Выбери помощника и программу!

13:45, 03 апреля 2015г, Общество 1750


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В комплексном центре социального обслуживания населения города Новоалтайска каждый день многолюдно.

«Жду прихода Олюшки»

Вместе с сотрудниками центра мы отправились на улицу с редким названием Непроезжая. На ней и впрямь не развернуться. А вот дом восьмидесятилетней пенсионерки Тамары Сергеевны Кашиной оказался очень просторным, с пристройками и большими комнатами.

– Мы его сами с мужем построили, когда родилось четверо детей, – поясняет хозяйка. – А теперь я одна в нём осталась да ещё хожу плохо после переломов, без помощника не обойтись.

Тамара Сергеевна гостям рада и с удовольствием рассказывает о себе:

– 1 июля мне будет 81 год. Родилась в селе Подпалатцы Курьинского района. Образование начальное,  с 12 лет пошла работать в колхоз, пасла телят, караулила кур, возила почту,  а в 16 лет меня отправили на лесозаготовки. В Новоалтайске 12 лет отработала в столовой геологической экспедиции, а на пенсию ушла с «Трансмаша» из литейки,  где красила разные железки перед обжигом в печи. С мужем мы прожили 45 лет, его не стало 17 лет назад из-за тяжёлой болезни лёгких.

Несмотря на то, что пенсионерка осталась в доме одна, о ней заботятся дочери Люба, Светлана, сыновья Володя и Сергей. Хотя они живут не в Новоалтайске, могут приехать по первому зову. Но каждый день не наездишься. Сейчас она почти не выходит во двор, днём занимает себя чтением журнала ЗОЖ с народными рецептами лечения и церковной литературы. Правда, глаза уже не те, приходится пользоваться лупой. Её обслуживает на дому социальный работник Ольга Шелупанова.

– Всегда с нетерпением жду прихода Олюшки. Она приносит мне дрова, уголь, покупает продукты, лекарства,  при этом все чеки покажет и отчитается. Но я ей доверяю, привыкла к ней за восемь лет, другой не надо. Оля очень хороший человек, внимательная, и уборку в доме сделает, и поговорит со мной.

– У нас сразу сложились тёплые отношения с Тамарой Сергеевной, она за всё благодарит, старается похвалить меня, – признаётся Ольга. – Прихожу к ней и уже вижу, что нужно сделать: дорожку от снега очистить, золу вынести за ограду, чтобы её спецмашина подобрала. И так у каждого пенсионера. Всего обслуживаю на дому 14 человек, в основном бабушек, дедушек только четверо. Работать приходится каждый день. В один микрорайон города еду сегодня, в другой – завтра. Если надо вызвать «скорую», задерживаюсь, дожидаюсь врачей, получаю выписки по лечению.

Ольга Викторовна по образованию экономист, работала воспитателем в детском саду, а последние 23 года – социальный работник. Она искренне говорит, что это занятие ей нравится.

– Новый регламент изучила. Нормативы облегчат нашу работу, теперь точно знаю, кому нужно только продукты принести, кому приготовить обед и поговорить,  а некоторым выполнить целый набор услуг. Если человек недомогает, измеряю давление, температуру, даю лекарства или вызываю «скорую». Убедила всех своих подопечных приобрести тонометры, теперь стараюсь, чтобы у каждого из них дома был глюкометр для определения уровня сахара в крови, – говорит Ольга Шелупанова.

Прозрачность и право выбора

Люди обращаются к специалистам центра по разным вопросам, а в день нашего посещения в актовом зале проходили очередные занятия социальных работников. Центр обслуживает 448 людей пожилого возраста и инвалидов в Новоалтайске, ЗАТО «Сибирский», Первомайском и Косихинском районах. С начала этого года вступил в силу новый Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан РФ».

