КОД ТАЛАНТА

ОБЩИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СТАЖ СЕМЬИ ШМОЙЛОВЫХ – БОЛЕЕ 500 ЛЕТ

00:00, 27 августа 2010г, Общество 2433


КОД ТАЛАНТА Фото №1

Учителем надо родиться – эту мысль подтверждает и существование педагогических династий. Богат ими край. Наш рассказ – об одной из замечательных семей, положившей немало сил на алтарь просвещения. 

Можно обладать огромным запасом знаний, но не суметь ими поделиться с учениками. Кажется, один все делает так, как его учили в вузе, говорит правильные вещи, но его не слышат; знания, которые он сеет, так мелки, что никому не приносят удовлетворения. А другой в кажущейся простоте, без назидательности добивается высоких результатов. К нему тянутся дети, на его уроках царит творческая атмосфера. Такой педагог и есть истинный просветитель. 

«Жизнь – разумное стремленье…»

Гимназию №1, в которой я работаю, открывал мой отец – Эльзас Павлович Шмойлов. Задумывалась она как реальная, с уклоном в точные науки. Традиции, заложенные 18 лет назад, сохраняются. Получилось так, что среди работников инновационной школы оказались двоюродные сестры: Людмила Шмойлова – заместитель директора по административно-хозяйственной работе, Галина Махначева – учитель химии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Ирина Шмойлова – учитель математики. Я, Ирина Королёва, пришла в гимназию преподавать русский язык и литературу в прошлом году. Все мы из разных семейных «веток», но принадлежим к одной фамилии Шмойловых.

Семья наша большая, даже огромная. У прабабушки Екатерины Степановны и прадедушки Николая Егоровича росли восемь детей. Все они получили хорошее по тем временам образование (что было редкостью в крестьянских семьях), все были творчески одаренными людьми: писали стихи, играли на музыкальных инструментах, хорошо пели, обладали актерскими задатками. Но самое главное – стремились к знаниям и старались дать образование своим детям.

Первой учительницей в нашем роду была Фелицата Николаевна Шмойлова. Она своих детей не имела, но воспитывала приемного сына Николая и принимала горячее участие в жизни братьев, племянников и племянниц. Племянники подолгу жили вместе с ней, она занималась их образованием и воспитанием, устройством жизни. После смерти родителей взяла на себя ответственность за младших членов семьи и училась в учительской семинарии (была в числе лучших). В семейных альбомах есть записи, сделанные рукой Фелицаты Николаевны – самые первые датированы 1913 годом. Все они свидетельствуют о незаурядном уме, впечатлительной натуре, склонности к творчеству молодой учительницы.

Вот одно из стихотворений («Идеал» С.Надсона. – Прим. авт.), записанных ею:

Не говори, что жизнь – игрушка

В руках бессмысленной судьбы,

Беспечной глупости пирушка

И яд сомнений и борьбы.

Нет, жизнь – разумное стремленье,

Туда, где вечный свет горит,

Где человек, венец творенья,

Над миром высоко парит.

Фелицата Николаевна учительствовала 45 лет: сначала в родном селе Мальцева Курья, а потом еще в нескольких селах и Барнауле.

Именно благодаря ей мой дед, Павел Николаевич Шмойлов, стал учителем. Его путь в педагогику начался в 1928-м: в 18 лет он стал ликвидатором неграмотности на селе. И всю жизнь, более сорока лет – за исключением лихолетья Великой Отечественной – работал в школе учителем начальных классов, директором школы.

Каким веселым, остроумным он был! Всегда в его доме звучал смех, он очень любил петь – звучно, с самозабвением, глубоко проникая в суть песни. Еще у деда Павла была страсть к рыбалке, и снасти он часто мастерил сам. Бывало, придешь в гости, а у него весь дом опутан сетями: то он их чинит, то плетет. Пробираться под ними из комнаты в комнату было для нас, маленьких ребятишек, целым приключением, а дед представлялся каким-то волшебником… Как любой рыбак, дед в своих рассказах любил немного преувеличить, а мы слушали его байки, открыв рот. Но все же главным даром деда была способность общения как со взрослыми, так и с детьми. Он умел слушать и слышать.

