Дети не бывают чужими

00:00, 29 октября 2013г, Общество 1427


Дети не бывают чужими Фото №1

Судьба Надежды Бутаковой не раз испытывала её характер. Совсем девчонкой в годы войны она работала на тракторе, а потом вышла замуж за фронтовика-вдовца с двумя малыми детьми на руках. А всего вместе с мужем воспитали восьмерых детей…

Восемь на восемь

Иногда Надежду Михайловну спрашивают: трудно ли было растить такую ораву? Она отвечает, что нет. Когда в семье царит согласие, эти трудности не замечаются. А когда его нет, то и с одним ребёнком можно горя нахлебаться.

Так получилось, что и сама Надежда воспитывалась в семье, где также росло восемь детей. Причём она была старшей из них. Чтобы прокормить семью, пришлось бросить школу и устроиться на работу в колхоз. Вот так с пятнадцати лет начали исчислять ее трудовой стаж. Колхоз располагался в селе Шебалино, теперь оно относится к Бийскому району.

Всю весну Надежда вместе с подругами Зинаидой Мисюковой и Прасковьей Колесниковой боронила пашню на лошадях. Был трудный год. Лошади голодные, не идут.

Осенью в колхозе открыли детские ясли и председатель попросил Надежду поработать нянечкой. А следующей весной девушку отправили учиться на тракториста. А тут грянула вой-на, многие мужчины ушли на фронт. Так до 1946 года и трудилась механизатором. Трактор был старенький, капризный, без кабины. В холод, дождь и снегопад укрыться негде.

Сейчас, когда Надежда Михайловна вспоминает о трудной военной поре, удивляется: откуда силы и здоровье брались? Просушит дома одежду, а утром снова на работу. И не болела же.

Всю войну на тракторе пахала, боронила и сеяла. Фронту хлеб нужен. В глубоком тылу понимали это. Лозунг такой был: «Всё для фронта, всё для победы!» По её разумению, правильный лозунг. Без него не победили бы лютого врага.

Недаром Надежда всегда перевыполняла план, числилась в передовиках.
А таких тружеников во все времена, даже в военные годы, старались поощрять.

Вот уже больше 70 лет прошло, а она помнит, что в самый первый год войны ей на районном слёте передовиков вручили шерстяной джемпер свинцового цвета с красными пуговицами. На второй год ей дали отрез ткани, из которого девушка сшила костюм – пиджачок и юбку. На третий год войны – готовую юбку в полоску. На четвертый – полушалок и печаток розового туалетного мыла.

Однажды, уже после войны, фронтовик Василий Блинцов как-то при встрече сказал ей: «Надежда! О таких, как ты, и других писали во фронтовых газетах. Мы знали, как вам тут было нелегко».

В тесноте, да не в обиде

После войны она трудилась на разных работах. Её портрет постоянно размещали на районной Доске почета. Поэтому и трудовой стаж у неё большой – 34 года. К тому же с мужем вырастили и воспитали восьмерых детей.

Об этом Надежда Михайловна рассказывает так:

– Был у нас в селе фронтовик Макар Андреевич Бутаков. На фронт ушёл в 42-м году, домой вернулся в конце войны по ранению – осколком снаряда ему ногу повредило, она плохо гнулась. У него были жена, сын и дочь. Когда он овдовел, то пришел ко мне свататься. Не один пришел, а с родней из пяти человек. А я и замуж-то в то время не собиралась. Не знала, что делать, давать согласие или нет? Мать настояла. Говорит: «Надежда! Выходи. Меня чужие люди воспитали, потому знаю, что это такое. Пусть у детей Макара мать будет. Трудно ему одному их воспитывать...»

Вот так в одночасье я стала не только его женой, но и матерью двоих детей. Георгию в то время было три года, Зине – годик. Георгий сразу начал звать меня мамой, а Зина совсем не помнила свою родную мать, поэтому я для нее стала матерью. Я и сейчас для них являюсь настоящей матерью, потому что растила их с малых лет. Кто же я для них? Конечно, мать! Они это понимают.

У нас с Макаром появилось ещё шесть совместных детей. Мы их не делили на чужих и своих. Для нас все они были наши. Как-то приехали к нам знакомые из Турочака. Несколько дней у нас жили. Когда узнали о нашей семье, то удивились, никогда бы не подумали, что у нас есть не общие дети.

В старом доме было тесновато. Детям приходилось спать поперек кроватей. А во время обеда за столом мне места порой не хватало, нередко ела стоя. Потом построили новый просторный дом – все здесь разместились.

Может, такого достатка, как в некоторых семьях, не было, но голодными и разутыми не ходили. Хлеб всегда на столе был, потому что мы с Макаром оба много работали.

Помню, когда я трудилась на зерноскладе весовщицей, мне как-то зарплату задержали, а потом сразу выдали 280 рублей. Георгий уже был большой, поэтому на эти деньги мы ему сшили хромовые сапоги, тогда они были в моде.

Младших детей оставляли под присмотром старших. Надо же было как-то из положения выходить. Вот и выходили.

В них – её частица

К сказанному можно добавить, что более трёх десятков лет назад Надежда Михайловна овдовела. Этому поспособствовали фронтовые раны Макара Андреевича. К тому времени дети выросли и выучились, стали хорошими, достойными людьми. Георгий Макарович после окончания медицинского института многие годы был главным врачом в Алтайском районе. Зинаида Макаровна после окончания молочного техникума трудилась в молочной промышленности. Да и о других детях Надежды Михайловны можно сказать только добрые слова. А один из сыновей, Василий, как она считает, копия Макара в молодости. Как же ей этим не гордиться!

Сегодня у 88-летней Надежды Бутаковой много внуков и правнуков. Кто-то живёт рядом с ней, в селе Воеводском Целинного района. Других жизнь разбросала не только по Алтайскому краю, но и по другим регионам России. Так, например, один из правнуков в настоящее время проходит службу на одном из кораблей Тихоокеанского флота.

Дом Надежды Михайловны пуст не бывает. Ее часто навещают дети, внуки и правнуки. В каждого из них она вложила частицу своей души, частицу своего сердца.

Василий МОРОЗОВ.

Целинный район.

Фоторепортаж