Чем же обслуживание по новым правилам отличается от прежнего? Директор центра Алёна Егошина поясняет:

– Федеральный закон очень прозрачен, он регламентирует взаимоотношения всех служб, которые работают с получателями социальных услуг. В Алтайском крае приняты стандарты социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, где чётко прописана каждая услуга (всего их 42), её объём и периодичность. Например, покупка и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров, лекарств, газет, журналов будут осуществляться не менее двух раз в неделю. Определено и затрачиваемое на это время: 40 минут за один раз для благоустроенного жилья, 50 – для неблагоустроенного и в сельской местности. При этом каждый гражданин, находящийся на нашем надомном обслуживании, может воспользоваться как одной услугой, так и целым комплексом. Социальный работник теперь чётко понимает свою нагрузку, время, которое он посвятит клиенту, а пенсионер лишнее время не находится в ожидании и знает, к какому часу придёт его помощник.

В новом законе записано, что к обслуживанию на дому допускаются и коммерческие организации. Некоторые пенсионеры опасаются, что это похоже на попытку государства освободиться от части забот о них. И откуда старикам знать, можно ли доверять конкретной коммерческой организации, впуская в дом её сотрудников? Поэтому мы поинтересовались у Алёны Егошиной, не ухудшится ли в связи с этим ситуация для людей пожилого возраста и инвалидов?

– Нисколько. У получателя соцуслуг должно быть право выбора, возможно, он захочет, чтобы другая организация обслуживала его. В социальном законе жёстко прописано: поставщик должен доказать, что на рынке этих услуг он довольно долго и успешно работает. А значит, пройти соответствующую государственную регистрацию и жёсткий отбор в Главалтайсоцзащите. Тогда он будет внесен в реестр поставщиков, – успокаивает Алёна Владимировна.

В новом законе записано, что социальное обслуживание по-прежнему предоставляется по желанию пенсионера, имеющего на это право. 

Не придётся ли им платить соцработнику больше обычного? Разъяснение нам дала специалист отделения срочной социальной помощи комплексного центра Юлия Ишевских:

– При обслуживании на дому сначала определяются степень нуждаемости и возможность получения услуги: бесплатно или платно, разрабатывается индивидуальная программа. В первую категорию попадают граждане, чей доход не превышает полутора прожиточных минимума, на сегодня это 9268 рублей 50 копеек. Если пенсионер, например, имеет в месяц 13 тысяч, отнимаем от них первую сумму и получаем 3731 рубль 50 копеек. Плата за социальные услуги не должна превышать половину этого остатка, то есть 1865 рублей 75 копеек, даже если количество набранных услуг превышает эту сумму. А если он подписался на меньшее их количество, то выгоднее оплачивать по тарифам. Главное для бабушек и дедушек – знать их и выбирать необходимые.

В связи с новым законом никто из них не пострадал, наоборот, добавилось людей пожилого возраста и инвалидов, которые теперь обслуживаются бесплатно. Если раньше помощь на дому соцработников обходилась их подопечным начиная от девяти рублей (самое большее - 1400), то и теперь суммы отчислений с пенсий за это остаются на прежнем уровне. Постановлением администрации края утверждён дополнительный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг, среди них – инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

Что входит в новые стандарты? Как обычные услуги: купить продукты, приготовить обед, протопить печку, убрать квартиру, так и новые. А ещё психологические, педагогические, юридические услуги, например, если клиенту надо помочь решить вопрос с землёй или недвижимостью. Бывает, что обслуживаемый инвалид имеет маленького ребёнка. Социальный работник может за ним присмотреть во время посещения. Появилась и новая услуга – кратковременный присмотр за детьми до 7 лет, направленный на обеспечение безопасности ребенка. Кстати, тарифы на услуги невысокие и общая сумма оплаты составляет небольшую часть дохода людей пожилого возраста и инвалидов. Например, одна из подопечных центра сказала, что получает пенсию 20 тысяч рублей, а платит за обслуживание на дому 980 рублей в месяц.

Фоторепортаж