За деревьями перестали видеть лес?

00:00, 19 марта 2014г, Общество 2177


За деревьями перестали видеть лес? Фото №1

Участники выездного «круглого стола», проведенного комитетом по аграрной политике и природопользованию АКЗС в Камне-на-Оби, обсудили проблемы использования алтайских лесов. В результате диалога, а порой и острых дискуссий представителей лесной отрасли, власти предержащей, общественников и ученых были сформулированы рекомендации законодательной и исполнительной власти региона, муниципалитетам, арендаторам лесных участков и лесопереработчикам.

Надо чаще встречаться

Инициаторами очередного разговора на тему рационального использования леса в Алтайском крае выступили краевые парламентарии. Провести «круглый стол» было решено на каменской земле, где работает один из двух мощных лесодеревообрабатывающих комбинатов ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес» – Каменский ЛДК. В работе совещания приняли участие члены комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС, представители Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, управления лесами, Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры, ученые, общественники. Проблемы, волнующие жителей лесных районов, озвучивали представители органов местного самоуправления – на заседании присутствовали руководители двенадцати муниципальных районов.

Открыл совещание председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов. Он обратил внимание на то, что лесная отрасль остается одной из самых важных в экономике региона. Помимо товарной продукции она ежегодно приносит в бюджеты различных уровней около миллиарда рублей в виде всевозможных платежей. В ней занято порядка десяти тысяч человек.

В крае существует порядок обеспечения граждан древесиной для собственных нужд. Однако, как отметил депутат, на практике остаются вопросы с ценами на дрова для населения, с отпуском древесины для индивидуального строительства и ремонта хозпостроек. Спорной и обсуждаемой темой является допуск к лесозаготовкам частных наемных бригад, индивидуальных предпринимателей.

 

Меньше плана, больше нормы

– Общий объем заготовок древесины в Алтайском крае за последние три года снизился на 24%, в 2013 году он составил 2,5 млн. кубометров, – отметил Серов. – В ленточных борах этот показатель уменьшился на 33%, по прошлому году – 1 млн. 285 тыс. куб. м. Однако, несмотря на это, по оценке специалистов, объемы заготовок пока еще превышают допустимые почти в три раза. Последствия рубок в ленточных борах, где изымаются в основном спелые деревья, – это изреженный древостой и, как следствие, ветровалы. Упавшие деревья согласно действующему Лесному кодексу можно ликвидировать лишь через год после соответствующего обследования. Люди видят этот беспорядок в лесу, замечают, что на месте валежника образуются участки, не покрытые древесной растительностью. И нам с вами трудно объяснить им, что такое вот замысловатое у нас лесное законодательство. Мы подавали совместно с управлением лесами законодательную инициативу о сокращения сроков лесопатологического исследования. Считаю, надо как в советские времена, упало дерево – на второй день его убрать.

Председатель комитета заметил, что лесозаготовки в борах, при которых уничтожаются молодые деревья, лесная подстилка, грибы, ягоды, лекарственные и краснокнижные растения, – самая главная тема многочисленных обращений граждан и общественных природоохранных организаций. Глав муниципалитетов беспокоит то, что тяжелые лесовозы разбивают лесные и поселковые дороги, восстанавливать которые приходится за счет скудных местных бюджетов.

Еще одна серьезная проблема, создающая социальную напряженность, – закрытие лесопильных цехов в селах, сосредоточение львиной доли переработки деловой древесины на двух крупных комбинатах – Каменском и Рубцовском. Бывшим лесхозам, ныне так называемым ООО, входящим в состав холдинга «Алтайлес», отведена роль заготовителей. Лучшие деревья они вынуждены отправлять на ЛДК, а себе на проживание оставлять лишь кривые, горелые и гнилые. По мнению Серова, необходимо лесхозам выделять квоты на переработку.

– Этим мы решим сразу несколько задач. Появится возможность восстановить порядка 1,5 тысячи рабочих мест в сельской местности. Местные бюджеты получат доходы в виде налогов, которые они потеряли с закрытием цехов. Повысится уровень заработной платы в отрасли, который упал в последнее время в отдельных районах до семи тысяч. У населения с невысоким доходом появится возможность покупать столярные изделия по доступным ценам на местах.

 

Рубки ухода = рубки дохода?

Тему продолжил начальник управления лесами Владимир Черных. Он отметил, что объемы рубок по анализу с 2007 года остаются сопоставимыми, за исключением 2011–2012 годов, когда шла активная разработка горельников.

