На главном рубеже

Уроженец Камня-на-Оби будет судить соревнования по биатлону на Олимпийских играх в Сочи

00:00, 28 января 2014г, Общество 1989


На главном рубеже Фото №1

Олимпийский оргкомитет утвердил состав российской судейской команды по биатлону. В нем 150 человек. Есть в этом списке и наши земляки. Сегодня у нас в гостях судья всероссийской категории, доцент кафедры физвоспитания новосибирского госуниверситета Сергей Костелов, начинавший свою спортивную карьеру в Камне-на-Оби.

Спорт – это работа

– Сергей Павлович, насколько я знаю, вы лыжник, а не биатлонист...

– Так и есть. В спорт я пришел довольно поздно, в 14 лет. Это было в сентябре 1966 года. Шли мы с другом по улице и увидели на остановке объявление о наборе в лыжную секцию Каменской ДЮСШ. Зашли. Нас встретил молодой тренер, выпускник Омского института физкультуры Владимир Корчак (ныне известный в мире российского лыжного спорта, воспитал не одно поколение лыжников. Его ученица Елена Соболева – чемпионка России по лыжным гонкам, член юниорской сборной России, чемпионка мира среди юниоров. Лена, кстати, уроженка села Аллак Каменского района. – Авт.). Владимир Никифорович для видимости отбора попросил нас подтянуться на турнике и взял в секцию. Так случайность определила всю мою жизнь. Четыре года прозанимался в Каменской спортшколе, получил первый взрослый разряд, встретил свою будущую супругу, лыжницу Татьяну Бойцову. Попал в состав сборной Алтайского края по лыжным гонкам, защищал честь края на зональных соревнованиях, в том числе и за пределами региона. Дальше были Омский институт физкультуры, армия, тренерская работа в спортивных школах и учебных заведениях Омска и Новосибирска. Последние семнадцать лет преподаю физвоспитание в НГУ, параллельно занимаюсь судейством.

– А если бы тогда не зашли в спортшколу, кем могли бы стать?

– Даже затрудняюсь сказать. Когда я учился в ДЮСШ и стал задумываться о спортивной карьере, отец, простой работяга, не разделял моего выбора. Он говорил: «Спорт – это не работа! Кто тебя кормить будет?» Хотел, чтобы я получил какую-нибудь мужскую профессию, связанную с техникой. Мама же с ним не соглашалась и всячески меня поддерживала. Жизнь доказала, что спорт – это работа, серьезная, требующая самоотдачи.

В первую очередь я тренер. Все самые серьезные спортивные достижения пришлись на юниорскую пору. В институте в 1972 году выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Защитить мастера тогда было очень сложно – мало было соревнований соответствующего уровня. В составе сборной Омской области выигрывал зональные соревнования на зоне Сибири и Дальнего Востока. Будучи членом ЦС ДСО «Буревестник», на сборах бегал по одной лыжне с Долгановым, Теребовым, Ворончихиным. Не раз тренировались вместе с Сашей Ракшиным. Но когда повзрослел, пришла пора зарабатывать и кормить семью. Благо появилась возможность делать это не уходя из профессии. Хотя в лихие 90-е приходилось туго…

– Вернемся к биатлону. Каким образом эта дисциплина появилась в вашем послужном списке?

– Еще учась в институте, пробовал себя в биатлоне. В те годы этот вид спорта не был таким популярным и, как сейчас говорят, раскрученным. Меня он тогда не зацепил. Стреляли в то время биатлонисты на 150 метров из винтовок калибра 7.62. Патроны к ним были большие, отдача серьезная. Что ни выстрел, то синяк на лице. Тяжелое ружье весом пять килограммов при беге постоянно долбило по затылку. И сама стрельба после гонки – тяжелое испытание, которое не каждому по плечу. Я же привык бежать-бежать-бежать… Словом, спортсмена-биатлониста из меня не вышло. Этот вид основательно закрепился в моей биографии позднее, около десятка лет назад. Супруга работала в Новосибирской лыжной ДЮСШ. Их стали привлекать к судейству различных соревнований, в том числе и по биатлону. Она предложила мне к ним присоединиться. Вот тогда я и встал на огневой рубеж. Самому состязаться в стрельбе не пришлось, а вот следить за тем, как это делают другие, мне по душе.

Со временем у нас сложился свой судейский коллектив. Поскольку в Новосибирске есть центр биатлона, здесь проводится много соревнований. Работали и на выезде, постепенно обретая опыт и повышая квалификацию. Доводилось судить всероссийские состязания, чемпионаты Европы и мира. Теперь выпала честь работать на соревнованиях самого высокого уровня.

Такой шанс не упускают

– Что послужило толчком для участия в кастинге судей на XXII Олимпийские зимние игры в Сочи?

– Три года назад, когда Союзом биатлонистов было принято решение привлечь к обслуживанию олимпийских соревнований россиян, а не иностранных специалистов, в стране начался отбор. В регионах, где этот вид спорта развит, организовывались кустовые семинары для судей. Первый состоялся в 2010 году в Новосибирске. На него собралось около шестидесяти представителей из Сибири и Дальнего Востока. Я к тому времени отстоял на рубеже уже семь лет, имел опыт судейства состязаний разного уровня. Решил, что шанс поработать на Олимпиаде упускать нельзя. Необходимо было собраться, достойно пройти все этапы кастинга на многочисленных теоретико-практических семинарах в других регионах, без проколов отработать на тестовых соревнованиях и сдать квалификационный экзамен на звание судьи всероссийской категории – нечто вроде ЕГЭ, 120 вопросов плюс практическая работа, судейство на разных этапах биатлонной трассы (старт, финиш, огневой рубеж, трасса, секретариат).

