Вновь звонят колокола

На Рождество в Змеиногорске в храме Преображения Господня прошли первые богослужения

00:00, 14 января 2011г, Общество 2369


Вновь звонят колокола Фото №1

Всякий раз, когда при ясной погоде въезжаю в Змеиногорск со стороны Барановки, останавливаюсь сразу за чертой города и подолгу любуюсь, как играют позолотой, нежась в лучах восходящего солнца, купола и шпили храма Преображения Господня. Ощущение праздника растет, когда вспоминаю, какими молитвами и стараниями змеиногорцев он наконец-то был возрожден.

30 декабря 1770 года управляющий конторой Змеиногорского рудника Иван Лейбе пишет в канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства о необходимости постройки новой деревянной церкви. Ответ последовал через 3 года. И тому есть документальное свидетельство, найденное в архивах и опубликованное в книге «Змеиногорск. Серебряный венец России». Дальнейшую историю храма мне помогло прояснить письмо иерея Алексея Шевцова.

 

Всем миром

Письмо, хотя и заверенное печатью, было мало похоже на официальное обращение в редакцию, а скорее напоминало записки краеведа.

«В 1727 году для разработки медных руд, найденных в предгорьях Колыванского хребта, с Урала прибыл первый постоянный промышленный отряд, посланный Акинфием Демидовым. Так началась история обживания алтайских земель российским народом.

Позже, за медью, последует громкое открытие богатых серебряных руд Змеиногорска. Именно это событие крепко свяжет Змеиногорский рудник и Барнаульский сереброплавильный завод единой «серебряной» нитью судьбы, даст мощный толчок для их роста и развития, прославив по всей России. Добыча драгоценных руд и их плавка станут главным, объединяющим судьбы, делом Змеиногорска и Барнаула.

Но как нелегко доставалось то серебро! Не только потом, но и немалой кровью был полит каждый грамм. Тяжелейшая участь его добытчиков, - чем тогда она могла быть облегчена, как не верой в Бога, а значит - насущнейшей необходимостью в храмостроительстве?

Только в 1808 году было начато возведение каменного храма взамен обветшавшей часовни. Спустя 9 лет он был открыт. Словно большой белый корабль, далеко и отовсюду видимый (так свидетельствуют очевидцы), храм высоко плыл над поселением и рудником. И все дороги вели к храму. И вот уже 200 лет было бы ему... Но в годы послереволюционного лихолетья постигла его печальная участь: в 1938 году он был закрыт и разрушен до основания. И с тех пор уже 70 лет стоит городок наш словно обезглавленный...

Но превыше всего остается живая вера людей в то, что всем миром мы сможем искупить прошлое прегрешение, возведя новый храм. И строительство его уже ведется силами горожан. Однако извечная проблема всех малых мест России - недостаток средств тормозит это доброе дело…»

Далее иерей Шевцов обращался с просьбой опубликовать его письмо к добрым людям, а также сообщал, что перевести средства на строительство храма можно на специальный счет: Змеиногорское ОСБ 2313, р.с. 40703810102130000091, ИНН 2206001386, ОГРН 1022200531000. Получатель: приход Преображенской церкви г. Змеиногорска. Или же просто можно опустить деньги в ящик для пожертвований в церкви.

Возрождение змеиногорского храма Преображения Господня началось на рубеже веков. Одним из инициаторов и большим энтузиастом стал ныне покойный, светлая ему память, глава администрации города Михаил Филиппович, чьими стараниями к тому времени Змеиногорску был уже возвращен один из старейших музеев Сибири.

Большой знаток и собиратель местной истории, Михаил Михайлович имел незаурядные организаторские способности и серьёзное познание в области экономики малых городов. Хорошо все просчитав, он понял, что поднять в каменном виде храм Змеиногорску просто не по средствам, а вот в деревянном исполнении - можно…

И тут уместно вспомнить об еще одной счастливой черте неуёмного характера Филипповича – он умел не только дружить, но и поднимать друзей на воплощение его самых, на первый взгляд, несбыточных идей…

В мастерской барнаульского архитектора Петра Анисифорова, автора архитектурного замысла церкви в Антарктиде, проект змеиногорского храма исполнили быстро и с малыми затратами. И уже 19 августа 2000 года в основание храма Преображения Господня был заложен первый камень.

