Переломили ситуацию

Как это удалось?

00:00, 04 февраля 2014г, Общество 1645


Переломили ситуацию Фото №1

Дело сдвинуто с мертвой точки. Когда услышишь эту фразу, невольно возникает вопрос: что помогло? Интересно узнать о предпринятых мерах. Возможно, кто и примерит чужой опыт. Особенно он полезен в решении вопросов острых, проблемных, имеющих большое значение не только в рамках одного региона. Скажем, лесное браконьерство.

Самое больное

Как-то сказала лесничему Владимиру Елизарову, мол, настораживает, что отовсюду самовольщики теперь лезут именно в Боровлянские боры. Видела своими глазами, что творится в этом глухом углу: пни там, где их не должно быть, а еще – лосиные шкуры. И тогда, несколько лет тому назад, мы говорили о самом больном и тяжелом не только для лесничего – о незаконных рубках, российская это беда со времен Петра Первого – воровство леса.

Через какое-то время слышу на одном из брифингов от тогдашнего руководителя одного из отделов, а сегодня – заместителя начальника управления лесами Главного управления природных ресурсов края Александра Зверева, что «отмечается снижение числа самовольных рубок». И что же помогло? Александр Зверев тогда говорил, что сказалась работа, которую проводят специалисты управления совместно с правоохранительными органами. И еще услышала, что «самыми проблемными были Озерское, Боровлянское лесничества. Так вот в Боровлянском даже расторгнут договор с арендатором». А дальше приводились такие данные: за 9 месяцев 2013 года цифры по незаконным рубкам соответствуют тем, что были только по итогам одного лишь первого квартала 2012 года. Три и девять – есть разница?

Была осень. И как раз объявили посадку сеянцев в торфяных стаканчиках с Алтайского лесного селекционно-семеноводческого центра. Поехала в Большереченский заказник, который находится на территории Боровлянского лесничества. Отличный повод разузнать у Владимира Елизарова, благодаря чему произошел перелом.

Беседовали мы на месте горельника у борозды с крошечными сосенками. Владимир Александрович сказал:

– Мелкие порубки все еще есть. Однако главное, что сделано – удалось переломить ситуацию. Это произошло благодаря комплексу мер.

Арендатор – «Леспромэкспорт» создал частное индивидуальное предприятие охранников леса. Полностью экипированные люди контролируют ситуацию днем и ночью. И лесники постоянно в бору.

Заезжают в лесосеки и бригады, смотрят, как идет заготовка древесины – по правилам или нет. Делают пересчеты. «Каждый пень фиксируем на лесосеках, проводим освидетельствование». Конечно, лесничий принимает участие и в рейдах, и осмотрах. Именно это присутствие и помогает. Все должно быть в поле зрения.

Бермудский треугольник

Несколько лет тому назад Елизаров тоже ходил в рейды. И ночи в засадах проводил вместе с оперативниками. Знает, как в 45-градусный мороз лопается кора деревьев, что очень похоже на браконьерские выстрелы.

Подтягивались сюда бригады не только из нашего края, но и из соседних регионов. Действовали нагло. На территории Боровлянского лесничества именно тогда было отмечено самое большое количество незаконных рубок в крае. Будто через бермудский треугольник уходила древесина. Представьте медвежий угол, далекий от каких бы то ни было центров. По словам Владимира Елизарова, выпустил из вида арендатор, что придется отвечать, если обосновался беспорядок. В яблочко попал.

Арбитражным судом Томска в 2012 году расторгнуты два договора аренды с предприятием УПТК «Алтайагроспецмонтаж». За неисполнение условий, нарушение норм лесного законодательства. Кстати, арендовало это предприятие более 98 тысяч гектаров земель в лесничестве. А пока суд да дело, время идет, пожароопасный период никто не отменял. Например, этот арендатор отказался содержать пожарно-химические станции и тушить пожары, хотя в законе и договоре аренды обязанности прописаны. Нашелся выход: в управлении лесами края тогда был издан приказ, что на этой территории будут защищать лес от огня другие арендаторы – соседи.

Они-то и помогли удержать ситуацию под контролем.

Точка кипения

Вообще, ситуация была более чем непростая для лесничего. Суток катастрофически не хватало. Немало времени съедали судебные заседания. Приходилось успевать на каждое рассмотрение дел по месту жительства лесных браконьеров. В неделю минимум раза по два выезжал в районы и города на суды. В месяц в общей сложности на это уходила полная рабочая неделя. Плюс к этому приходилось и специалистам лесничества ездить по отделам полиции.

На судебные заседания выезжал в Бийск, Барнаул, Тальменку, Тогул, Красногорское, Петропавловку и многие другие районы.

И вот здесь немаловажно сказать о том, что да, и сегодня лесники постоянно сотрудничают с органами полиции. Это взаимодействие уже качественно другое, более продуктивное, оно больше направлено на то, чтобы предупредить браконьерство, нежели зафиксировать тот или иной факт. Как считает Владимир Елизаров, «сейчас больше возможности сохранить леса от самовольного топора».

 

Факт
За последний период было выиграно 2 дела. Привлечены к уголовной ответственности 2 человека. Эти граждане незаконно срубили 57 деревьев. Ущерб – 1,8 миллиона рублей.
На территории Боровлянского лесничества выявлено 19 незаконных рубок. Объём составил 1669 кубометров. Ущерб, причинённый лесам, – более 25 миллионов рублей.

 

На траве дрова

Чем чревата зима? Да тем, что приходится запасаться топливом, дровами. Разве есть гарантии, что в лес не потянутся любители легкой наживы? А что, березовые дровишки очень востребованы.

