Рубить, чтобы не погубить?

Общественникам показали, для чего на особо охраняемых природных территориях ведется хозяйственная деятельность

00:00, 15 ноября 2013г, Общество 2411


Рубить, чтобы не погубить? Фото №1

В конце октября на базе государственного заказника «Корниловский» прошло выездное заседание Общественного совета при управлении лесами Алтайского края. Его участникам представилась возможность посмотреть, какую деятельность ведет на массивах Баевского лесничества арендатор – Каменский ЛДК.

Друг или враг?

В разгоревшихся в последнее время дебатах относительно целесообразности эксплуатации лесных массивов камнем преткновения стало проведение рубок на особо охраняемых природных территориях Алтайского края. Главным врагом леса защитники природы называют человека. Отчасти они правы. Именно человеческий фактор в 90% случаев является причиной лесных пожаров. Три года назад эта беда не миновала и заказник близ села Корнилово Каменского района.

– Сентябрьский день 2010 года не забуду никогда, – рассказывает Анатолий Семенец, начальник отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Каменскому лесничеству управления лесами. – Оставленный кем-то в роще костер обернулся страшным верховым пожаром. Огонь, гонимый ураганным ветром (28 метров в секунду), шел по полю фронтом в 4,5 километра. Под угрозой оказался не только заказник, но и село Корнилово. Лесники, спасатели, сельхозпредприятия всеми силами старались преградить путь огню. В деревню его не пустили, а вот кромка леса шириной 300 метров серьезно пострадала. Сгорели 103 гектара насаждений, три пожарных автомобиля.

– Если бы люди тогда не мобилизовались, этого заказника, да и села, могло бы не быть, – подчеркивает директор Каменского ЛДК Валерий Логиновский, непосредственный участник тушения пожара, сегодня – арендатор Корниловского заказника. – За девять месяцев текущего года мы потратили на охрану леса, противопожарные профилактические мероприятия и лесовосстановление более десяти миллионов рублей.

Куда идут эти средства, участникам выездного заседания арендаторы наглядно продемонстрировали непосредственно в заказнике. Пожарно-химическая станция, оснащенная всем необходимым: смотровая вышка, оборудованная лифтом; минполосы; опорные полосы для встречного пала; противопожарные разрывы. Кстати, последние, представляющие собой просеки шириной до 30 метров, нередко вызывают озабоченность у защитников природы. Но обоснованность их сооружения подтверждает жизнь. Лесники поясняют это по ходу экскурсии. Средняя высота сосны 25 метров. При падении горящего дерева во время пожара распаханная с запасом в 5 метров полоса не позволит огню перекинуться на соседний участок.

На фоне разговоров об охране леса особенно удивительным было увидеть в бору сразу несколько огромных костров.

– Очистка лесосеки от веток и сучьев, – комментирует происходящее Александр Зверев, начальник отдела охраны и защиты лесов управления лесами Алтайского края. – Сегодня, когда класс пожароопасности снизился до первого, пришла пора убрать скопившиеся порубочные остатки, чтобы весной и летом они не стали причиной возгорания в лесном массиве. Мероприятия проводятся по закону и всем правилам пожарной безопасности – костровища опаханы, рядом дежурит пожарная команда.

Участники совещания убедились в том, что подобные санкционированные костры не наносят природе губительного вреда. На одной из делян, где недавно сжигали сучки и ветки, сегодня зеленеет годовалый хвойный самосев. На месте, где разводили костер девять лет назад, сегодня стоит густой и высокий подрост.

– Огонь при таких умеренных контролируемых палах не успевает глубоко прожечь почву и уничтожить гумусный слой, а оставшаяся на костровище зола служит калийным удобрением, поэтому самосев быстро укореняется и дает активный прирост, – поясняют доцент кафедры экологии, биохимии и биотехнологии АГУ Алексей Дурникин и преподаватель Бийского лесхоза-техникума Александра Гребенщикова.

 

На благо природе и человеку

Работы по масштабному лесовосстановлению, проводившиеся в разные периоды, были продемонстрированы на участках двух горельников – 1937 года (площадью около 4000 гектаров) и 2010 года (178 гектаров).

Зрелищная картина предстала глазам общественников на месте пожарища трехгодичной давности – печальная и одновременно обнадеживающая. Бор окаймляет длинная, широкая земляная полоса, усеянная пнями и испещренная ровными бороздами. В бороздках – маленькие сосенки.

– «Линия обороны», – поясняет Валерий Логиновский. – Здесь огонь был остановлен, отсюда ему преградили дорогу на село.

– За год мы выпилили горелый лес, часть отправили на комбинат, часть у себя пустили на пиломатериал и дрова, – рассказывает начальник Корниловского лесозаготовительного участка Каменского ЛДК Иван Агилов. – Территорию пожарища культивировали и большую ее часть (93 гектара) уже засадили хвойными культурами. На кромке участка дала хороший прирост лиственная поросль. Лет через пять – семь эта площадь вновь станет лесом.

Показанный в ходе экскурсии участок лесного массива, посаженный в 1941 году, за семь десятков лет серьезно загустился, поэтому арендатор год назад провел здесь рубки прореживания.

