Чарышу вход в село запретят

00:00, 10 июня 2014г, Общество 1712


Чарышу вход в село запретят Фото №1

Паводок небывалой силы разделил бурный Чарыш. Выше села Красный Партизан разрушено берегоукрепление. Теперь река течёт по двум руслам. Это зафиксировано при облёте на вертолетах МЧС. Получилось, что село Красный Партизан и сегодня остаётся в воде, по-прежнему затоплено 56 домов, плюс к ним в районном центре Чарышское – 7 домов.

Их невозможно освободить, пока не отведут русло. Обстановка очень серьёзная: оказались отрезанными 3 сельсовета, 10 населённых пунктов, в которых более 4 тысяч жителей. «Что делать?» – спрашивают с большой надеждой селяне.

– Необходимо незамедлительно перекрыть одно из русел, а ещё сделать мостовый переход, – сказал глава администрации Чарышского района Александр Ездин.

Как подобраться к утесу? Как сделать, чтобы отвести реку от жилья? Это непросто: с одной стороны – узкая козья тропа, с другой – горный поток. Один из вариантов – взрывом отколоть часть от утёса, тогда камни перекроют дорогу воде. Ещё вариант – углубление русла, так называемая его расчистка. Всё надо тщательно взвесить, заручиться мнением специалистов. Конечно, большой вопрос, но его необходимо решать без промедления. Селяне натерпелись за время паводка, недопустимо, чтобы он длился бесконечно.

Глава администрации села Чарышского Валерий Кузнецов тоже крайне озабочен, людям необходима помощь, их надо вызволять из водного плена, а выход один: помочь реке отодвинуться. Валерий Кузнецов остался без голоса, стараясь перекричать грохот бешеного потока, который легко переворачивал валуны, камни, нёс выдранные с корнями деревья. Вот почему он говорит теперь тихо, но его слышат:

– Перекроем одно русло, тогда мы освободим затопленные строения, появится возможность сделать переправу на четыре отрезанные улицы, где находится около сотни домов жителей села Чарыш, – говорит он.

Высокое напряжение продолжается и в эти дни. Глава администрации района живёт на работе. В прямом и переносном смысле. Рабочий день по 20 часов в сутки. Ночует в кабинете, семья – в другом селе. Обстановка ЧС приближена к военной. Постоянно в оперативном порядке приходится искать единственно точный выход. Комиссии считают ущерб, обращаются с просьбами селяне, желающие услышать ответ именно от руководителя района. Поступила гуманитарная помощь из государственного резервного фонда. Каждый занимается своим делом, а спрос в конечном счёте с власти.

Начальник ГОЧС района Денис Лопаков двое суток был на ногах. Остался один диспетчер (из пяти), остальных паводок отрезал от диспетчерской. И начальник ГОЧС района с диспетчером Эдуардом Шипиловым были на связи с миром в те дни и ночи. Денис Лопаков и сегодня уверен, когда речь идёт о раздвоении русла Чарыша:

– Надо закрыть вход для реки в село.

Она пойдёт там, где когда-то давно бежала, пока люди не поставили преграду – дамбу.

Реки постоянно меняют своё русло, но они, как правило, возвращаются в своё родное, старое. Пусть и через 80 лет. Такова непостижимая природа живой воды. Собирались, обсудили ситуацию с дорожниками, на помощь пришли военные с вездеходами, тяжелой техникой.

Начался осмотр участков, с которых можно подобраться к утёсу, то есть на месте не сидят. Задача: как можно быстрее помочь людям. Эти слова сегодня слышишь как клятву. Только на вездеходах можно добраться к тому месту, где идёт обследование.

Спасибо чарышане сказали тем, кто приезжал в их район, который один из первых принял удар стихии. Например, Сибирскому спасцентру МЧС. Здесь он работал в составе 91 человека (плюс 23 единицы техники). На построении отважным, мужественным людям вручили грамоты. Спасатели занимались эвакуацией населения, ежедневно переправляли на остров и обратно 350 человек. Установили 20 опор ЛЭП. Перевезли 650 тонн грунта, подсыпали ямы и промоины в центре села. Доставили гуманитарную помощь. А ещё, и это трогательно до глубины души, они не отказали в помощи одиноким пожилым людям. Поставили сваленные заборы у больницы.

С благодарностью здесь говорят тёплые слова всем, кто очень помог. И нет сомнений – оптимальный вариант непременно найдут и по речным руслам. Ведь в жёстком режиме паводка принимали верные решения. И всё же меня беспокоит, а не найдутся ли чрезмерно ярые защитники природы и не возникнет ли у них вопрос отломить взрывом кусок Синего утёса? Не является ли этот утёс частью той самой Синей горы – памятника природы другого, Краснощёковского района? Это же экологическое преступление. А действительно, давайте посмотрим, правильным ли с экологической точки зрения будет, если выберут именно этот вариант?

Об этом спросила начальника отдела особо охраняемых территорий управления природных ресурсов и нормирования Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Илью Дудина.
Он сказал:

– В любом случае, если такое решение – отколоть взрывом часть утёса будет принято, режим чрезвычайной ситуации нам позволит провести необходимые меры для восстановления нормальной жизнедеятельности в районе. Нужно не перегибать природоохранную линию, а сделать всё возможное для того, чтобы ситуация наладилась.

Такое заявление эколога вызывает уважение. Необходимо в первую очередь, чтобы жизнь самих чарышан быстрее вошла в старое русло.

Фоторепортаж