Торгуют в неравных условиях

14:30, 31 июля 2015г, Экономика 1658


Торгуют в неравных условиях Фото №1

Проблемы, с которыми сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), и пути их решения обсудили на прошлой неделе в Барнауле алтайские бизнесмены. Организатором «круглого стола» выступило Главэкономики совместно с краевым управлением по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

Войти в пятёрку

Введенные США и Евросоюзом антироссийские санкции и ответные меры со стороны России с новой остротой подняли вопросы высокой зависимости ряда секторов российской экономики от импорта товаров и технологий. Вместе с тем они создали российским производителям окно возможностей не только для того, чтобы существенно нарастить объемы производимой продукции, но и развить свой несырьевой экспортный потенциал. Президент страны Владимир Путин поставил перед правительством задачу наращивать несырьевой экспорт как минимум на 6% в год. В ответ Минэкономразвития РФ приступило к реформам института торговых представительств, связывая их напрямую с регионами. Количество таких цепочек теперь является критерием оценки работы соответствующего департамента МЭР. Ведомство разработало проект стратегии развития экспортной деятельности. Так что движение в нужном направлении идет. И есть шанс, что прогноз главы Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева о вхождении России к 2030 году в пятерку ведущих экспортеров сбудется.

Инфраструктура поддержки

Алтайский край имеет относительно невысокую долю экспорта в валовом региональном продукте (7% при 21% по СФО и 32% по России), но уже многие годы экспорт у нас преобладает над импортом в пропорции примерно 60х40. И, несмотря на снижение товарооборота ВЭД в первом квартале 2015 года на четверть,  большинство местных экспортеров смотрит в будущее с оптимизмом.

Из 44 предприятий, принявших участие в недавнем опросе,  25 объемы экспорта в этом году сохранили, пять значительно увеличили. По итогам 2015 года 24 полагают, что сохранят объемы, десять надеются на увеличение, снижения ожидают только три фирмы.

Специально для помощи предприятиям, занимающимся продажей товаров за границу, создан Алтайский центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Его руководитель Сергей Мазур сообщил, что на обеспечение работы центра в краевом бюджете на этот год заложено 3 млн рублей. Деньги пойдут на организацию нескольких выставок и бизнес-миссий, перевод и адаптацию иностранных сайтов, проведение маркетинговых исследований, семинаров. В ближайшие месяцы край принимает делегации из Южной Кореи и Монголии, в сентябре участвует в выставке в Китае, затем намечена бизнес-миссия в Казахстан.

У центра есть соглашения с рядом торгпредств за рубежом. Через эти каналы можно решать вопросы поставок алтайской продукции. К услугам участников ВЭД и экспортное страховое агентство России «ЭКСАР». Эта государственная корпорация предоставляет ряд кредитных и страховых продуктов. В Алтайском крае несколько банков работает с экспортерами, используя услуги «ЭКСАРа». С учетом того, что гарантии корпорации имеют первую категорию обеспечения, банки без опаски могут выдавать кредит, не создавая под него резерв на случай невозврата. Это позволяет им на 1-2 процентных пункта снижать стоимость кредитов. Но за свои услуги «ЭКСАР» берет те же 1,5% годовых.

Часто иностранные покупатели боятся авансировать российских производителей продукции, а без предоплаты трудно выполнять крупный заказ. Приходится брать кредит на приобретение сырья, что удорожает продукцию. Чтобы преодолеть недоверие, используются расчеты через аккредитив. Покупатель перегоняет аванс или полный расчет банку, которому доверяет, а тот сам или через банк-партнер выдает предоплату российскому производителю. Последний выполняет заказ, после получения его покупателем банк переводит оставшиеся деньги продавцу. На случай невыполнения заказа сделка страхуется «ЭКСАРом». Сейчас подобная схема распространена с китайскими покупателями.

С августа Европейский банк реконструкции и развития возобновляет для алтайских экспортеров финансовые, консалтинговые и маркетинговые услуги.
Агентство стратегических инициатив разработало федеральную «дорожную карту» поддержки экспорта. Сергей Мазур предлагает создать подобный план работы на региональном уровне, пригласив к его созданию всех заинтересованных предпринимателей. По мнению Мазура, алтайская «дорожная карта» позволит планировать работу ведомств, курирующих ВЭД; увеличить число экспортеров, нарастить объемы несырьевого экспорта. В свою очередь начальник Главэкономики Николай Чиняков считает, что помимо «дорожной карты» необходимо стратегическое видение определенных рынков. Ведомство Чинякова уже оценивает, какая производящаяся в крае продукция может быть интересна иностранным покупателям, анализирует маршруты ее транспортировки.