– Густому лесу не хватает света и питательных веществ, – поясняет член Общественного совета, заместитель генерального директора ООО «ЛХК «Алтайлес» Валерий Савин. – Даже если не проводить рубки, на гектаре из пяти тысяч растений к 120 годам останется не более шестисот. Деревья будут тонкие, хилые. Для того чтобы массив был полноценным, его и нужно прореживать. Ну а поскольку человечество пока не научилось обходиться без пиломатериалов, убранная древесина идет на переработку.

Во время поездки по заказнику участники совещания осматривали лесосеки разных лет. На деляне, что подверглась девять лет назад рубке обновления (в один прием было убрано около 30% деревьев), красуется молодой подрост выше человеческого роста.

– До разработки этого участка в 2004 году здесь было около тысячи жизнеспособных молодых сосен на гектар, – рассказывает начальник отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Баевскому лесничеству Александр Телешенко. – Сегодня подроста здесь восемь – десять тысяч на гектар. Дали растениям свет – и лес начал обновляться.

Лесничий внимательно осматривает молоденькую сосенку – лось объел макушку растения, теперь из него нормального дерева уже не выйдет. Тема сохранения флоры и фауны в заказниках при проведении лесохозяйственной деятельности тоже всплыла в ходе выездного заседания.

– Мы не орнитологи, а лесники, – отвечает Логиновский на вопрос о том, как избежать во время рубок разрушения гнездовий живущих в заказнике птиц, занесенных в Красную книгу. – Помочь нам разобраться, где гнездо редкой птицы, должны специалисты. Пусть приезжают, отмечают деревья с гнездовьями красно-книжников.

В ходе обсуждения этого вопроса было решено обратиться в краевое управление охотничьего хозяйства с предложением разработать для арендаторов лесных участков определенную методику сохранения животного мира на эксплуатируемых территориях и внести ее на рассмотрение в АКЗС для закрепления в соответствующем нормативном акте. Было предложено также наладить тесное сотрудничество лесопользователей и учреждений лесоохраны с целью сохранения экосистем на арендуемых участках.

– У нас в крае 36 заказников, созданных без изъятия земельных участков, – поясняет директор КГБУ «Алтайприрода» Андрей Зайберт. – Земля находится либо в чьей-то собственности, либо в аренде. На территории Корниловского заказника лесохозяйственную деятельность на правах аренды в соответствии с законом ведет Каменский ЛДК. Это не заповедник, рубки до 30% здесь допустимы. Конечно, любая хозяйственная деятельность в лесных массивах влияет на экосистемы. Но согласно наблюдениям нашего егеря численность животных в Корниловском заказнике повышается. Стало больше барсука, лося, косули. И это несмотря на прошлую снежную зиму. Кабану, правда, труднее всего пришлось. На данной территории зимой был проведен большой комплекс биотехнических работ, что позволило сохранить поголовье лосей. Лесу нужен хозяин. Мы убеждены, что, если здесь оставить только егеря в качестве смотрителя, лес законсервируется, перестанет омолаживаться. Роль арендаторов в плане пожарной охраны лесных массивов вообще переоценить невозможно. Тому сегодня было множество примеров.

– Я не так давно был на Брянщине, где есть заповедник, – рассказывает Анатолий Семенец. – Что такое заповедник? Это 2 километра буферной зоны, отделяющей деревню от леса, куда простому смертному шагу ступить нельзя, не то что в сам лес по грибы да по ягоды. По периметру – охранники с карабинами. Если сегодня объявить все наши леса заповедными, как того требуют некоторые активисты-экологи, вряд ли наш народ обрадуется таким ограничениям. И разговор повернется совсем в другое русло.

– Для Каменского района эта тема не нова, – поддержал разговор глава администрации Каменского района Владимир Штин. – Когда в начале 2000-х случились первые рубки во вновь созданном Корниловском заказнике, народ заволновался. Депутаты районного собрания обратились в управление лесами за разъяснениями, как деятельность лесозаготовителей повлияет на природные ресурсы. В качестве ответа получили научно обоснованный долгосрочный план лесоустройства. Разговоры приутихли. Вторая волна беспокойств покатилась, когда начал возводиться на каменской земле мощный ЛДК. Но до общественности было доведено: объем рубок увеличен не будет, а выгода для бюджетной и социальной сфер от работы комбината очевидна. В 2012 году только от уплаты этим предприятием НДФЛ район получил в свой бюджет 4 млн. 200 тыс. рублей. За девять месяцев текущего года – без малого 5 миллионов. И это притом, что объемы производства за этот период немного снизились. Значит, предприятие ищет резервы для повышения зарплаты и создания новых рабочих мест.

Участники совещания обратили внимание руководства района на тот факт, что брошенные земли сельхозназначения, смежные с лесными массивами, активно зарастают хвойным молодняком. А он легко может стать ступенью к верховому пожару, если огонь перекинется на него со степи. Глава пояснил, что работа по определению собственников этих невостребованных земель уже близится к завершению. Хозяев, новых или старых, согласно закону обяжут использовать свои участки по назначению и содержать их в порядке.

Наталья Исаева

Фоторепортаж