В Алтайском крае проведут реформу формата оказания первичной медико-санитарной помощи

13:01, 25 октября 2018г, Медицина 1578


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Мобильные фельдшерско-акушерские пункты – это одно из решений в рамках выполнения майского указа президента Владимира Путина, где развитие системы здравоохранения находится в числе приоритетных тем. Во вторник проблемы и задачи отрасли обсуждали в Новосибирске на совместном заседании совета при полномочном представителе президента в Сибирском федеральном округе и совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

Мобильные ФАПы

– Поставлена задача по снижению смертности от онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний, младенческой смертности, – отметил полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло. – Необходимо повышать доступность и качество первичной медицинской помощи, устранять кадровый дефицит. Для этого разработан национальный проект «Здравоохранение». В течение последних трех месяцев регионы готовили в него свои предложения. Сразу шесть регионов Сибири видят для себя главную цель – борьбу с онкологическими заболеваниями. Четыре – развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи.

Успешная реализация нацпроекта «Здравоохранение» должна способствовать в первую очередь повышению продолжительности жизни населения. Уже известно, что в ближайшие несколько лет в регионах Сибири будет построено более 600 объектов здравоохранения, причем в сельской местности. Предусмотрена реконструкция учреждений онкологического профиля. Планируется закупить почти 240 мобильных медицинских комплексов для малонаселенных пунктов.

Как уже сообщала «АП», во время заседания губернатор Виктор Томенко рассказал о ее развитии в Алтайском крае. Проекты и опыт наших медиков в оказании первичной медико-санитарной помощи могут быть полезными другим регионам Сибири.

Сегодня система оказания медицинской помощи в селах с числом жителей до 100 человек переориентирована на выездные формы работы – автопоезд «Здоровье» и регулярные выезды специалистов центральных районных больниц. Но, конечно, для получения полноценного лечения этого недостаточно.

– Для плановой и системной работы необходимо дооснащение центральных районных больниц мобильными ФАПами, – отметил Виктор Томенко. – Они позволят решать все вопросы, связанные с приемом пациентов, проведением диспансеризации хронических больных, выпиской рецептов и обеспечением льготными лекарственными препаратами. Также важно обеспечить проведение вакцинации и других необходимых профилактических и лечебно-диагностических процедур. Мы рассчитываем, что мобильные ФАПы сгладят проблему дефицита кадров.

Почему именно первичная медико-санитарная помощь ставится во главу угла? Это связано с сокращением населения малых сел, сложностями с транспортной доступностью. Последние годы все острее ощущается кадровый дефицит в сельском здравоохранении, растет износ медицинского оборудования, зданий сельских больниц, амбулаторий и ФАПов. Именно поэтому сохранение сети и поддержание ее в работоспособном состоянии – одна из ведущих задач, стоящих перед руководством Алтайского края.

Кроме того, небольшие по численности прикрепленного населения медицинские организации не имеют возможности сформировать полноценное штатное расписание для узких специалистов и укомплектовать должности. Для развития этого вида медицинской помощи в регионе дополнительно на площадках медицинских организаций второго уровня планируется организовать четыре консультативно-диагностических отделения, работающих по межрайонному принципу, а также четыре центра амбулаторной онкологической помощи.

Новые технологии

По мнению специалистов, сейчас очень важно сократить время ожидания пациентов в очереди, упростить процедуры записи на прием к врачу. Поэтому в Алтайском крае проводят реформу формата оказания первичной медико-санитарной помощи. Все изменения как раз направлены на обеспечение записи на прием к врачу, минуя обращение в регистратуру. В регионе будут внедрять в практику здравоохранения информационные технологии и с использованием единого брендбука.

– Региональные наработки позволили вступить в приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», – отметил губернатор. – При его реализации используются бережливые технологии. Так, в 2017 году они внедрены в 14 краевых медицинских организациях, в текущем в проекте работают 34 поликлиники. А к окончанию проекта бережливые технологии будут во всех поликлиниках края.

В Сибири бережливые технологии сегодня применяют порядка 30% медицинских организаций. Уже понятно, что они позволяют не только сократить очереди в поликлиниках, но и создать дружелюбную атмосферу в медицинской организации, партнерские отношения между врачом и пациентом. Использование новшества должно повысить приверженность к лечению и снизить число жалоб на медицинское обслуживание. В целом внедрение бережливых технологий в практику позволит вывести организацию медицинской помощи на иной, более качественный уровень.

Как будет проходить весь этот процесс? В приоритете – развитие детских поликлиник.

– Финансирование выделяется под ряд критериев, и переход на бережливые технологии как раз один из них, – рассказала во время совещания первый заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева. – За три года все поликлиники должны перейти на работу по такому принципу. Бережливые технологии – это комплекс решений. Я до сих пор не понимаю, почему в некоторых поликлиниках травматолог-хирург принимает на третьем этаже. Зачем заставлять пациента бегать с третьего этажа на первый, где сидит терапевт? Это же абсолютно элементарные вещи! Точно так же, как и развести потоки пациентов. Недавно захожу в детскую поликлинику. В коридорах плач и крики. Спрашиваю, что такое. Отвечают: «День здорового ребенка». – «А почему такой шум?» В ответ: «Так вакцинация еще сегодня». Зачем делать все в один день?

По словам Татьяны Яковлевой, важно не только качество оказания медицинских услуг. Поликлиника начинается с регистратуры. Практика показала: психологическое тестирование регистраторов дало снижение жалоб в три раза! Абсолютно очевидно, что не каждый человек может работать с людьми. Есть очень конфликтные специалисты, которые сидят в регистратурах. Поэтому иногда получается так: вроде бы и врач отличный, и много внимания уделил пациенту на приеме, но грубо отвечающий регистратор все испортил. Работа над всем этим как раз и есть бережливые технологии.

Фоторепортаж