ДЕПУТАТЫ РЕШИЛИ: ПО КОНТРАКТУ

00:00, 02 ноября 2010г, Общество 1431


ДЕПУТАТЫ РЕШИЛИ: ПО КОНТРАКТУ Фото №1

Как уже сообщала «АП», 29 октября в Барнауле прошла очередная сессия городской думы, на которой было рассмотрено два десятка вопросов. Но началась она с обсуждения двух из них, наиболее важных и резонансных, по которым за несколько дней до этого были проведены публичные слушания.

В первую очередь - бюджет города на ближайшие три года. От того, каким он будет, зависит качество жизни барнаульцев. Поэтому каждого интересует, сколько средств будет отпущено на здравоохранение, образование, благоустройство, ремонт дорог и так далее. Как доложила на заседании председатель городского комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Надежда Тиньгаева, общий объем доходов в 2011 году предусмотрен в размере 7 миллиардов 182 миллионов рублей. Бюджет заложен с некоторым дефицитом, поскольку его расходная часть запланирована в объеме 7 миллиардов 200,2 миллиона рублей.

В следующем году ожидаются субсидии из краевого и федерального бюджетов на ремонт дорог и инвестиционную программу, что позволит значительно увеличить обеспеченность города финансами на неотложные нужды. В 2011году изменится структура расходов бюджета Барнаула. Например, доля здравоохранения в нем увеличится на два, а образования - на 12 процентов, приоритетным остается достижение докризисного уровня финансового обеспечения материально-спортивной базы.

После обсуждения депутаты утвердили бюджет города в первом чтении. Ко второму чтению они рассмотрят возможность увеличения доходов бюджета.

Другой важный вопрос звучал так: «О принятии муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа – города Барнаула Алтайского края».

Он вызвал оживленную дискуссию. С докладом по вопросу изменений в Устав Барнаула выступила председатель правового комитета городской администрации Татьяна Калашникова. Она еще раз разъяснила их суть. Кстати, проект всех поправок, вносимых в этот документ, был опубликован в печати за два дня до сессии. Основные из них касаются разделения полномочий главы города и главы администрации, которые до этого исполнялись одним лицом. В связи с этим в проекте появились две обновленные статьи.

Статья 46. «Глава города Барнаула является высшим должностным лицом муниципального образования, исполняет полномочия председателя городской думы и наделяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Городская дума избирает его на открытом заседании из числа своих депутатов и на срок своих полномочий».

Статья 48-1. «Глава администрации города Барнаула назначается на должность городской думой по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий думы, принявшей это решение, но не менее чем на два года». Она же утверждает условия контракта в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а закон Алтайского края – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления краевыми и федеральными законами. Порядок проведения конкурса и общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются городской думой. Ею же назначается две трети состава комиссии, а одна треть – краевым Законодательным Собранием по представлению губернатора края. Контракт с главой администрации города заключается главой Барнаула, однако первый руководит своими подчиненными на принципах единоначалия и в то же время подконтролен и подотчетен городской думе.

Как подчеркнула Татьяна Калашникова, предложенные изменения касаются лишь порядка избрания и полномочий главы Барнаула, а также введения института назначаемого главы администрации города. Однако они не влекут за собой изменения структуры органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 34 131-го федерального закона в эту структуру входят представительные органы муниципального образования, его глава, местная администрация, контрольные и иные органы и выбранные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом.

После этого докладчик ответила на уточняющие вопросы, в том числе депутатов-«справедливороссов» Юрия Павлова и Екатерины Быковой. В ходе обсуждения поправок у беспартийного депутата журналиста Станислава Тетерятника возник ряд конкретных вопросов по соблюдению законности при рассмотрении предлагаемых поправок в Устав города. На это выступление ответила председатель городской думы Людмила Зубович:

- Нам поступили документы, которые были сформированы по результатам общественных слушаний, прошедших 21 октября, то есть раньше наших публичных. В думу были направлены резолюция и подписные листы, анкеты жителей города. Мы с депутатами обратили внимание на то, что некоторые дома, жители которых там подписались, не существуют, например, Смирнова, 57 и 69. Откуда подписи? На последних встречах с избирателями депутаты интересовались, участвовали ли они в обсуждениях по альтернативным слушаниям, делали ли какие-либо заключения, ставили ли подписи? Обнаружилось, что в подавляющем большинстве случаев с людьми никто не беседовал и они ничего не подписывали. Более того, оказалось, что в этих подписных листах очень много людей, которые давно умерли. Возникает вопрос о достоверности данных подписей и по поводу альтернативного мнения, которое якобы наши горожане выразили в этих подписных листах. Я бы подвергла их большому сомнению.

