Как в Алтайском крае реализуют закон о собраниях, митингах и пикетах

17:16, 02 декабря 2015г, Общество 1476


Как в Алтайском крае реализуют закон о собраниях, митингах и пикетах Фото №1

За последние три года, включая текущий 2015-й, в Алтайском крае было проведено 1258 публичных мероприятий.

Не всегда они проходили гладко, отменялись и переносились с одного места на другое по настоянию муниципальных властей. Между тем правила их организации и проведения регулируются принятым 31 декабря 2004 года региональным законом «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края». Как он реализуется на практике – этот вопрос был основным на расширенном заседании комитета по правовой политике краевого парламента.

Цели акций

В последний раз расширенное заседание по обсуждению реализации этого закона комитет проводил в декабре 2013 года. «С тех пор активность населения в проведении публичных мероприятий на территории края не пошла на спад, а в определённые периоды даже существенно возрастала, – отметил председатель комитета по правовой политике АКЗС Андрей Осипов. – Целью сегодняшнего мероприятия является обсуждение результатов применения закона, выявление возникающих проблем и выработка мер для их преодоления. Наличие действенных правил поведения при проведении публичных мероприятий, их соблюдение позволяют обеспечить общественную и личную безопасность граждан, минимизировать риски совершения каких-либо противоправных действий».

С 2013-го по октябрь 2015 года в органы местного самоуправления поступило без малого две тысячи уведомлений о проведении публичных мероприятий. За это время на территории края был проведен 281 митинг, 501 пикет, 265 собраний, 211 шествий и демонстраций (автопробегов). Почти в каждом десятом случае администрации муниципалитетов отказывали организаторам в проведении публичных мероприятий в связи с несоблюдением ими положений законодательства.

Среди наиболее распространенных причин – неточная формулировка мест проведения запланированных мероприятий, нарушение сроков подачи уведомлений об их проведении, отсутствие в поданном уведомлении даты или времени проведения, данных об организаторе (номер телефона, подпись, адрес). Отказывали по причине того, что на конкретной заявленной территории проведение публичных мероприятий запрещено в принципе в соответствии с законодательством и т.д.

По словам начальника департамента внутренней политики администрации края Сергея Королева, за три последних года 433 заявки на проведение публичных мероприятий были аннулированы самими заявителями. Как правило, организаторы отменяли мероприятия из-за того, что переносили сроки их проведения или их не устраивало предложенное место для проведения акции. Всего же в течение 2013 – 2015 годов политические партии провели 513 публичных мероприятий, религиозные организации – 358, граждане – 293, общественные объединения – 93.

– Акции преследовали разные цели, – рассказывает Сергей Королев. – Это свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни региона и страны и т.д. Больше всего публичных мероприятий прошло в 2014-м – в год выборов губернатора Алтайского края – и составило 504 акции. В текущем году по состоянию на 1 октября на территории региона зарегистрировано 366 мероприятий, что ниже уровня 2013 года (388 мероприятий).

Кто выходит на митинги?

Наибольшее количество акций традиционно проходит в Барнауле, среди сельских территорий лидирует Волчихинский район. Всего за три последних года в публичных мероприятиях в целом по краю приняло участие 137,4 тыс. человек. Анализ показывает, что основную группу «митингующих», как правило, составляют одни и те же люди, являющиеся членами и сторонниками общественных и религиозных организаций, политических партий.

– Основной проблемой, связанной с реализацией закона при согласовании шествий и автопробегов, является желание организаторов провести публичные мероприятия на основных транспортных магистралях населенных пунктов в часы пик, – отметил Сергей Королев. – В Барнауле это проспекты Ленина, Красноармейский, Социалистический, Комсомольский, площадь Октября. Корректировка маршрутов движения проводится с целью недопущения заторов, поскольку данные магистрали являются главными по аккумулированию и перераспределению транспортных потоков краевой столицы.

