"БЫЛ И ОСТАЮСЬ АЛТАЙСКИМ ПАРНЕМ"

ХОТЯ В БУДУЩЕМ МУЗЕЕ КАЛАШНИКОВА В КУРЬЕ БУДЕТ КОПИЯ ЗНАМЕНИТОГО АВТОМАТА, ОСНОВУ КОЛЛЕКЦИИ СОСТАВЯТ ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ

00:00, 22 июля 2010г, Общество 2004


"БЫЛ И ОСТАЮСЬ АЛТАЙСКИМ ПАРНЕМ" Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

20 июля в государственном краеведческом музее журналистам представили самые ценные вещи, подаренные Алтаю легендарным конструктором Михаилом Калашниковым. Именно эти предметы, а также другие, которые еще не пришли в Барнаул, составят основу фондов будущего мемориального музея Калашникова на его родине, в селе Курья. Директор краеведческого музея Ольга Падалкина и заместитель директора Ирина Попова встречались и беседовали с Михаилом Тимофеевичем три дня и теперь с трудом подбирали слова, чтобы описать свои чувства.

Чтобы у присутствующих сложилось более полное впечатление об этом общении, сотрудники музея продемонстрировали на большом экране фотоотчет о посещении Ижевска (дом, дача и маленькая мастерская конструктора, его архив, любимые места для отдыха, музейно-выставочный центр) и полуминутный видеофрагмент беседы.

Мемориальный музей Михаила Калашникова в Курье будет работать как филиал краеведческого и разместится в здании бывшей сельской школы, в которой в 30-е годы учился будущий конструктор. Еще предстоит масштабная реконструкция здания, но сотрудники музея уже начали формировать коллекцию. На суд публики позавчера представили лишь малую ее часть, зато самую ценную.

– Вот фотоснимки 2009 года, когда Михаилу Тимофеевичу было присвоено звание Героя России, – Ольга Падалкина показывает отдельные предметы, лежащие перед ней на столике. – Кроме того, здесь представлены копии государственных наград – звезд Героя Социалистического Труда и Героя России. В ознаменование 90-летия со дня рождения Михаила Тимофеевича было выпущено много памятных медалей, и некоторые из них мы тоже привезли. Здесь же новозеландские доллары с изображением автомата Калашникова. Обратите внимание, сама упаковка для них сделана в виде магазина…

– Формирование будущей экспозиции будет длительное, и мы только на первом этапе, – продолжает Ирина Попова. – Но главная идея закладывается сразу: на Алтае нам не хочется создавать музей оружия, таковые уже есть в Ижевске, в Петербурге. Нам же хотелось бы создать музей человека. Михаил Тимофеевич стал для нас символом таланта, трудолюбия, верности Отечеству, и это самое главное, что хочется, заложить в будущую экспозицию. Интереснейший материал поступит в музей из личного архива, который Калашников формировал с 1949 года, тогда он приехал в Ижевск. Эта коллекция состоит из газет и журналов с 49-го по сегодняшний день! И в этих газетах, по сути, жизнь страны и Михаила Тимофеевича.

Рабочее название будущей экспозиции подсказала одна из книг конструктора: "Траектория судьбы". Она у Калашникова, как пошутили музейщики, не была прямой, как выстрел из автомата. Но в ней отразилась и судьба всей страны.

Страшно занят жизнью

Впрочем, больше всего сотрудникам музея хотелось поделиться впечатлениями от личного общения с легендой.

– Михаил Тимофеевич – невероятный трудоголик. У него даже есть такая фраза: "Я страшно занят жизнью". Она характерна и для его молодости, и сегодня, – рассказала Ирина Попова. – У него весь день расписан, но он успевает и читать, и сочинять.

Будущему музею Калашников подарил и свою настольную книгу – "Избранное" Некрасова. Как описала ее Ирина Попова, "затертую и залистанную, со множеством пометок на полях".

– Когда я спросила, нельзя ли нам на Алтай взять эту книгу, – говорит Ирина Васильевна, – я думала, он не отдаст ее, потому что эта книга на столе у него лежала, наверно, лет 50. А он подумал и сказал: "Ну что ж, заберите".

Еще были истории о… кротоловках, изготовленных конструктором в мастерской на даче, и одну такую кротоловку тоже привезут в Барнаул спецтранспортом вместе с другими вещицами, сделанными руками Калашникова, – они немало смогут рассказать о человеке. Будут и многочисленные наручные часы, которые дарили Михаилу Тимофеевичу к разным датам в знак его всегдашней пунктуальности. Телефон с его рабочего стола. Целая галерея костюмов разных лет, начиная с точной копии сержантского кителя, который он носил в войну, и заканчивая, естественно, генеральским…

Об Алтае Калашников вспоминал тепло, так что сейчас имеет смысл поторопиться с созданием музея – возможно, именно его открытие в Курье подвигнет конструктора еще раз приехать на малую родину. А когда сотрудники краеведческого уже собирались домой, Михаил Тимофеевич попросил Ольгу Падалкину передать землякам, что "конструктор был и остается алтайским парнем".

Фоторепортаж