эмоциональное поле зрителей. И ребятишки из студии «Подросток» проделали невероятный путь! Сегодняшние сытые красивые дети, которые в свободное время играют в театре, вдруг каким-то усилием постарались услышать далекое прошлое, благодаря чему его услышал и зрительный зал.

Как оценивали работу детей? «Когда рождается заинтересованность, появляются и подробности, – объясняет Анна Ивановна. – Бывает, ребенок задал вопрос, ему ответили одним предложением – и этот ответ поменял направление всего интервью. Мы видим большое событие в том, что ребенок задал правильный вопрос и смог услышать ответ и развить тему». Всем участникам были вручены дипломы, а Гран-при завоевал школьник Илья Оробцов.

Участники проекта, одиннадцатиклассники Данил Рябицкий и Илья Беседин, говорят, что для них этот спектакль стал непростым опытом: «Нам сразу сказали, что на премьеру придут люди, у которых мы брали интервью, так что мы чувствовали большую ответственность».

Илья до недавнего времени сам участвовал в театральной студии, но из-за подготовки к ЕГЭ в спектакле не сыграл, зато записал интервью, с которым потом работали другие студийцы.

– Мне повезло: одноклассница узнала, что я участвую в этой акции, и сказала, что у нее есть бабушка, которая может рассказать про военные годы. Мы долго говорили, я записал семь страниц мелким почерком… Открытием было то, что для людей того поколения события военных лет, по сути, не прошлое, а настоящее.

А Данила Рябицкого, создавшего в этом спектакле яркие образы, поразило то, как просто и обыденно говорят эти люди об ужасном: «Помню, человек рассказал, что есть было нечего и в ход шли кожаные вещи. Так просто, как сегодня мы говорим, что сходили в магазин. И он не ждал сочувствия и жалости, он пережил это и просто рассказал».

Режиссер этого удивительного спектакля Елена Анисимова говорит, что работа над постановкой заняла около двух месяцев и далась нелегко:

– Это наш первый опыт с документальным театром. Знаете, когда ребята впервые начали читать эти воспоминания, возникла пропасть непонимания, потому что очень сложно сострадать тому, чего не знаешь. И мы долго разговаривали, была большая подготовительная работа над этюдами, много вариантов. Мы пытались погрузиться в эту атмосферу, понять, что значит быть ребенком во время войны. Но на самом деле дети сами многое предложили в этой постановке, когда у них появился кураж, такая творческая радость.

О дальнейшей судьбе спектакля пока можно сказать вот что: 29 марта театр «Подросток» собирается в Новосибирск на фестиваль-конкурс детского и молодежного творчества «Сила искусства», где председателем жюри будет заслуженный артист России Сергей Афанасьев (он является главным режиссером Молодежного театра Алтая). А многочисленные интервью с детьми войны организаторы акции планируют издать в виде сборника – для начала в электронном виде.

Фоторепортаж