Регионы просят рубля

00:00, 21 марта 2014г, Общество 1514


Регионы просят рубля Фото №1

Местные власти продолжают щедро брать займы в банках, что грозит банкротством ряду субъектов Федерации уже в ближайшее время. В то же время по сравнению с другими регионами долговая нагрузка Алтайского края является минимальной. Это наименьший показатель в Сибирском федеральном округе и третий по Российской Федерации.

«Новые известия» опубликовали статью Виталия Словецкого, в которой он анализирует социально-экономическую ситуацию в отдельных территориях. Массовое банкротство грозит уже не отдельным банкам, предприятиям и корпорациям, а целым субъектам РФ. Катастрофическая ситуация связана с тем, что руководители многих регионов жадно и бездумно берут займы, не особо задумываясь о последствиях, когда наступит срок расплаты по обязательствам. К тому же региональные власти привыкли ждать помощи из Москвы, не пытаясь самостоятельно решать свои проблемы. Такая безответственность, считают ведущие экономисты страны и политологи, неизбежно ведет к банкротству.

Тревожная ситуация сложилась в Республике Карелия, Омской, Брянской, Нижегородской и Мурманской областях. Госдолг Астраханской области достиг в конце минувшего года почти критической отметки – 16 млрд. рублей (67% от объема собственных доходов). Это на три миллиарда больше, чем годом ранее. Сложная ситуация и на Брянщине – здесь долг вырос на 2 млрд. и составил 8 млрд. рублей.

«Если финансово-эконо-мическая ситуация в стране не улучшится, то в начале будущего года более десятка российских регионов могут превратиться в банкротов, – сообщил «НИ» доктор экономических наук, член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Четвериков. – Основная причина происходящего – неумелое управление регионами, желание их лидеров привлечь неограниченное количество средств. Темпы снижения экономической активности демонстрируют даже успешные субъекты. Тем временем в менее успешных ситуация неплохая, хотя в них нет ни нефти, ни газа. Почему так происходит? Потому что в них, очевидно, более ответственные руководители, умеющие выстраивать экономическую политику, не набирая кредитов».

Проблема и в том, добавляет парламентарий, что в качестве руководителей регионов нередко оказываются экономически неграмотные чиновники, но умело демонстрирующие лояльность федеральной власти. Они и приводят территории к экономической пропасти. Для минимизации таких явлений, по мнению Четверикова, необходимо принять закон, ограничивающий количество получаемых регионами кредитов. «Кстати, отсутствует в стране и закон о банкротстве регионов, – отмечает депутат. – Формально они себя таковыми не провозгласят, однако фактически станут ими. Что случится дальше? Будут надеяться, что Кремль выдаст беспроцентные кредиты».

 

«Проводим взвешенную политику»

Александр Карлин (отвечаяна вопрос о том, не стоит ли прибегнуть к дополнительным заимствованиям в целях развития экономики, «Медиалог», 16 октября 2013 г.):

– Весь период моей работы на посту губернатора мы отдаем долг перед бывшим «Алтайэнерго», который взыскивается по решению суда за неправильное тарифное регулирование, осуществлявшееся Главным управлением экономики Алтайского края в 2002 году. <…> Если этой логикой руководствоваться – взять, а насчет возвращения долга пусть болит голова у тех, кто придет за нами, то я никогда такой философии не исповедовал и исповедовать не буду. Я не говорю о том, что Алтайский край никогда не будет прибегать к займу или кредиту. Но это будет абсолютно обоснованный займ, минимально причиняющий ущерб бюджету, и тогда, когда в этом будет крайняя необходимость.

Мне думается, легкое отношение к проблеме долгов является следствием зарубки в памяти отдельных наших руководителей и хозяйственников. Это следствие начала 1990 годов, когда была гиперинфляция и когда через какое-то время обесценивались не только зарплаты, вклады, но и долги. Брали и тратили одни деньги, а возвращали совсем другие, обесцененные.

И еще одно из тех же пламенных лет обстоятельство. Государство тогда практиковало списание долгов. В частности, эту память несут в себе некоторые фермеры, которые тогда воспользовались кредитами и финансовой помощью государства. Эти средства были просто прощены заемщикам.

Мы сегодня находимся уже в другом времени, в другой системе экономических и правовых координат. Сегодня никаких финансовых амнистий, в принципе, быть не может ни для кого – ни для коммерческих заемщиков, ни для власти. Сегодня все обязаны возвращать долги. Поэтому мы считаем своей несомненной заслугой то, что Алтайский край находится в группе регионов России с минимальным внутренним долгом. Это наше достижение. Мы им дорожим и будем эту позицию сохранять и дальше.

И в дальнейшем мы также будем проводить очень взвешенную политику в бюджетной сфере. Главные два критерия заключаются в том, что бюджет региона должен быть устойчивым. Не может быть устойчивым бюджет, который в значительной своей части базируется на взятых взаймы средствах. И, во-вторых, бюджет должен обладать свойством его исполнимости. Поэтому я не сторонник писать и вносить в Законодательное Собрание красивые, очень богатые проекты, а потом по завершении бюджетного периода, скромно потупив глаза, отступать в сторонку. Это не наш метод.

Мы не хотим рисковать

Александр Романенко, председатель комитета по бюджету,налоговой и кредитной политике АКЗС:

– В последние годы мы существенно сократили государственный долг края как субъекта Российской Федерации. По моему мнению, есть две главные составляющие, которые формируют политику краевых властей в отношении кредитов. Первое – мы не хотели бы иметь дополнительные расходы в виде обслуживания государственного долга. Сегодня бюджетные кредиты, которые может давать Минфин, строго лимитированы и больше, чем это предписано Федеральным законом «О бюджете РФ», мы не получим. А идти на выпуск облигационных займов или брать кредиты в коммерческих банках мы считаем для нас очень дорогое удовольствие. В связи с напряженной ситуацией по расходам в 2013 году, связанной с некоторым ухудшением экономической ситуации в стране и мире, мы несущественно увеличили наши заимствования. Но это – бюджетные кредиты Минфина, которые не требуют высоких расходов на оплату процентов, на обслуживание кредита.

Вторая составляющая заключается в том, что Алтайский край не стремится наращивать государственный долг. Я считаю, что любое внешнее заимствование оправдано только тогда, когда впереди мы видим исполнение какого-либо большого инвестиционного проекта, когда мы видим, что впереди нас ожидает рост дополнительных налоговых доходов, то есть тех средств, которые могут покрыть не только сумму на обслуживание кредита, но и в целом сам долг. Мы знаем структуру и возможности нашей экономики. И основной налог, в значительной степени формирующий доходы бюджета, – это налог на прибыль. Объемы его поступления очень зависят от экономической ситуации и подчас не зависят от органов власти субъекта Российской Федерации. Поэтому государственный долг для нас – это большие риски, и мы на них просто не идем.

Главная позиция, которая учитывалась при формировании бюджета на текущий год – бюджет должен быть четко сбалансированным по доходам и расходам. А его достоинство в том, что он выполним. Поэтому сегодня, не имея за плечами груза в виде госдолга, мы четко понимаем, что запланированные расходы будут обеспечены соответствующими реальными доходами.

Фоторепортаж