Зачем нести домой из храма горящую свечу и что делать с «четверговой солью»?

16:26, 27 марта 2019г, Общество 17555


1
1

В последнюю неделю Великого поста, которая в 2019 году выпадает на 22 - 28 апреля, верующих ждут многочасовые богослужения в храмах и несколько традиций, которые, порой, превратились из религиозных в народные. Речь идет о «четверговом огне» и «четверговой соли».

Вечером в Великий четверг во всех церквях читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий о последних днях земной жизни, страданиях и распятии Иисуса Христа. Во время богослужения все стоят с зажженными свечами. По многолетней традиции, горящие свечи люди забирают домой. Стараются донести не затушив. А вот дома каждый делает с огнем, скажем так, в силу своих познаний и веры. Объясняем, зачем нужен «четверговый огонь», согласно православному вероучению.

Еще в материале мы коснемся так называемой «четверговой соли». Сразу скажем, что это не средство от всех болезней и несчастий. Многое здесь связано с язычеством. Просто, когда Христос сказал «Вы – соль земли», он имел в виду духовное значение слова. Но в народном сознании оно обрело совсем другие, осязаемые очертания.

Когда появилась традиция зажигать свечи во время чтения Евангелия?

Традиция всем присутствующим за богослужением стоять с зажженными свечами во время всей службы утрени Великого пятка или во время чтения страстных Евангелий появилась еще в древней богослужебной практике Иерусалимской Церкви.

Там в ночь с Великого четверга на пятницу проводили богослужение, которое начиналось на Елеонской горе и заканчивалось почти утром на Голгофе. То есть, верующие просто вынуждены были стоять со свечами, так как было темно, а необходимо молиться и петь псалмы, видеть, что написано в Евангелии.

Тем не менее, сведений о том, что потом люди с зажженной свечой отправлялись домой, нет.

В каком виде «четверговый огонь» дошел до наших дней?

В Русской православной церкви изначально свечи зажигали только в храме. С ними стояли и верующие, и священнослужители. Но традиция относить «четверговый огонь» домой относится, скорее, к народным, а не каноническим. В то же время назвать ее «бабкиными суевериями» нельзя. Ведь это свеча из храма, пишет портал «Прихожанам о праздниках».

В наши дни верующие во всех уголках России помнят, что зажженную свечу нужно принести домой. А вот что делать с огнем дальше? Здесь мнения расходятся и наступает как раз та тонкая грань между верой и суеверием.

Что делать дома с зажженной свечой?

Если вы считаете себя верующим человеком, то от свечи, с которой стояли на службе в храме, можно зажечь домашнюю лампадку или просто поставить ее в подсвечник у икон. Некоторые люди также проходят со свечой по жилищу, нанося копотью крестики на верхние перекладины дверных и оконных проемов. Для этого даже есть специальные трафареты. Но вот когда «четверговый огонь» воспринимают, как своеобразный оберег и охранитель от всякого зла и нечистой силы, начинают ходить по углам и шептать какие-то наговоры – это совершенно неправильно.

О «четверговом огне» прекрасно написано в книге русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне»: «Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой».

О «четверговой соли»

На просторах интернета можно найти немало рецептов «четверговой соли», способы ее приготовления и целительные свойства. Считается, что готовить ее нужно в Страстную (Великую) среду, а потом давать животным и употреблять в пищу самим, чтобы не болеть.

Священники усматривают в этом лишь языческие корни и напоминают слова Иисуса Христа: «Вы — соль земли. Если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Здесь соль – это праведники, несущие Благую весть, а совсем не соль, как пищевой продукт. Но в то же время соль, как и хлеб, пшеница, вино, елей, пасха, куличи, яйца и другая пища, освящается для того, чтобы она была не только в пользу телесную, но и в пользу духовную — «жертву радования», говорит протоиерей Сергий Гусельников, подчеркивая, что это просто продукт, а не чудодейственное средство.

 
Фоторепортаж