– Другой вопрос – как рубим? Все виды рубок научно обоснованы. Они должны способствовать улучшению состояния леса. А что на самом деле? К сожалению, должен констатировать, что в последние годы управлением был значительно ослаблен контроль за использованием лесов. Арендаторы этим воспользовались и моментально превратили рубки ухода в рубки дохода. Нами создана мобильная группа, которая выезжала уже в четыре территории. Картина везде одна – забирается самое лучшее, в лесу остаются тонкомер, кривизна. В результате – расстроенные насаждения. При таком подходе ни о каком лесоводстве речи не может идти.

Докладчика поддержали ученые. Профессор, доктор сельскохозяйственных наук Евгений Парамонов подробно остановился на эколого-экономическом обосновании рубок в уникальных алтайских ленточных борах. Заведующий кафедрой лесного хозяйства АГАУ Александр Маленко акцентировал внимание на объемах и правилах рубок в этих защитных лесах. Оба согласны с тем, что рубить деревья в лентах не только можно, но и нужно. Главное – по правилам, не во вред, а на пользу природе. Совсем недопустимо пилить лес на кромке бора и на опушках, поскольку теряется устойчивость леса к ветру. В один голос ученые заявили о необходимости запретить допуск к лесозаготовкам наемных бригад и ИП, которые не занимаются лесовосстановлением и не особо заботятся о сохранности лесной флоры и фауны при проведении рубок. Доктора наук также ратовали за безотходное использование древесины – опилки, технологическая щепа, порубочные остатки должны идти в дело.

Шаг вперёд или два назад?

Владимир Черных затронул и вышеупомянутую тему деятельности двух лесопильных заводов холдинга «Алтайлес», основных заготовителей древесины в Алтайском крае и самых крупных лесопереработчиков региона.

Признавая прогрессивность шагов по повышению качества и объемов лесопиления на современных комбинатах, Черных в то же время указал на тревожные последствия монополизации лесной промышленности края. Изъятие лучшей древесины у лесхозов по внутренним ценам, которые в разы ниже рыночных, приводит к деградации предприятий, составляющих костяк краевой системы охраны лесов от пожаров. К потере лучших кадров, сокращению численности рабочих лесной отрасли (официально на 1600 человек, а по факту – в три раза больше). Лесные предприятия утратили то, чем всегда гордились: обеспечение рабочими местами жителей сел, социальную защищенность работников, высокий заработок, прозрачность системы налогообложения, содействие в решении проблем сельских поселений. Начальник управления лесами засвидетельствовал тот факт, что, пользуясь несовершенством лесного законодательства, предприятия холдинга «Алтайлес» практически саботируют подписание договоров о тушении лесных пожаров на 2014 год, требуя погасить задолженность по компенсациям затрат на обеспечение мер постоянной готовности средств пожаротушения.

– Такая проблема есть, долги составляют порядка 99 миллионов рублей, – признает Черных. – Один из вариантов решения – передача пожарной техники, находящейся в краевой собственности, в безвозмездное пользование арендаторам. Но это требует времени, а его у нас нет – через месяц начнется пожароопасный сезон.

– К сожалению, хорошая идея вовлечения дополнительных объемов неиспользуемой лесосеки, в первую очередь по лиственному хозяйству, поддержанная краевой администрацией как инвестпроект, не нашла пока своего подтверждения, – отметил начальник управления лесами. – По проекту из выделяемых Каменскому ЛДК 272 тысяч куб. м лиственного лесосечного фонда на переработку должно было поступать 130 тыс. куб. м пиловочника с плановым выходом 66 тыс. кубов материала из лиственных пород. По факту за год из предусмотренных 2066 куб. метров березы и осины было взято только 245 кубов. При этом с хвойным лесом предприятие работает очень активно.

В свою очередь, получив трибуну, представители холдинга отметили, что регион опять вернулся к созданию крупных лесокомбинатов. В советские времена их на Алтае было четыре, сегодня – два.

– ЛДК – наше будущее, – сказал президент Союза организаций лесной отрасли «Алтайлес» Михаил Ключников. – Пройдут годы, и эти заводы, подобных которым в России по пальцам одной руки пересчитать, станут гордостью края и страны. Оба комбината в год перерабатывают 450 тыс. кубометров деловой древесины из двух миллионов, изымаемых в лесах всего края, это всего 20%. Да, не все удалось по березе и щиту. Никто не знал, что международные рынки постигнут такие финансовые катаклизмы. А то, что деревня без работы остается, так лесники ситуацию не спасут. Уже сегодня у нас серьезный дефицит кадров. Не можем набрать людей на лесозаготовку, охрану и лесовосстановление. Комбинаты – это наша выручка.