По словам начальника управления организации охраны общественного порядка Главного управления МВД России по краю Сергея Вдовиченко, массовых беспорядков и серьезных нарушений общественного порядка и чрезвычайных происшествий в ходе проведения публичных мероприятий за эти годы допущено не было. К примеру, в 2014-м в регионе для обеспечения общественного порядка было задействовано 1192 сотрудника полиции, за десять месяцев текущего года – 860.

– На территории края в 2014 году состоялось два несогласованных с органами местного самоуправления мероприятия, в которых приняло участие 28 человек, в 2015 году – три таких акции с участием 35 человек, – сообщил Сергей Вдовиченко. – За совершение административных правонарушений в ходе публичных мероприятий в текущем году привлечено восемь человек, в прошлом – в два раза меньше. Вместе с тем в этой части возникают проблемы, связанные с некоторой недоурегулированностью правоотношений. К примеру, имеются практические трудности с использованием специально отведенных мест.

Дело в том, что при проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах уведомление не требуется. В случае каких-либо происшествий, нарушений общественного порядка или законодательства правоохранители ограничены в возможности своевременно пресечь нарушения и привлечь виновных к административной ответственности. Практически все специально отведенные для проведения публичных акций места не оснащены системой видеонаблюдения, входящей в автоматизированный программный комплекс «Безопасный город» или позволяющей каким-то другим способом вести онлайн видео-мониторинг происходящего.

А если видеокамеры есть, то расположены далеко от места проведения массовых публичных мероприятий. Детализированную картинку с них не получишь, тем более невозможно идентифицировать участников акций. «Считаем целесообразным при решении вопроса о включении определенных территорий в категорию специально отведенных мест учитывать мнение ГУ МВД России по краю», – подытожил Сергей Вдовиченко.

Буква и дух закона

Прокурор отдела прокуратуры Алтайского края Елена Давыдова акцентировала внимание депутатов на том, что органы местного самоуправления не всегда хорошо ориентируются в обсуждаемом законодательстве и часто не понимают его основополагающих моментов. Дают неправомерные отказы в проведении публичных мероприятий, перенося акции в «гайд-парки» по необоснованным основаниям. «К примеру, в прокуратуру края поступала жалоба, по результатам проверки которой мы направили представление в администрацию города Барнаула о том, что предложение перенести митинг с площади Советов на площадь Ветеранов является необоснованным, – рассказывает Елена Давыдова. – Территория площади Советов позволяет проводить публичные мероприятия в разрешенном сегменте – за пределами 50-метровой зоны, прилегающей к зданию администрации края».

Депутат АКЗС от «Справедливой России» Александр Молотов в свою очередь отметил, что надо четко различать норму закона и его реализацию. Закон Алтайского края о порядке проведения собраний, митингов и демонстраций ничем особо не отличается от подобных законов, принятых в других регионах. Вопрос – в исполнителях.

– К сожалению, на практике возникают некоторые проблемы, – сказал Александр Молотов. – Это и отказы в проведении публичных мероприятий по надуманным основаниям. И последнее событие – проведение одиночных пикетов перед зданием АКЗС. Я не отрицаю, что между пикетчиками тогда не было 50 метров, как требует закон. Но вышли законопослушные граждане, представляющие парламентские партии, у них не было никаких антиправительственных лозунгов. Кому, собственно говоря, они мешали? В связи с этим нужно говорить не только о букве, но и о духе закона.

Свои замечания и предложения по совершенствованию практики реализации закона «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» смогли высказать и другие депутаты, а также представители исполнительных органов власти. Результатом расширенного заседания стал ряд рекомендаций заинтересованным органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию работы в рамках реализации этого закона. Комитет по правовой политике вынес решение, в котором призывает обратить внимание администраций муниципалитетов на необходимость неукоснительного соблюдения законодательства при согласовании публичных мероприятий, в том числе не допускать необоснованных отказов в проведении акций.

Фоторепортаж