В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром»

07:43, 12 апреля 2022г, Культура 1148


В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Фото №1
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Фото №2
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Фото №3
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Фото №4
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Фото №5
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Миниатюра №6
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Миниатюра №6
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Миниатюра №6
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Миниатюра №6
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка «В гармонии с миром» Миниатюра №6

Фото Евгений НАЛИМОВ

Она посвящена100-летию со дня рождения единственного на Алтае народного художника России Михаила Будкеева.

Из фондов ГХМАК в экспозицию вошло семь работ, остальные – из собрания семьи мастера, причем некоторые еще не выставлялись.

Талантливый ученик

Михаил Яковлевич родился в 1922 году в селе Овсянниково Целинного района. Еще до войны поступил в Канскую военную летную школу, затем попал в Новосибирское пехотное училище. Воевал как офицер, в Курской битве был тяжело ранен в ногу разрывной пулей, но чудом избежал ампутации. После войны вернулся на Алтай.

Куратор выставки кандидат искусствоведения Людмила Лихацкая говорит, что еще на военной службе Будкеев много рисовал, в госпитале познакомился с художником, а потом в Бийске встречался с эвакуированными мастерами. Начинал работать как оформитель, потом был помощником театрального художника. В 1949 году он даже выдержал экзамены и поступил в Алма-
Атинское художественное училище, но из-за того, что ему не смогли предоставить общежитие, решил вернуться на Алтай и продолжать самообразование.

– Он действительно не имел бумажки об окончании высшего или среднего учебного заведения, – говорит его сын Сергей Будкеев, известный музыкант, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения. – Благодаря таланту он сделал себя сам, учился, как художники прошлых веков, у лучших мастеров, из рук в руки. Отчасти поэтому он сохранил этот сдержанно-восторженный взгляд.

Все главные темы

«Когда я спрашивал отца, почему он не писал о войне, он говорил: «Слишком страшная это вещь, чтобы ее изображать», – вспоминает Сергей Будкеев. Он все время писал о жизни, наслаждался тем, что имеет возможность видеть эту природу, людей».

Военные реминисценции присутствуют лишь в небольших работах 1961 года, представляющих руины на окраине Пскова. Но в остальном эта выставка действительно торжество жизни и восторженный взгляд на нее. В небольшой экспозиции можно увидеть главные темы в творчестве художника: архитектурный пейзаж старого Барнаула представляет одна из центральных работ на выставке «Весной 1969 года. Большая вода», на которой художник запечатлел наводнение. Есть и горы – а на Будкеева в свое время огромное впечатление произвели работы первого профессионального художника Алтая Григория Чорос-Гуркина. Наконец, в 1980-е годы благодаря крупным проектам «Алтай – Баганур – Гоби» и «Алтай – горы дружбы» Михаил Яковлевич влюбился в Монголию, создав там множество портретов и пейзажей, и несколько «монгольских» работ можно увидеть в экспозиции.

– Михаил Яковлевич был замечательным художником-анималистом, сейчас это уходящий жанр. Он очень любил лошадей, – говорит Людмила Лихацкая и обращает наше внимание на большую работу «Табунщики Курая». – Но, кроме этого, он еще мастер сочной, красивой живописи. Вот обыкновенная лошадь на фоне гор, но это удивительный пейзаж, настоящий образ.

– Мы сразу мыслили, что это будет выставка, которая станет открытием для зрителей, и для нас тоже, – подчеркивает директор музея Инна Галкина. – И вновь убедились, что это большой, капитальный мастер: насколько он владел живописью и пластическими средствами, с какой любовью все это сделано!

Из нескольких тысяч

Говоря о художнике, знавшие его непременно вспоминают о мягком красивом юморе, а еще о его организаторской деятельности – в начале 1970-х он избирался председателем Союза художников Алтая.

Сергей Будкеев замечает, что наследие его отца насчитывает несколько тысяч работ, включая этюды, рисунки, эскизы и те законченные произведения, которые уже разошлись по музеям и галереям страны и были подарены иностранным делегациям из Японии, США, почти всех европейских стран.

– Где его работ точно нет, так это в Австралии, – улыбается Сергей Михайлович. – Из такого большого количества отобрать идеально просто невозможно, особенно для такого небольшого пространства. Поэтому мы решили показать всего понемногу, здесь нет сложного сюжета. Хотели представить его ранние работы 1960-х годов и поздние, скажем, 2018 года. Он, вообще-то, умер с кисточкой в руках за полтора месяца до 97-летия. Накануне мы были у него – он ночевал в мастерской, чтобы не тратить время на дорогу. Мы смеялись, строили планы…

Кстати, сын художника подчеркивает, что открытие в музее только начало юбилейного года, и планирует на разных выставочных площадках города тематические экспозиции. Хочет отдельно показать Монголию Будкеева, отдельно – портретную галерею или натюрморты. Обещает представить этюды, тем более что автор их почти не выставлял.

Фоторепортаж