Погружение в Сибирь

00:00, 11 октября 2013г, Общество 2252


Погружение в Сибирь Фото №1

Казалось, ураганный ветер разорвёт палатку в клочья. Потом её засыпало снегом. Непогода накрыла район Белухи. Медленно в снежном мареве тянутся часы, дни, недели. Что же делает здесь заросший щетиной человек? Это Михаил Вершинин ловит тот единственный кадр, ради которого добирался сюда за тысячу километров. И он не уйдет с перевала, пока не добьется своего.

Скалолаз и профессиональный фотохудожник, достигший высот в спорте и в фотоделе, наш земляк Михаил Вершинин – семикратный чемпион СССР, многократный чемпион России по спортивному скалолазанию – на протяжении нескольких лет в составе сборной команды достойно представлял страну на международных соревнованиях.

Член Союза фотохудожников России с 2004 года Михаил Вершинин – внештатный фотограф журнала «National Geographic Россия». Сейчас фотография – основная его работа. Главная тема творчества – сибирская природа: горы, тайга, озера, Байкал, Алтай, Хакасия, Тува, суровая красота Саян. Любимые жанры – пейзаж и репортажная съемка экстремальных видов спорта. Благодаря упорству и одержимости фотографией Михаил вырос в самобытного мастера, наделенного взглядом настоящего живописца и обладающего редким даром чувства природы.

Снимал и за границей – в Европе, Азии, Америке, но, по словам фотохудожника, ничто и никогда не вдохновляло его так, как сибирская земля.

– Фотографировать нужно там, где живешь, то, что ты хорошо знаешь, что близко твоей душе, – считает Михаил Вершинин – фигура, личность, настоящий сибиряк. Родившись на Алтае, он связал свою жизнь с Красноярском, где стал одним из сильнейших скалолазов страны, известным фотохудожником. Сегодня он гость «АП».

Поймать ветер в объектив

Михаил – кочевник, в поисках новых кадров все время идет вперед и работает в любое время года и при любой погоде. Романтик, он показывает красоту земли в местах, доступных и недоступных для человека, где ее можно увидеть, только поднявшись в горы или взлетев, как птица, на дельтаплане, а познать, только пристально всмотревшись в ее черты. На поиски своего, уникального кадра Михаилу порой приходится тратить дни, недели, месяцы, иногда годы. При этом достичь желаемого результата порой бывает очень нелегко.

– Одной из самых интересных экспедиций для меня стало путешествие на Байкал, где на мысе Хобой, самой северной точке острова Ольхон, я снимал ледоход. Незабываемое зрелище! Однако в кадре я никак не мог передать эту бешеную динамику, не получалось, и все. Я уже считал съемки неудавшимися, когда буквально за день до отъезда мне повезло. Сильнейший ветер сгонял последние льдины с двух сторон. И вдруг две ледяные кристальные гирлянды начали двигаться навстречу друг другу, пересеклись, образуя дорожку, которая наперекор ветру ушла в море. Мне удалось запечатлеть это грандиозное действо, снимок я назвал «Уходящий лед Байкала».

Рождение Мастера

Михаил Вершинин родился на Алтае, в селе Акатьево Солтонского района, где прошли его школьные годы, началось знакомство с первозданной красотой природы. Когда учился в четвертом классе, на день рождения отец подарил ему фотоаппарат «Смена». С того момента и увлекся фотографией.

– Снимал все подряд: родственников, друзей, деревенские дома, окрестные виды, – рассказывает Михаил. – Естественно, навыков у меня не было никаких, учиться в нашей деревне было не у кого. Затем, поступив в Алтайский сельскохозяйственный институт, стал посещать фотокружок. Одновременно серьезно увлекся альпинизмом и скалолазанием. Однажды, после того как я пропустил тренировку из-за занятий в фотостудии, тренер мне поставила жесткое условие: «Выбирай: или фотография, или спорт». Я выбрал спорт. Сейчас понимаю: это был правильный выбор. Я если выбрал какое-то дело, ухожу в него с головой, мне необходимо постичь его в совершенстве, добиться результата. Поэтому и скалолаз из меня вышел никакой. Это меня очень увлекло. Посмотрел мир, закончил выступать, и у меня, как говорится, ни кола ни двора. Надо было обустраиваться, тут-то и пригодилась моя увлеченность фотографией.

Михаила Вершинина всегда отличало упорство в достижении поставленных целей. В 18 лет занявшись скалолазанием, он уже через год стал лучшим в крае и на равных соревновался со спортсменами других регионов страны. Для спортивного роста уехал в Красноярск и там 15 лет посвятил профессиональному спорту, добившись всех мыслимых и немыслимых высот. Создал семью, построил дом, посадил дерево и вырастил сына. Но центром своего земного притяжения по-прежнему считает Алтай.

Когда вернулся к увлечению детства и юности – фотографии, и в этом деле снова быстро и уверенно пошел в гору. Коллекцию его профессиональных наград украшает золотая медаль Международного конкурса в Австрии FIAP Trierenberg Super Circuit в особой теме «Ночное изображение». Он победитель конкурса журнала «National Geographic Россия», финалист Международных конкурсов «Фотограф дикой природы», «Золотая черепаха» в номинации «Искусство природы». Михаил Вершинин – победитель национального конкурса «Русский пейзаж», золотой и бронзовый медалист Международного фотоконкурса северных и арктических фотографий. Солидный багаж для человека, который начал заниматься фотографией всего десять лет назад.

– Михаил, предпочтение пейзажу – это от альпинизма?

– Безусловно, связь есть. Когда я занимался скалолазанием, альпинизмом, мы же не просто лазали по скалам, совершали восхождения на вершины, мы посещали удивительно интересные места. Видели красоту, которую мало кто воочию видел. Хотелось передать ее всем. В годы спортивной карьеры это желание осталось нереализованным. Оно копилось, копилось и в итоге вылилось в пейзажную фотографию.

Возвращение в детство

С самого раннего детства Михаил умел чувствовать и ценить красоту родной природы. По его словам, такое понимание у него в крови, от предков.

– Я очень хорошо помню своего прадеда А. Каратаева, который всю свою жизнь – 105 лет – прожил в деревне. Работал и жил размеренно, без суеты, никуда не торопясь и всюду успевая. Труд на земле был для него в радость. Работая, он любил созерцать природу и потом делиться своими впечатлениями. Помню, когда мне было лет пять, а прадеду – уже за 90, он помогал мужикам поправлять покосившуюся ограду. В качестве опоры вбил в землю тополевый кол, который через некоторое время вдруг принялся, начал жить и расти. Рос я, росло и дерево. Сколько помню себя, столько помню и этот тополь. В детстве я постоянно лазал на него, по весне крепил скворечники. Летом, ночуя на веранде, любил слушать, как дерево шумит на ветру, осенью смотрел, как опадают листья. Давно уже нет того дома, нет прадеда, моих родителей, а тополь живет. Я всегда подхожу к нему, когда бываю в родных местах. Для меня он – возвращение в детство. Глядя на него, я особенно остро – до пронзительности – ощущаю связь времен и единение человека с природой.

Валентина Буняева

Новости партнеров
Фоторепортаж