Сегодня у арендаторов существуют проекты, по которым они занимаются заготовкой. У них обозначен лесосечный фонд, где ее будут готовить и сколько. Взяты под контроль все дороги. Украсть не получится.

Все делается по закону. На территории лесничества не возникает проблем по обеспечению жителей дровами. Полностью решение вопроса взяли на себя арендаторы. И не только дровами. В законе прописано, в том числе обеспечение древесиной на производственные и бытовые нужды. Полностью закрываются заявки, которые поступают от глав сельсоветов.

Для населения цена стабилизирована, арендаторы отпускают ниже той, которая предусмотрена. По деловой древесине также все прозрачно.

На территории Усть-Пристанского района есть хороший пример. Предприятие арендатора, который закупил пять дровоколов и реализует дрова населению. Обслуживает Алейскую и Калманскую зоны.

Вместо осинников – красный лес

В Приобье продолжается большая работа. Называть ее можно по-разному, а точнее всего – реконструкцией коренных боров, о чем «АП», конечно, писала. Выращивают и вводят в культуру лиственницу, ель. Убираются осина, береза. На распаханных участках высаживаются хвойные деревья.

Создают «красные» площади во всем лесничестве. Чтобы расклад пород был как в послевоенные годы – 80% хвойных пород. Стало быть, убирают «лоскутное одеяло» с Приобья. Его накинули на водоохранные боры пожары, интенсивные рубки прошлого столетия, когда для страны из этих мест отправлялась ценная древесина. Течет время, меняются взгляды.

На территории Боровлянского лесничества три государственных заказника: «Обской», «Большереченский» и «Соколовский». Сегодня защитники природы требуют не рубить лес в особо охраняемых природных территориях. Точка зрения Елизарова: без ухода не обойтись, угнетенные, больные деревья необходимо убирать. Делается все то, что предусмотрено по материалам лесоустройства, правилам ухода за лесом. Вопрос, который давно интересовал: «Кто должен помечать места токовищ? Или поставить предупреждения о том, чтобы, скажем, именно здесь не делали даже рубок ухода, поскольку рядом глухариный ток или на дереве гнездо птицы, занесенной в Красную книгу?» Оказывается, не все так просто. Если делать, то на совесть. Прежде всего необходимо увидеть, надо ли проводить охотустройство, чтобы установить количество птиц, зверей. Это огромные средства. Сажем, показать те же глухариные тока, чтобы они были обозначены как требуется. Сегодня в материалах лесоустройства они (так говорят) сделаны… со слов.

Если в заказнике находятся гнездовья орлана-белохвоста, сокола-балобана, других птиц, занесенных в Красную книгу, это надо обозначить. Кто этим должен заниматься? И сегодня не все специалисты, егеря знают, где кто из птиц и зверья нашел приют. Это дело тонкое, необходима здесь точность, иначе подлинная картина будет искажена.

Готовы показать, где глухариные тока, места обитания бобров, черного аиста, лебедей. Это большая работа, к ней необходимо подключить ученых, закрепить документально. Так считает лесничий Елизаров.

Есть надежда

Должно все измениться. Прошла реструктуризация, и три краевых управления объединились под эгидой Главного управления природных ресурсов.

Как-то Владимир Александрович поехал на озера проведать лебедей перед отлетом. Прекрасные птицы собрались вместе, присоседилась к ним северная утка. О чем думал? О многом. О красоте здешней природы и родного края, о том, что еще так много предстоит сделать…

 

Факт
В Боровлянском лесничестве за 2013 год выявлено 23 случая незаконной рубки. Причинённый ущерб лесам – 17,9 миллиона рублей. 90% незаконно срубленной древесины составляет сосна. Это тот самый красный лес, который с большим трудом сегодня восстанавливают в Приобье.

 

Совершая самовольную рубку в зеленом массиве, люди думают лишь о скором и лёгком заработке, а не о том, что они наносят вред окружающей среде (вред себе и нам с вами).

В 2013 году патрулированием большей части Боровлянского лесничества занималось частное охранное предприятие (ЧОП) «Леспромэкспорт», что стало большим подспорьем в работе. В практике совместные рейды, когда мгновенно выявляются не только нарушения лесного законодательства, но и виновные. Ночные засады, когда приходилось поджидать нарушителей на оставленных ими штабелях незаконно заготовленной древесины.

 

Факт
Боровлянское лесничество расположено на территории пяти административных районов: Усть-Пристанского, Петропавловского, Быстроистокского, Зонального, Троицкого и части Смоленского лесхоза на правом берегу Оби и лесов сельскохозяйственного назначения Усть-Пристанского района.

 

Когда материал был готов к печати, все же не оставляла мысль о том, как обстоят дела с незаконными рубками в крае? Интересно. Позвонила заместителю начальника управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Александру Звереву. Александр Анатольевич сказал, что есть итоговые цифры. И зачитал их: за 2013 год (по сравнению с 2012 годом) количество незаконных рубок в крае в 1,7 раза меньше.

Объем незаконно заготовленной древесины уменьшился в 2,4 раза.

Что помогло? Комплекс мер.

Кстати
На месте самовольного поруба ведется видеосъемка. Её представляют в органы внутренних дел как доказательную базу. Снимают технику, тракторы, документы, какие есть при себе у нарушителя.

Мнение Владимира Елизарова:

– Бережное отношение ко всему, что нас окружает, должно быть у каждого гражданина. Важно, чтобы рыночный подход к лесу, природе не застил глаза.

Надо думать о будущем наших детей, чтобы и они получили возможность пользоваться дарами природы.

Троицкий район.

Фоторепортаж