Перевернули страницу

00:00, 16 мая 2014г, Культура 2352


Перевернули страницу Фото №1

В течение мая у барнаульских зрителей была грустная возможность проститься с молодыми артистами Молодежного театра Алтая, покидающими город, не дожидаясь окончания сезона.

Шестеро из семи актеров – выпускники так называемого золотухинского курса АлтГАКИ Алексей Межов, Владимир Хворонов, Юлия Пошелюжная, Дмитрий Гомзяков и другие. Учитывая, что на них держится значительная часть нынешнего репертуара да и зритель зачастую шел на премьеры ради них, театр сильно изменится. Как именно – увидим осенью.

Итак, 3 мая играли «Наташину мечту», 11-го – «Маленького принца», 14-го – «С любимыми не расставайтесь». А 17 и 18 мая ребята отыграют последние спектакли на барнаульской сцене – взрослый «Поток» и детский «Свет-Луна». Причем провожать эту симпатичную и яркую страницу в жизни МТА лучше всего именно на «Потоке». Это одна из самых интересных барнаульских постановок последних лет, органично существующая на стыке актерского капустника, пластического этюда, живого концерта и сюрреалистического перформанса. Только вот попасть на него наверняка не получится: таково уж решение этого спектакля-эксперимента, что увидит его лишь то количество зрителей, которое способно поместиться прямо на сцене, то есть очень небольшое.

Счастливчики окажутся почти внутри театрального действа, сидя буквально в полутора метрах от поворотного круга сцены, на котором развернутся картины жизни условного рабочего района. Хотя, вообще-то, «Поток» по замыслу режиссера Дмитрия Егорова, покинувшего театр еще зимой, лишь отчасти относится к одноименному району Барнаула. Скорее представляет собирательный образ российской городской окраины. А вообще, это сама жизнь, течение которой раз за разом заносит нас в архетипические, абсолютно фольклорные ситуации. Такой бытовой эпос.

Корреспонденты «АП», например, дважды испытали на себе воздействие постановки, причем с противоположными ощущениями. Сперва были удручены тягостным послевкусием совсем еще сырого прогона. А через пару месяцев – очарованы остроумием ладно скроенного и лихо сыгранного спектакля. Спектакля с сильным социальным звучанием, который, однако, вместо тоски и мучительных мыслей о том, куда катится мир, внушает зрителю внезапную острую нежность к героям и их прототипам. У «Потока», напомним, нет ни литературной, ни драматургической основы, зато есть форма, создающая глубину и объем: набор картин из жизни, сыгранных практически без слов.

Безымянный главный герой (его играет Владимир Хворонов) сначала сидит в ободранном кресле и щелкает пультом от телика. Потом, совершив над собой немыслимое усилие, встает на ноги и идет вперед сквозь бурю и снег (это глава «Рождение богатыря»). Он выходит во двор, где под уродливым фонарем истерически смешно разминаются былинного вида гопники (все занятые в спектакле молодые актеры носят своего рода униформу – черные толстовки с капюшоном, джинсы и кеды, но на этих двоих еще и островерхие шлемы витязей).

Потом оказывается в компании Снегурочки, Деда Мороза и довольно похабного Зайца, которые разговаривают идиотскими новогодними стишками и загадками (а Снегурочка напоследок еще и дарит эротический танец). Наконец, надев белую рубашку, идет в офис «бумаги перекладывать» в компании потешного белого медведя, символизирующего столь многое, что даже страшно. А сбежав из офисного рабства, «богатырь» попадает в плен к истеричным девам – этаким местным русалкам – в кокошниках, которые так ждали своего принца, что готовы поделить его на всех и задушить заботой. На периферии сюжета многозначительно мелькают царьки и опричники с мигалками, невесты и морячки, ярмарочные артисты и оцепеневшие у подъездов бабушки.