Людмила Зубович подчеркнула, что на официальных публичных слушаниях присутствовали жители Барнаула и что всем прекрасно видна режиссура протестных мероприятий. «Не стоит выдавать желаемое за действительное и превращать изменения в Устав в страшилку!»

Наконец этот вопрос поставили на голосование. Защитники поправок выразили свое мнение большинством голосов «за» - 26, против оказалось четверо при одном воздержавшемся.

 

А вот что думают по поводу этого решения Барнаульской городской думы известные в крае люди:

Александр Романенко, председатель комитета краевого Законодательного Собрания по бюджету, налоговой и кредитной политике:

- Я считаю, что нет ничего страшного в отмене выборности главы муниципалитета. Когда говорят о том, что теперь жители Барнаула не будут участвовать в выборах мэра, это не совсем точно. Ведь депутаты городской думы избраны, они являются представителями горожан. Причем они представляют интересы не только жителей какого-либо района города, но и различных политических и общественных объединений, защищают интересы определенной территории, определенных категорий населения.

Кроме того, я уверен, что исполнительная вертикаль власти должна сегодня иметь вертикаль ответственности – начиная с президента страны и заканчивая губернаторами регионов, мэрами крупных городов, главами администраций районов и так далее. Считаю, что нет ничего плохого в том, что сити-менеджер будет ответствен не только перед жителями своей территории, но и перед представительной властью данной территории. Он будет брать на себя определенные обязательства, подписывая контракт с данным органом. Уверен, депутаты гордумы Барнаула приняли правильное решение.

Александр Григорьев, глава администрации Топчихинского района:

- Я думаю, что многих пугает иностранное название должности – сити-менеджер. Если бы эту должность назвали проще – глава администрации – наверное, было бы понятнее. И тогда, мне кажется, было бы меньше страхов. Мне пришлось работать и выбранным народом, и назначенным депутатами главой. По сути дела, которое надо делать, я большой разницы не вижу. Следует просто работать, а не думать о том, как ты называешься.

Есть и другой момент. Всенародно избранный глава – звучит громко. Но сколько жителей города или района участвуют в процедуре выбора главы сегодня, когда нет порога явки избирателей на выборы? Думаю, в этом случае судить о том, больше или меньше доверия населения к назначенному главе администрации или к выбранному, очень сложно. Ведь сити-менеджера тоже выбирают. Его выбирают депутаты. Эти люди в свое время прошли выборы и представляют, пожалуй, гораздо больше жителей города или района, чем их обычно приходит на избирательный участок.

Я думаю, что назначение главы администрации депутатами проходит более продуманно, менее эмоционально. Ведь не секрет, что выборные кампании сегодня хорошо организованы, при их проведении тщательно учитывают все особенности избирателей, активно используют все способы влияния на них. В результате порой избиратели принимают решение, руководствуясь вызванными у них эмоциями, а не доводами разума. А ведь выборы главы – это решение судьбы целого поселения, многих тысяч людей, проживающих в городе или районе…

Сергей Малыхин, член Общественной палаты Алтайского края:

- Думаю, что данный вопрос имеет не столько политическую окраску. Хотя именно политическую составляющую при обсуждении этой темы выдвигают на первый план. На сегодня вопрос отмены выборности главы муниципалитета – более приземленный, имеющий практический смысл. На мой взгляд, в реалиях современной жизни мэр - это хозяйственник, поэтому здесь наиболее важны не его политические характеристики, а управленческий потенциал. Уверен, что городу для наведения порядка нужен именно такой человек. Я уже упоминал о том, что именно экологическая составляющая стала решающей в вопросе отрешения от должности предыдущего мэра, и это один из тех вопросов, который также необходимо решать. Замечу, что нет ни одной политической либо управленческой системы, которая была бы идеальна, потому что каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Все зависит от страны, от менталитета, от общественно-политической ситуации, от времени. Исходя из этого, я считаю, что сегодня городу нужен именно руководитель-хозяйственник.

Фоторепортаж