Дороже, чем у соседей

Однако у участников ВЭД есть много финансовых и организационных проблем. К последним можно отнести всё, что касается взаимодействия с контрагентами, согласования условий контрактов, лицензирования и сертификации конкретной продукции, логистики поставок. Возить товар за границу сегодня хлопотно и дорого, особенно в Китай, являющийся одним из основных покупателей алтайского экспорта.

По мнению коммерческого директора Алтайской внешнеэкономической компании Андрея Кудашова,  российские экспортеры в рамках Таможенного союза находятся в худших условиях по сравнению с казахстанскими партнерами. Во-первых, сельхозпредприятия Казахстана могут экспортировать пшеницу, рапс, подсолнечник без пошлин, российские компании вынуждены ее платить.

Затруднена транспортировка продукции из Алтайского края в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Российских перевозчиков, говорит Кудашов, просто не пускают в Казахстан. При этом российская международная транспортная компания берет 30-40 рублей за километр пути, казахстанские перевозчики требуют 140-150 рублей.

Замначальника Алтайской таможни Дмитрий Линник считает, что для урегулирования вопросов транспортировки продукции надо инициировать межправительственное соглашение между Россией, Казахстаном и Китаем.

Директор по продажам компании «Юг Сибири» Максим Степнов предлагает добиваться создания федеральной программы строительства или восстановления терминалов на границах с КНР, в частности, перехода Забайкальск – Маньчжурия.

– Казахстан монополизировал транспортные услуги на Китай, но давайте не забывать, что от Алтая до Забайкальска примерно одинаковое расстояние, при этом российский железнодорожный тариф существенно выше казахстанского, – заметил представитель «Юга Сибири». – Если правительство хочет активизировать экспорт в КНР, необходимо снижать тариф.

По информации Андрея Кудашова, на Алтае работает только один международный интермодальный контейнерный оператор. Компания предлагает жесткие условия оплаты. В Новосибирске таких операторов несколько, и они ведут себя более лояльно по отношению к клиентам.

– Пока у нас транспортировка получается дороже, чем у соседей, и мы им проигрываем в конкурентной борьбе, – констатирует специалист.
Между тем через Алтай проходят три железнодорожные ветки, две федеральные трассы в сторону Центральной Азии, аэропорт Барнаул имеет международный терминал. Но все грузопотоки в основном идут транзитом. Транспортная инфраструктура не загружена. В то же время Казахстан участвует в развитии шелкового пути как страна-транзитер с юга на север и с запада на восток. А Новосибирск превращается в мощный логистический хаб.

По мнению Андрея Кудашова, его перегруженность дает возможность перенести часть функций в Алтайский край. Увеличивая грузопоток, можно нарастить оборачиваемость подвижного состава, использовать возвратные контейнеры и автомобили,  что значительно удешевит транспортную составляющую экспорта. Там, где развита логистика, развивается кооперация, туда идут инвесторы, сборочные производства. На примере развития туруслуг можно привлекать малый и средний бизнес к оказанию услуг, инвестора – к созданию логистической инфраструктуры.

Председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц напомнил, что по-прежнему высоки банковские ставки,  растут тарифы на электроэнергию и тепло. Это удорожает продукцию и снижает экспортный потенциал предприятий. Он отметил, что все те же проблемы, с которыми сталкиваются производители при продаже продукции за рубеж, присутствуют и при вывозе в регионы России, поэтому мы видим на прилавках колбасу из Кузбасса, молочные продукты из Томска и хлеб из Новосибирска. Фриц предложил часть инструментов, которые власти применяют для стимулирования экспортеров, использовать и для тех, кто вывозит на инорегиональные рынки.

В заключение Николай Чиняков пообещал все возникшие и не разрешенные в ходе обсуждения вопросы «взять в проработку» и найти пути их решения вместе с коллегами из других краевых и территориальных подразделений федеральных ведомств.

 

Фоторепортаж