Эти зарисовки перемежаются с байками, рассказанными актерами. Есть, например, трогательная история Алексея Межова о том, как его наивного лирического героя когда-то ограбили жалостливые гопники в районе кардиоцентра. Или зажигательная байка про отчаянного пьяницу, который дважды «драпал от ментов». Неловкая история про контрацепцию в деревне. Смешная – про театральный этикет и меховую шапку. Наконец, жутковатая легенда о спившейся балерине – рассказывающая ее заслуженная артистка Лариса Корнева словно подводит зрителя к пропасти и предлагает заглянуть во мрак. В итоге эти сгущения реальности уравновешивают постановочные эпизоды.

Не стоит забывать и о видеопрологе, маленьком фильме об истории барнаульского Потока: как строились дома и заводы, потом – как заводы банкротились, а люди спасались от нищеты. Из каждого второго кадра на зрителя кротко смотрят диковатые деревянные и гипсовые зверушки, стоящие на страже обшарпанных подъездов и детских площадок. Странно, но понятие «чернуха», которое в России обычно идет рука об руку с любым социальным высказыванием, даже не вспоминается. Зато словам режиссера (он, пока не поссорился с театром, лично выходил на сцену, а в последние месяцы присутствует в качестве видеозаписи) о замечательных жителях страны, каждый из которых – неповторимый космос, почему-то безусловно веришь…

О том, переживет ли «Поток» массовый исход артистов, говорить пока сложно. В театре нас заверили, что постараются сохранить все постановки, какие возможно.

 

*   *   *

Держат лицо

Что касается ухода большой группы артистов, то все стороны в этой ситуации «держат лицо». Еще в конце апреля на страничке МТА в социальной сети «ВКонтакте» актер Дмитрий Гомзяков написал: «Ну вот и все. Только что поговорили с Ириной Владимировной Лысковец (директором МТА. – Прим. авт.), и теперь можно смело заявить – мы с женой работаем в этом театре последние 20 дней. Разговор был нормальный, договорились расстаться по-человечески. Это наше решение, на нас никто из руководства не давил – просто так бывает».

Актриса Юлия Пошелюжная, как и другие уволившиеся актеры, пока не называет место своей будущей работы. Она рассказала «АП», что кто-то из ее коллег доработает в Барнауле до 21 мая, кто-то – до 30-го. «То, что мы все уходим в мае, – случайность, так сложились обстоятельства. Это не связано с давлением со стороны руководства театра. В МТА сейчас непростая ситуация, и мы не можем продолжать там работать. Но это ни в коем случае не протест и не заговор, как решили некоторые. Причина в том, что мы получили интересные предложения о работе: более выгодные условия, возможность творить и самовыражаться».

Директор театра Ирина Лысковец комментирует ситуацию так:

– Решение актеров покинуть театр не стало для меня неожиданностью. Очевидно, что они были командой режиссера Дмитрия Егорова, и я понимаю эту дружескую и творческую привязанность. Вопрос был лишь в том, когда именно они решат уйти. Я благодарю их за труд, за то, что они несколько лет работали в театре. Наверное, в другом театре им будет лучше – возможно, они нашли для себя более выгодные условия. На их место придут выпускники нашей
академии культуры и новосибирского вуза. Что касается репертуара, то он не пострадает – не будет никаких «самодеятельных вводов» в спектакли. Есть ответственные за каждую постановку, как правило, это сами актеры, занятые в спектакле. Они предлагают кандидатуры на замену, которые рассматривает заведующий труппой – человек, который знает актеров лучше всех. Какие-то
спектакли мы законсервируем до нового сезона, чтобы разобраться, кого вводить, какие-то будут идти уже сейчас. А в конце мая – начале июня мы начинаем работу над двумя новыми постановками по Михаилу Булгакову
и Эдварду Радзинскому, так что работы у нас много.

Добавим к этому, что МТА готовится к I Всероссийскому театральному фестивалю имени В.С. Золотухина. Его гостями станут известные театры и специалисты, а поддержку фестивалю оказали Минкультуры РФ и Союз театральных деятелей России в лице его председателя народного артиста Александра Калягина. Запущен и проект «Пятый угол», в рамках которого будут проходить лекции об искусстве, встречи с людьми культуры, показы альтернативного кино.

Фоторепортаж