Стать капитаном теперь просто

Но правила соблюдать нужно по-прежнему строго

00:00, 29 августа 2013г, Общество 1519


Стать капитаном теперь просто Фото №1

Владельцы лодок уже привыкли к тому, что их плавсредства считаются отнюдь не игрушками, а настоящими судами. Правда, маломерными. Однако это не умаляет степени ответственности шкипера при управлении таким речным корабликом.

- Судоходство, как обычно в сезон, интенсивное, – рассказал Сергей Ковалёв, заместитель начальника отдела ГИМС Главного управления МЧС России по Алтайскому краю. – А в этом году для владельцев лодок вообще на Оби просторно – воды много. К сожалению, среди судоводителей встречаются и нарушители. Как правило, в вину им вменяется управление плавсредством без прав или пользование незарегистрированной лодкой.

К счастью, аварий с маломерными судами в этом году не было. По сравнению с прошлым годом количество нарушений со стороны судоводителей уменьшилось: уже и в глухих углах владельцы «обушек» и «казанок» понимают, что пользоваться лодкой лучше официально. По словам Сергея Ковалёва, за навигацию в этом году составлено 204 административных протокола в отношении тех, кто пока не осознал необходимости придерживаться действующих на сегодняшний момент правил.

Кстати, сегодня стало гораздо проще стать капитаном маломерного судна. Начнём с того, что само понятие «маломерное судно» было изменено.

- Маломерным судном в соответствии с законом № 36-ФЗ от 23 апреля 2012 года считаются суда, длина которых не превышает 20 метров и общее количество человек на борту не более 12, - объяснил Сергей Ковалёв. – Всё, что свыше этого, подлежит регистрации и надзору в иных органах. Например, в Речном регистре. Но есть одна тонкость. Если судно по всем параметрам маломерное, но используется в коммерческих целях, например, для пассажироперевозок, оно однозначно подлежит регистрации в Речном регистре.

Есть категория судов, которая не подлежит регистрации вообще. Например, если судно массой (подчёркиваем, не грузоподъёмностью, а массой!) менее 200 кг. Но это в том случае, если оно ходит на вёслах либо оснащено подвесным двигателем мощностью менее 8 киловатт. Как правило, в эту категорию попадают надувные гребные лодки: даже если ваша «резинка» или «пэвэхашка» будет оснащена двигателем до 10 л. с. включительно, регистрировать в ГИМС её не обязательно.

- Но есть один нюанс, который люди часто упускают из виду, – рассказал Сергей Ковалёв. – Владельцы надувнушек порой считают, что если плавсредство не подлежит регистрации, то и удостоверение судоводителя ему не нужно. Но по законодательству права необходимо получать на все лодки, оснащённые двигателем мощностью даже 5 л. с. Так что учиться водить судно всё равно придётся.

На территории края обучением занимаются несколько организаций. В Барнауле их три – ООО «АКВАПРОФ», учебный центр МЧС и ПУ № 8. Проводятся курсы в Бийске и Камне-на-Оби. В настоящий момент это все школы, которые занимаются подготовкой водителей маломерных судов на территории края. Впрочем, основная масса зарегистрированных в регионе плавсредств находится как раз в этих населённых пунктах. Да оно и понятно, почему – все они расположены на берегу Оби.

В прошлом году технические осмотры лодок были приостановлены. Это было вызвано разработкой и принятием нового административного регламента. С этого года процедура возобновлена. Теперь она называется освидетельствованием маломерного судна.

- Теперь плавсредства, которые уже зарегистрированы в ГИМС, обязаны проходить очередное освидетельствование не ежегодно, а каждые пять лет, начиная с момента регистрации плавсредства, – объяснил Сергей Ковалёв. – Подчёркиваю, не с момента прохождения предыдущего ТО, а с момента постановки лодки на учёт. Например, в этом году освидетельствование должны пройти маломерные судна, зарегистрированные в ГИМС в 2008 году.

Как объяснил заместитель начальника отдела ГИМС, освидетельствование подразумевает не только проверку технической составляющей. Судну присваивается класс, устанавливается район плавания. Самодельные плавсредства и лодки, которые не имеют соответствующего сертификата, перед госрегистрацией проходят испытания на мореходные качества. Проверяется способность судна держаться на плаву, не переворачиваться и не идти ко дну при затоплении.

- Существуют определённые государственные стандарты, по которым мы определяем плавучесть, устойчивость и непотопляемость, – рассказал Сергей Ковалёв. – Для этого у нас даже оборудован мобильный пункт технического осмотра, который может работать на территории всего края. Место его дислокации в Барнауле, но в планах – оборудовать все значимые населённые пункты.

При освидетельствовании плавсредства проверяющие обращают внимание на состояние корпуса судна – нет ли течи, пробоин, сильных вмятин. Наличествуют ли все механизмы и детали, предусмотренные конструкцией. Электропроводка маломерного корабля должна быть в отличном состоянии. Если лодка оснащена стационарным двигателем, на борту в обязательном порядке должен быть огнетушитель. Если мотор подвесной, то огнетушитель не обязателен, но нужна плотная кошма, которой в случае чего можно погасить пламя. Предусмотренные конструкцией водооткачивающие устройства – помпы – обязаны работать. Сам двигатель регулируется так, чтобы в выхлопных газах концентрация СО не превышала предельно допустимых значений.

Разумеется, лодка должна быть укомплектована спасжилетами по числу пассажиров. Причём на воде все сидящие в лодке уже должны быть одеты в спасы, а не искать их где-то под сланями при виде катера ГИМС. На борту должен наличествовать так называемый конец Александрова (туристы-водники называют эту спасалку морковкой за её ярко-оранжевый поплавок, к которому крепится замок-карабин). В полном порядке – швартовые и якорные устройства.

Особое внимание следует обратить на номерные знаки. Они либо наклеиваются из цветной плёнки, либо наносятся контрастной краской в носовой части с обоих (!) бортов. В противном случае судоводителя ждёт административное наказание.

Преподробнейшим образом регламент освидетельствования размещен в сети Интернет на сайте ГУ МЧС. Придерживаясь указанных требований, судоводители в значительной степени обезопасят себя на воде.

Но что не сможет проверить ни один самый въедливый инспектор ГИМС, так это наличие у водителя плавсредства здравого смысла. Понятно, что быстрая езда, в том числе и по водным артериям, в крови у русского человека. Однако следует помнить, что вода в этом году особенно коварна. Обь, например, по-весеннему холодна, быстра и мутна. Мчась с ветерком по просторам реки, очень просто налететь на скрытую под сантиметрами водной глади отмель, корягу или смертельно опасное бревно-топляк. Не спешите понапрасну и получайте удовольствие, идя под мотором.

Денис СТРЕЛЬЦОВ

Фоторепортаж