Горн, галстук и ручка с пером

00:00, 11 апреля 2014г, Общество 2178


Горн, галстук и ручка с пером Фото №1

Рубцовскому музею образования исполнилось десять дет. Это первый такой музей в крае, бессменным директором которого остаётся Валентина Тибекина.

Первая школа…

Идея его создания принадлежит бывшему руководителю комитета по образованию Валентине Весниной (когда-то этот пост занимала Тибекина). Она предложила коллеге начать собирать материалы по истории становления и развития системы образования в городе. Валентина Николаевна легко согласилась поработать один год, потом ещё один и ещё. Создание музея, под который выделили пустое помещение на третьем этаже гимназии № 8, оказалось делом настолько увлекательным, что ему конца не видно. Так что десять лет пролетели незаметно.

– Мы начали с того, что стали выяснять, когда в Рубцовске появилась первая школа. Оказалось, она была открыта в апреле 1901 года около церкви Святого архангела Михаила. Это одноэтажное деревянное здание и стоит сейчас, в нём занимаются спортсмены, – рассказывает Валентина Николаевна. – Здесь тогда был ещё засёлок – так называли место, где селились люди, пришедшие из Центральной России в поисках новых земель. Сначала на берегу реки Алей обосновался крестьянин Михаил Рубцов со своей семьёй, рядом стали располагаться другие переселенцы. Потом на засёлок царь выделил деньги: 400 рублей на строительство школы. Приурочено это было к 150-летию Алтайского округа.

В музее экспонируется царский указ от апреля 1897 года: «Высочайшим повелеваю, в ознаменовании 150-летнего юбилея Алтайского округа пожертвовать денежные суммы на сооружение 10 церквей и 30 школ в переселенческих поселках». Когда через четыре года первая рубцовская школа была построена, инспектор
Н. Ларионов доложил «его высокородию, господину директору народных училищ Томской губернии», что первая юбилейная школа открыта в засёлке Рубцовском Локтевской волости Змеиногорского уезда.

Через два года появились две церковно-приходские школы. Потом был тринадцатилетний перерыв, пока в 1916 году не начала работать железнодорожная школа в районе вокзала. Она состояла из трёх зданий, которые возводили из досок, привезённых из Семипалатинска.

Кроме неё к 1930 году в Рубцовске действовало восемь городских школ. Сегодня их 24 – начальные, основные, с углубленным изучением предметов, гимназии, кадетские школы. Что касается количества учащихся, то в середине восьмидесятых годов прошлого века их насчитывалось более 22 тысяч, в классе было по 40 человек и все нормально занимались. Потом произошло резкое сокращение числа школьников и лишь недавно их количество стало увеличиваться, превысив 12 тысяч.

…и её директор

Тибекина признаётся, что, когда сама руководила гороно, не слишком задумывалась об истории образовательных учреждений в Рубцовске. А теперь может часами рассказывать об этом. Благодаря активности ветеранов этой системы в музее собрано множество архивных документов. Некоторые из них, ещё царских времён, отличаются особо красивым, каллиграфическим почерком, какого сейчас не увидишь. Здесь же можно полюбоваться на прописи советской школы, подержать в руках пенал, чернильниицу и ручку с пером полувековой давности, посидеть за настоящей партой и прочесть о её уникальных свойствах, коснуться пионерского горна и галстука.

– Что вы для себя открыли за эти десять лет? Возможно, чего-то не знали или нашли уникальный экспонат?

– Это документы о первых учителях рубцовской школы и о династии Плешканей, о которых нам ничего не было известно. Такое открытие удалось сделать благодаря активной жизненной позиции Ларисы Ивановны Яриной, бывшей учительницы литературы и инспектора гороно. Она не один раз ездила в Томск, привезла оттуда множество архивных документов, из которых выяснилось, что заведующим первой рубцовской школой был Вонифатий Петрович Плешкань. Как мы полагаем, первым учителем в засёлке можно считать его отца Петра Марковича Плешканя, грамотного человека, исполнявшего обязанности писаря. Жизненный путь Вонифатия Петровича активистам музея удалось проследить до конца. Для этого несколько лет вели кропотливую поисковую работу. В Рубцовске нашли его племянника Владимира Ивановича, который в своё время учился в первой школе, позже – дочь Валентину, проживающую в Алма-Ате. Судьба первого директора сложилась драматично. Его жена рано умерла, оставив Вонифатию маленьких детей. Вырастить их ему не удалось, в 1933 году Плешкань был арестован как враг народа. Семейный клан раскололся, брат Иван с семьёй уехал в Новокузнецк. Перед отправкой в лагерь Вонифатий Петрович попросил родственников жены разобрать детей. Валентина попала в семью, которая жила в Семипалатинске, потом те переехали в Алма-Ату. Её судьба из всех детей сложилась наиболее благополучно, она написала для музея историю своей семьи. Узнав о существовании двоюродного брата Владимира Ивановича, связь с которым была потеряна много лет, пригласила его в гости. Трогательная встреча состоялась.

От Валентины рубцовский гость узнал, что его дядя не сгинул в лагерях, он и там учил детей надзирателей и их самих. Когда началась война, его отправили в трудармию. Случайно встретил там своего младшего сына, которого не взяли на фронт (сын врага народа). Радость отца была недолгой, вскоре парень заболел и умер. Ему пришлось самому его хоронить. А старший сын воевал и погиб. Когда Плешканя освободили, он наконец встретился со взрослой дочерью Валентиной. Потом жил в Семипалатинске. Там как раз начались ядерные испытания. После одного из взрывов Вонифатий Петрович получил большую дозу облучения, заболел и его отправили в больницу в Алма-Ату. Дочь его навещала, но однажды пришла, а ей сообщили, что отец умер.

Поисковая работа увлекает

Сейчас главная задача музея – подготовиться к 70-летию Победы. Тибекина и её помощницы решили выпустить Книгу Памяти, посвящённую 21-му гвардейскому стрелковому полку под командованием Матвея Степановича Батракова. Он был сформирован в Рубцовске и отправлен на фронт с железнодорожного вокзала. В папках собраны материалы уже о сотне с лишним участников этого полка. К сожалению, нынешнее поколение мало что может рассказать о военных годах своих дедушек и прадедушек. Один ученик, получив задание написать сочинение о родственнике – участнике войны, только тогда узнал, что его прадед воевал, хотя видел дома ордена и медали, но не знал, откуда они и за что получены.

Педагогам приходится собирать материалы по Рубцовску и району через военкоматы. А однажды одна активистка музея – Валентина Ильинична Вольных неожиданно призналась: «Школьницей я участвовала в художественной самодеятельности, и в 1941 году мы выступали перед новобранцами этого полка в день их отправки на фронт. На привокзальной площади находился клуб «Красный Октябрь», за ним парк с танцевальной площадкой. Она и стала нашей сценой». Тибекина была поражена: среди них – очевидец проводов полка на фронт!

– Теперь нам в течение полугода необходимо обработать все документы и воспоминания, чтобы успеть к 70-летию Победы выпустить Книгу Памяти «Бессмертный полк». Кроме этого по каждой школе и детскому саду у нас есть папка с их историями. Это такой огромный материал, что ещё работать и работать, – сказала на прощание Валентина Николаевна.

Фоторепортаж