– Мы объехали полмира, всю Россию и убедились: алтайские лесники впереди всех по качеству работы, – заверил исполнительный директор ООО «Каменский ЛДК» Валерий Логиновский. – Мы собрали у себя все самое лучшее, надо начинать применять. Профессора сегодня правильно говорили про лесопользование. Но давайте доверять профессионалам! На наших предприятиях работают люди, которые всю жизнь отдали лесу, знают до тонкостей то, чем занимаются. Им не безразлично, что они передадут следующим поколениям. Сегодня говорилось о договорах на пожаротушение. Мы не отказываемся тушить пожары. Назовите хоть один случай, когда бы мы не выехали на лесной пожар. Благодаря действиям лесников сохранены некоторые села, которым грозило уничтожение огнем. Мы не требуем лишнего, просто возместите нам положенные по закону затраты на тушение пожаров. За два последних года нам по этой статье задолжали почти восемь миллионов рублей. С 2007 года все затраты на ведение лесного хозяйства легли на плечи арендаторов. Каменский ЛДК на эти цели за последние два года потратил 176 миллионов рублей собственных средств, 92 миллиона запланировано на 2014 год. Нам пока не на что создавать новые рабочие места. Мы вынуждены круглогодично платить аренду за пожарную технику, которую используем только полгода, содержать ее. Два года нам обещают передать ее в безвозмездное пользование. Хотелось бы надеяться, что новое управление решит этот вопрос.

К сожалению, отмолчались директора малых предприятий (бывших лесхозов), занимающихся заготовкой леса и продажей его на ЛДК. Ведь камни летели и в их огород. И именно их деятельность, коллективы и структура претерпели с вхождением в состав холдинга серьезные изменения.

 

Чтобы деньги оставались дома

Свою позицию озвучили главы муниципальных районов, на территории которых работают предприятия лесной отрасли. Представители властей Мамонтовского, Ребрихинского и Егорьевского районов, выступая с трибуны, были едины во мнении, что руководители лесных предприятий должны встречаться с народом, приходить на сходы в те поселения, где располагаются лесхозы, рассказывать людям обо всем, что говорится на подобных сегодняшнему совещаниях. Отвечать на вопросы селян не дожидаясь, пока те начнут писать жалобы во все инстанции, вплоть до президента.

Еще одна сходная позиция глав – прекратить сжигать порубочные остатки в лесу, наладить их дробление на щепу для использования в теплоэнергетике на местах. В качестве примера был приведен Крутихинский район, который перевел большую часть своих котельных на опилки, оснастив их соответствующими котлами. Бюджету экономия, сельским объектам – тепло. Но это притом, что щепу сегодня Каменский ЛДК отдает районам бесплатно. Затраты только на транспорт, которым доставляют опилки до места. Не за горами тот день, когда за это биотопливо муниципалитетам придется платить.

– Такое топливо станет сопоставимо по цене с углем, нам его не потянуть, – признается глава администрации Мамонтовского района Геннадий Переверзев. – А если ЛДК обеспечат свои лесхозы необходимой техникой для дробления порубочных остатков, то они получат дополнительный доход, а мы сможем планировать свои коммунальные дела с учетом альтернативного топлива.

Сократить объемы экспорта, оставлять большую часть продукции ЛДК в крае, «чтобы деньги и хороший пиломатериал оставались дома» – такую просьбу высказали руководители муниципальных образований.

Переверзев озвучил еще одну актуальную для его района и всего края проблему – восстановление колков и защитных лесополос. Для этого есть питомники, в которых уже выращены саженцы. Но сегодня эта работа не продвигается.

В ходе мероприятия звучало много дельных предложений, которые были сведены в итоговые рекомендации, которые направлены на принятие мер по уменьшению объемов рубок в ленточных борах Алтайского края, а также усиление контроля за выполнением арендаторами лесных участков обязанностей по охране, защите и воспроизводству лесов.

Решено было продолжить практику выездных «круглых столов», чтобы на местах предметно озвучивать проблемы и совместно искать пути их решения.

Наталья ИСАЕВА

Фоторепортаж