Путь великой танцовщицы Анны Павловой в 48 фотографиях показали в Барнауле

15:15, 11 сентября 2020г, Культура 1413


Путь великой танцовщицы Анны Павловой в 48 фотографиях показали в Барнауле Фото №1
Путь великой танцовщицы Анны Павловой в 48 фотографиях показали в Барнауле Фото №2
Путь великой танцовщицы Анны Павловой в 48 фотографиях показали в Барнауле Фото №3
Путь великой танцовщицы Анны Павловой в 48 фотографиях показали в Барнауле Фото №4
Путь великой танцовщицы Анны Павловой в 48 фотографиях показали в Барнауле Миниатюра №5
Путь великой танцовщицы Анны Павловой в 48 фотографиях показали в Барнауле Миниатюра №5
Путь великой танцовщицы Анны Павловой в 48 фотографиях показали в Барнауле Миниатюра №5
Путь великой танцовщицы Анны Павловой в 48 фотографиях показали в Барнауле Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

9 сентября в Барнауле открылась выставка «Анна Павлова. Бессмертный лебедь» из собрания Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина (Москва).

Экспозиция разместилась в выставочном зале ГМИЛИКА и помимо уникальной коллекции фотографий великой балерины представляет ее личные вещи и кинохронику выступлений. Корреспонденты «АП» застали монтаж выставки и расспросили ее куратора, заместителя начальника отдела региональных и специальных проектов Бахрушинского музея Александра Рубцова о значении этого события.

– Доставить в регион подлинные предметы – это дорогостоящая история, но мы привезли замечательные камерные экспонаты, – рассказал Александр Михайлович. – Это два скульптурных портрета Анны Павловой, выполненных Георгием Лавровым и Серафимом Судьбининым, а также удобные домашние туфли балерины, ее кошелек и, конечно, один пуант. В собрании нашего музея есть единственная пара балетной обуви, принадлежавшей Павловой, так что одна туфелька осталась у нас, а другая сейчас в Барнауле. В музейной практике ведь пара обуви считается как два предмета: «туфля с правой ноги» и «туфля с левой ноги» (улыбается).

Жизнь в 48 снимках

Куратор сожалеет, что в Барнаул не удалось привезти огромную афишу дягилевских «Русских сезонов» с изображением Павловой, созданную самим Серовым. Зато в зале ГМИЛИКА сейчас можно проследить путь великой танцовщицы в 48 фотографиях, шесть из которых напечатаны на больших баннерах практически во всю высоту музейных стен.

– Здесь прочерчена линия с самой ее юности, когда она поступила в Императорское театральное училище: ее работа в Мариинском театре, главные балетные партии, самостоятельная деятельность и заграничные гастроли, – говорит Рубцов. – Есть, например, совместное фото с Чарли Чаплином, который был в нее влюблен: посмотрите, такая стильная пара странных людей, выбивающихся из толпы. А вот фото на пороге ее лондонского дома «Айви-Хаус» и снимки в его интерьерах с котенком и собачкой. Анна Павлова очень любила животных. Даже приручила в Лондоне лебедя, который всегда ждал ее и, когда она приезжала с гастролей, ходил за ней по пятам. А она училась у него лебединой пластике, которая стала ее визитной карточкой.

Самый поздний снимок датирован 1931-м – последним годом ее жизни, балерина тяжело заболела на зимних гастролях в Нидерландах.

Как оригиналы этих фотографий оказались в этом собрании? Куратор рассказывает: «Основатель музея Алексей Александрович Бахрушин добывал их разными способами, понимая, где и у кого они могут находиться. Это свойство коллекционера, которое очень трудно понять. Естественно, были и дары, и предметы, приобретенные за деньги. Но есть и особый снимок, датированный 1904 годом, с личным автографом Павловой: «Алексею Бахрушину в день моего первого дебюта в Большом театре» – и мы понимаем, что он лично побывал на том спектакле. Бахрушин вообще был поклонником балетного искусства, собрал уникальную коллекцию балетных туфель и портретов балерин императорского театра своего времени, а на бенефисы дарил им браслеты из золота, и некоторые потом вернулись в наш музей…»

Но особое внимание Александр Рубцов призывает уделить трем экранам, на которых в режиме нон-стоп транслируются кадры дореволюционной хроники: тот самый «Умирающий лебедь» Сен-Санса, хореографическая миниатюра «Ночь» на музыку Рубинштейна и танец, который современники называли «Смерть цветка».

Музей-энциклопедия

Директор ГМИЛИКА Игорь Коротков говорит: это большая честь, когда федеральный музей обращает внимание на регионы:

– Барнаул – театральный город, но хорошего проекта, какой-то достопамятной выставки на эту тему у нас никогда не было. И когда в рамках соглашения между краевым Министерством культуры и Бахрушинским музеем появилась возможность совместных творческих проектов, сама собой всплыла тема этой передвижной выставки, которая давно знаменита в музейном мире. А самое ценное, что через месяц выставка поедет в Бийск, где будет демонстрироваться в старинном Бийском драматическом театре.

– Мы всегда активно сотрудничали с регионами, хотя сейчас, в постпандемической ситуации, это было проблематично, – признает заместитель генерального директора Бахрушинского музея по научной деятельности Ирина Баканова. – Но Алтай для нас особенный регион, очень театральный, и наше присутствие здесь необходимо в первую очередь для нас самих.

Как объясняет Ирина Викторовна, Бахрушинский музей не просто главный театральный музей страны, но практически музей – энциклопедия театрального искусства России, и потому его сотрудники рассчитывали на обратную связь. И тут же ее получили: директор ГМИЛИКА Игорь Коротков пообещал в подарок Театральную энциклопедию Алтайского края, а замдиректора краевого Художественного музея Наталья Царёва вручила гостям буклет о скульпторе Лаврове – авторе портретов Анны Павловой и одном из первых профессиональных художников Алтая.

А впереди еще некий совместный проект края и московского музея, посвященный 100-летию краевого театра драмы, которое будет отмечаться в следующем году.

– Федеральный музей, находящийся в Москве, не может ограничиться жизнью в пределах Садового кольца, – замечает куратор проектов Александр Рубцов. – Бахрушин ведь хотел, чтобы его коллекцию увидело как можно больше его соотечественников, так что он сам дал нам этот вектор.

Новости партнеров
Фоторепортаж