В течение трех лет работал в тестовом режиме на «России» в Красноярске и Ижевске, летнем чемпионате мира в Уфе. И все это время шел отсев. Последний этап отбора состоялся в начале 2013 года: судейство на этапах кубка Европы IBU в январе и Кубка мира в марте. Оба проходили в Сочи. По окончании нам вручили благодарственные письма от оргкомитета, которые мы сочли пропуском на Олимпиаду. Позднее в администрации регионов поступили официальные вызовы.

Те сочинские соревнования были знаковыми и решающими не только для судей. Члены зарубежных олимпийских сборных получили официальную возможность опробовать олимпийскую трассу, оценить природно-климатические особенности региона, условия, созданные организаторами для работы и отдыха.

– Вы тоже, наверное, успели сделать свои выводы: оценили трассу по степени сложности, бытовые условия – по уровню комфорта и сервиса?

– Трассу я всю прошел пешком. Она очень сложная. Ровных участков практически нет – спуски, подъемы и крутые повороты. Спортсменам придется бегать в горах на высоте 1700 метров над уровнем моря. Это серьезное испытание. Но в плане безопасности все продумано. Из-за тумана, дабы избежать риска для жизни спортсменов, несущихся с огромной скоростью да еще и стреляющих, могут соревнования приостановить или отменить совсем. Будут сложности с акклиматизацией. Прилетаешь в Сочи – внизу субтропики, поднимаешься в горы – совсем другие условия. Хорошо, что у наших спортсменов была возможность ездить туда и определяться с тактикой поведения. Но и им приходилось туго. Мы наблюдали, как наши девчата прибегали к финишу и падали от изнеможения, их в прямом смысле откачивали.

К обустройству трассы руку приложили и мы. Работа судей на Олимпиаде будет заключаться не только в нахождении на своих позициях, в фиксации результатов спортсменов и соблюдении правил. Нас как специалистов, знающих все технические требования к огневым рубежам, лыжной трассе, привлекают также к укладке и уборке снега, созданию нужного уровня и плотности снежного покрова. Погода в горах настолько непредсказуема! Сегодня может навалить снега по колено, а завтра пойдет дождь или туман ляжет. В марте на олимпийском биатлонном комплексе «Лаура» было до +14 градусов. Снег таял, приходилось подвозить его из хранилищ. Благо всякой техники в достатке. Так что нам работы хватит на все двадцать дней. Третьего февраля – заезд, последняя из одиннадцати гонок – 22 февраля. Обратный билет на 23-е у нас уже на руках.

Что касается уровня сервиса – он очень высок. Мы жили в высокогорных отелях, в которые потом будут селить гостей Олимпиады. И на Красной Поляне, и выше очень комфортабельное жилье. Спортсменам не придется беспокоиться о быте и питании – все по высшему разряду. Где на Играх поселят российскую судейскую бригаду, мы пока не знаем. Но нас заверили, что условия будут достойные. Питание, проживание, дорога в оба конца за счет организаторов. Плюс небольшая заработная плата порядка 600 рублей в сутки. И экипировка, конечно. Ее нам потом отдадут – на память.

Болеем за наших!

– Судья, конечно, должен быть беспристрастен. Но болеть ведь все равно за кого-то будете?

– Конечно. За своих. Состав нашей сборной уже оглашен. Ребята сильные и относительно ровные. Прогнозы в спорте – дело неблагодарное. При удачной стрельбе могут отличиться Шипулин и Малышко. Надежды и на Зайцеву. В каждой группе есть элита. У мужчин сегодня – француз Симон Фуркад, норвежцы Эмиль Свендсен, Тарьей Бё, не сбрасывают со счетов и сорокалетнего Бьорндалена, который, по его же словам, Сочинской Олимпиадой завершает свою спортивную карьеру и постарается уйти с достойным результатом. У женщин в пятерке лидеров норвежка Тура Бергер, белорусская спортсменка Дарья Домрачева, немка Андреа Хенкель, выступающая за Словакию Анастасия Кузьмина и наша Ольга Зайцева.

Но биатлон будет зависеть от погоды. В идеальных условиях (солнце, легкий морозец, безветренно) конкуренция будет больше, а при ветре и осадках – как кому повезет. У норвежцев есть одна уловка – они почти все астматики, им официально разрешено применять препараты для расширения дыхательных путей. У наших ребят при подготовке к домашней Олимпиаде тоже был козырь – они имели возможность досконально изучить трассу и тренироваться на ней. Всего будет разыграно 11 комплектов наград. Будем надеяться, что фортуна будет к россиянам благосклонна, а сами они выложатся по полной.

– Сергей, с вами в Сочи едут ваш коллега по университету Василий Федосеев и другие знакомые по работе в судейской команде люди, в том числе и земляки с Алтая. Все вы в прошлом спортсмены, захочется посмотреть соревнования по другим видам в качестве зрителей и болельщиков. Такая возможность будет?

– Надежда есть, но слабая. На лыжные гонки, сноуборд и другие соревнования, которые будут проходить в горах, может быть и удастся взглянуть одним глазком. А вниз, в Адлер на ледовые площадки, вряд ли получится съездить. У нас спецпропуска только на определенные объекты, в рабочее время нам с биатлонного комплекса не отлучиться. Да и в выходные работы будет предостаточно – нам поручено шефство над волонтерами, будем присматривать за молодежью, подсказывать, помогать. Будем следить за баталиями на разных олимпийских площадках по Интернету и телерепортажам. Главное для нас – это причастность к столь важному спортивному событию, память о котором, думаю, будет неизгладима.

Наталья ИСАЕВА.

Фоторепортаж