МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ

ФОНД ИКОН КРАЕВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОПОЛНИЛСЯ НОВЫМ ЭКСПОНАТОМ

00:00, 22 июля 2010г, Общество 1328


МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ Фото №1

Московские благотворители из "Альфа-Банка" недавно передали в дар краевому художественному музею редкую икону ХVIII века, цена которой не установлена. Вообще вопрос о соотношении цены и ценности произведения искусства не так уж прост, как кажется, особенно когда дело касается подарков. А икона "Святой Зосима" таит в себе много тайн, и цена – далеко не главная из них.

Деревянная дощечка 13 на 18 сантиметров с изображением святого в синем плаще – таким предстает для обывателя подарок благотворителей. Для работников же музея сей дар станет прежде всего предметом кропотливого исследования. Еще до того, как на презентации подарка посыпались вопросы журналистов о ценности святыни в денежном эквиваленте, замдиректора музея по научной работе, специалист по иконописи Людмила Красноцветова-Тоцкая уже провела предварительный анализ иконы. По ее мнению, "Святой Зосима" представляет собой уникальный образец с точки зрения иконографии.

Дело в том, что этот святой, как правило, изображается вместе со святым Савватием, как основатели Соловецкого монастыря в ХV веке. Здесь же Зосима один. Более того, сам лик, представленный на иконе, фактически не отвечает описанию внешности одного из основателей Соловецкого монастыря. "Старец русского типа, лицом худощавый от поста, волосы на голове просты, с сединой, борода более средней величины, также с проседью, одежды монашеския" – таким предстает Зосима в "Академическом пособии для иконописцев" (1910 год.) То есть образ этот не имеет ничего общего с тем, что воплощён на подаренной иконе. Наш святой – мужчина средних лет без признаков седины. Но главное – одежды на нём далеко не "монашеския". Красный хитон (длинная до пола рубашка) и крест в правой руке могут указывать на принадлежность нашего Зосимы к лику мучеников – святых, прославленных церковью за смерть, принятую за веру и в страшных муках.

Среди святых с именем Зосима, которых постигла такая участь, немало. Три наиболее известных: Зосима Кононейский, воин, уверовавший в Христа и не отказавшийся от него под страшными пытками, живший во II веке нашей эры в период правления императора Траяна. Зосима Калутинский (Калтинский) – кузнец, который вместе с родными братьями Александром и Афеем, призванными императором Диоклетидием для казни св. Марка, обрели веру и по собственной воле разделили участь мученика (нач. IV века). И Зосима пустынник (Киликийский) – старец, погибший в городе Назарете от руки киликийского правителя Дометиана в конце IV века.

Словом, только тщательное исследование сможет дать ответ на вопрос, какой конкретно святой изображён на загадочной иконе.

Официальный представитель "Альфа-Банка" Леонид Игнат рассказал, что икона, скорее всего, написана на заказ. К тому же она долгое время хранилась в частной московской коллекции, а отследить путь, по которому она туда попала, практически невозможно. Так что вся надежда теперь – на светлые умы исследователей краевого художественного музея, которым предстоит решать загадку необычного образа. Что же касается пытливости общественных масс (которые в основном интересовала конкретная стоимость подарка), то Леонид Павлович в один голос с сотрудниками музея заявил: икона "Святой Зосима" и как святыня, и как произведение искусства – бесценна.

Самостоятельно оценить уникальный подарок барнаульцы смогут только в 2012 году, когда он будет представлен на большой выставке икон, которая, как ожидается, откроется уже в реконструированном здании музея.

Дарья ШАХОВА

Фоторепортаж