Есть казаки на Алтае!

00:00, 13 августа 2013г, Общество 2603


Есть казаки на Алтае! Фото №1

В рамках Дня города в Белокурихе состоялся Межрегиональный фестиваль казачьей культуры. В нем приняли участие более 50 коллективов из Алтайского края, республик Казахстан и Алтай, Новосибирской, Кемеровской и Омской областей.

Этот день в Белокурихе был на удивление солнечным, уставшие от постоянных дождей жители края успели до вечера даже загореть. Как ни хотелось спрятаться в тень от жарких лучей, но так надо было успеть везде: побывать на концерте и пройти по торговым рядам, принять участие в конкурсах и увидеть выставки, покатать ребятишек на маленьких лошадках и сфотографироваться. А вот фотографии многие гости города-курорта увезут на родину удивительные. И будут рассказывать о том, что снимались они с самой что ни на есть настоящей саблей в руках, показывать на снимках удалых усатых казаков. Может, их родные и друзья удивятся, как удивились и они сами: на Алтае есть казаки!

Открылся День города на центральной площади Белокурихи. Жителей и гостей с праздником поздравили заместитель губернатора, начальник Главного управления образования и молодежной политики края Юрий Денисов, глава администрации города Константин Базаров и другие официальные лица. Гостей на сцене сменяли солисты и коллективы, зрители аплодировали юным танцорам и зрелым музыкантам. Все ждали праздничного шествия казаков. А когда наконец дождались, то одни зрители остановились на тротуаре и взялись за фото- и видеосъемку, другие пошли рядом с бравыми казаками и казачками-красавицами.

Когда красочное шествие вступило на главную площадь праздника, с его участниками встретился епископ Алтайский и Барнаульский Сергий. Со сцены он обратился и к гостям праздника, и ко всем жителям края.

- Господь хочет видеть на земле правду, мир, дружелюбие, – сказал отец Сергий. – Чтобы мы во всем поступали по совести, чтобы сердца наши были открыты друг другу, чтобы вокруг царили доброжелательность, любовь, мир, долготерпение. Место сие обязано прежде всего нашим казакам тем, что оно стало таким обжитым, любимым нами.

Прося зрителей о поддержке выступлений артистов, атаман Алтайского войскового казачьего округа Союза казачьих войск России и зарубежья Александр Ерохин так обозначил значение песни в жизни казачества:

- Казачья культура – это и песня, и быт, и жизнь казаков, отношения в семье, уважение к старшим. В песнях вся наша жизнь. Казачьи песни многогранны, наша песня – это кураж и удаль!

Не одна «Воля» и не одна «Вольница» да «Вечора» из разных краев-городов выступали на сцене. А были еще и «Горлица», и «Сибирь», и «Жаворонушки», и «Радуница» – всех и не упомнишь… Выступала и вокальная группа из поселка Шульбинск – пригорода Семипалатинска, возникшего во время строительства самой мощной из Иртышского каскада Шульбинской ГЭС. Вот что рассказал бывший гидростроитель подъесаул Егор Евченко:

- Мы – посольская станица Алтайского казачьего округа в Казахстане. Для нас очень важно участвовать в таких встречах, ведь мы, русские люди, должны сохранять свою культуру и традиции, поддерживать друг друга. Это – задача нашей станицы.

Нас всегда очень хорошо встречают, в Алтайский край мы приезжаем как домой, к родным людям, равным по духу. Такие фестивали – возможность узнать новых людей, делающих общее с нами дело, увидеть интересные коллективы, изучить их опыт, манеру пения. Надо сказать, что нас с уважением и вниманием слушают и в Казахстане: казачьи песни нравятся всем, потому что их поют душой. Но в Алтайском крае нам особенно интересно и важно выходить на сцену, потому что здесь подавляющее число зрителей – русские люди, им понятны и нужны наши песни. Бывали случаи, когда мы видели, что наши песни трогают слушателей до слез…

Но не только казачьи песни звучали в тот день над Белокурихой: в празднике участвовали также и русские народные, и фольклорные, а также фольклорно-этнографические ансамбли. Аплодировали гости фестиваля и заслуженному коллективу народного творчества России, заслуженному коллективу самодеятельного художественного творчества Алтайского края русскому народному хору «Голоса Сибири».

- Такой фестиваль нужно было сделать давно, – сказала заслуженный работник культуры РСФСР, хормейстер-дирижер, основатель и руководитель хора Валентина Шпак. – Когда пройдет несколько подобных праздников, казачья песня зазвучит широко. Все смешалось сейчас: русский хор поет казачьи песни, казачьи коллективы – русские народные. Нас не разделить теперь, мы все – Россия!

Светлана АЛЕКСАНДРОВА.

 

Справка «АП»
Первые казачьи отряды вступили на территорию Алтая в начале XVIII века. В 1717-1718 годах строятся первые укрепленные пункты – Белоярская и Бийская крепости. Для охраны рудников и демидовских заводов на Алтай командируются попеременно казачьи сотни из Тары и Кузнецка. После перехода демидовских заводов в ведение Кабинета в 1747 году и в связи с обустройством оборонительной линии казаки стали жить на Алтае постоянно. Они несли службу совместно с драгунами, солдатами и другими воинскими частями. В обязанности казаков входили дальняя разведка, охрана границы (караулы, разъезды), курьерская почтовая и конвойная повинности, обеспечение безопасности посольств, крепостные и строительные работы, заготовки леса, угля, сена, казенное земледелие, таможенная служба.
К 1764 году по предгорьям Алтая от форпоста Шульбинского до города Кузнецка на 749 км пролегала Колывано-Кузнецкая оборонительная линия, состоявшая из 9 крепостей и 53 редутов. С 1764 по 1771 год на Алтае возвели новую линию укреплений, получившую название Бийской казачьей линии. В 1808 году казачьи поселения на Алтае вошли в состав Сибирского линейного казачьего войска. В 1848 году участок линии Кузнецк – Бийск был упразднен. В начале XX века Бийская линия представляла собой цепь поселений, разбросанных от Усть-Каменогорска к Бийску на протяжении 389 верст. В военно-административном и хозяйственном отношении Бийская линия входила в состав 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска с центром в Усть-Каменогорске. Через Усть-Каменогорск осуществлялась связь с Омском, где находилось Главное управление Сибирского казачьего войска. Территория Бийской линии располагалась в пределах Бийского и Змеиногорского уездов Томской губернии. В ее состав входили три станицы: Чарышская (центр линии), Антоньевская и Верх-Алейская – в составе 19 поселений.
Главной отраслью казачьего хозяйства являлось скотоводство. Во многих поселках и станицах казаки занимались разведением молочного скота, завели общественные маслодельные заводы с сепараторами, артельным хозяйством, с учреждением потребительских лавок. Для налаживания маслодельного производства на Бийскую линию были приглашены специалисты по сыро- и маслоделию из Швейцарии. Важной отраслью казачьего хозяйства по праву считалось коневодство. Также казаки разводили овец, коз, свиней. Земледелие относилось к числу основных занятий казачества Бийской линии. Широко в казачьих хозяйствах Бийской линии были распространены промыслы: пчеловодческий, сапожный, плотницкий, кузнечный и извозный. Для казачьего населения был характерен высокий уровень грамотности: в каждом поселении были казачьи школы, а в некоторых – училища.
 

Фоторепортаж