За свою жизнь дед сменил не одну школу, по заданию руководства переезжая из одного села в другое, исколесил весь Старо-Бардинский район, и везде односельчане относились к нему с уважением. В семье Павла и Татьяны было пятеро детей: Рудольф, Эльвира, Лотарингия, Эльзас, Владимир. Много трудностей пришлось пережить семье Павла Николаевича: смерть детей, арест, грозивший расстрелом… После оправдания и освобождения продолжил работу в школе. Три года войны он провел на трудовом фронте: был прорабом на строительстве военных объектов в Новосибирске. Совершенно больного Павла Николаевича комиссовали. После лечения направили в пехотное училище, по окончании его – в армию. 

Корни и ветви

Семена, брошенные Фелицатой Николаевной и Павлом Николаевичем, дали хорошие всходы. Мы попробовали подсчитать, сколько педагогов в нашей семье – 34! Если собраться всем вместе, то можно открывать школу: есть химики и математики, филологи и физики, историки и музыканты, учителя иностранного языка, начальных классов, труда и физкультуры, пионервожатые… Найдутся кадры и для детских садов – воспитатели и заведующие. Причем каждый чем-то отмечен. Есть у нас отличники основного образования, лауреаты и дипломанты профессиональных конкурсов; учителя, удостоенные почетных грамот Министерства образования и нагрудных знаков «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Учебные заведения, в которых работают представители нашей династии, в числе лучших в своих городах и селах. А разбросало нашу семью по всей Сибири и Кузбассу. Трудятся учителя Шмойловы и за пределами России.

Старейшая учительница нашего рода Лидия Петровна Божкова пишет рассказы и фельетоны в газету. Литературные публикации Бориса Шмойлова можно было встретить в различных томских изданиях. По инициативе представителя нашей династии Надежды Росляковой, ставшей заместителем главы города по социальным вопросам, в Бийске были созданы центр по работе с одаренными детьми, центр поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями. Мой отец, Эльзас Павлович Шмойлов, кандидат исторических наук, издавший много книг об истории Бийска, – частый гость на радио и телевидении, в учебных заведениях города. Мама, Тамара Андреевна, окончившая Московский педагогический институт, преподавала в родном училище в Бийске. За многолетний плодотворный труд (ее стаж 48 лет) награждена знаком «Отличник народного образования».

Не отстает от старшего поколения и наша молодежь, многие избирают педагогическое поприще. Олеся Махначева окончила Новосибирский университет, Алена Гостюхина – Томский. Наталья Кречетова во время учебы в педколледже участвовала в конкурсе вожатых загородных лагерей и заняла первое место в крае. Братья Королевы – Павел, мастер спорта по плаванию, и Аркадий, кандидат в мастера, готовят юных чемпионов. Они работают тренерами.

Если закрыть глаза и на минутку представить, что вся-вся наша огромная родня собралась вместе! Прадеды, деды, дяди и тети, племянники, внуки и правнуки… Сколько нас, Шмойловых? Наверное, не хватило бы целого зала Бийского Дворца культуры. Все мы разные. Но мы и похожи, потому что у нашего родового древа были замечательные общие корни! 

* * *

Молох истории не пощадил семью Шмойловых. Репрессии, раскулачивание, Нарым, расстрел, НКВД были в ее судьбе. Многие члены семьи пали на фронтах Великой Отечественной. Продолжательница педагогической династии Анастасия Шмойлова – дочь Василия Николаевича, до войны работавшая старшей пионерской вожатой, ушла на фронт в составе 232-й гвардейской дивизии и геройски погибла под Воронежем. Невозможно рассказать в одной газетной публикации обо всех достойнейших представителях рода…

Вот и создал Эльзас Павлович Шмойлов книгу о своей семье. «Наша родословная, – утверждает он в ней, – доказала, что человек может достигнуть многого не богатством, а интеллектом и нравственностью». И это многое, добавим, достигается общей пользы ради и во славу родного края.

Ирина КОРОЛЕВА. 

Фоторепортаж