16 октября 2009 года подняли главный купол, а 3 апреля 2010-го - в канун Пасхи - установили шпиль колокольни.

- Строили всем миром, - говорит настоятель храма Преображения Господня отец Алексий. – Хвала и благодарение всем, кто помог возродиться святыни на змеиногорской земле: предпринимателям Петру Кирееву и Владимиру Письменному, Николаю Смыслову из Москвы, коллективам Змеиногорского винно-водочного завода, Зареченского рудника, всем прихожанам, которые не скупясь жертвовали на благое дело.

В двух святынях воплощена в старой части Змеиногорска память веков и поколений. Они и стоят на холмах напротив друг друга. Это мемориальный комплекс защитника Родины в годы Великой Отечественной войны и храм Преображения Господня.

«Наша общая гордость и наше общее место для покаяния и спасения души», - сказал мне еще в начале пути к возрождению храма Михаил Филиппович.

«Город без храма – что человек без родины, - вторят ему змеиногорцы в опросе, который провела местная газета. – Храм Змеиногорску просто необходим! Он будет укреплять веру горожан, помогать молодым найти свой жизненный путь и станет еще одной достопримечательностью нашего славного города, по вековым заслугам нареченного серебряным венцом России!»

Валерий СЛОБОДЧИКОВ
Змеиногорск.

Справка «АП».
В храме могут молиться одновременно более 600 прихожан. Высота вместе с крестом – около 17 метров. Купола в позолоту одел молодой талантливый мастер кровельных работ из села Курья Андрей Немыкин. «Такого благовещенья в крае больше нет, - так оценил его работу настоятель Михайло-Архангельской церкви в Рубцовске отец Михаил Кизюн. – Все купола разные, а в ансамбле – божественное песнопение».
60000 рублей – такова стоимость резного иконостаса. Наполнен он пока литогравюрами художника Александра Варова, которые со временем, есть надежда, заменятся самописными иконами.

*   *   *

Доношение Ивана Лейбе

 

 

«Имеющаяся при здешнем Змеиногорском руднике во имя Преображения Господня старая церковь с подвижным антимисом, построенная в 1757 году из пихтового лесу, пришла в обветшалость и как для постановления присланного иконостасу и отправления божественной службы покои по тогдашнему малолюдству здешних служителей сделаны были непространные, то из многочисленной ныне здешней команды, в воскресные и праздничные дни, а особливо в случае бывающих торжеств, во оных вмещаются не более третьей части, а прочие служители во время отправления службы стоят вне церкви; в ненастные и особливо в зимнее время в холодные буранные дни не ожидая окончания расходятся в дома: ибо по причине часто случающихся здесь зимою непогодей, а паче жестоких буранов, вне церкви людям в продолжение церковной службы находиться несносно, а как здешний Змеиногорский рудник в добыче руд оказывает несумненную надежду, при котором горные и промывальные производства, а для оных команда здешняя от времени до времени знатно умножается… здешняя контора за долгом своим почитает представить в Канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства не соизволит ли оная вместо обветшалой и весьма непространной ко вмещению людей святой церкви истребовать откуда надлежит позволение приказать построить новую деревянную, однако ж пространнее нынешней, церковь казенным иждивением, потому что здесь таких людей, которые доброхотно на оное созидание знатные денежные дачи предложить могли, не находится, а жительство имеют единственно горные и прочие служители, довольствующиеся одним определенным жалованием, состоящие же при здешней церкви в наличии деньги оставить на единое церковное благолетие, и то строение произвесть на том месте, в котором и ныне обветшалая церковь имеется: ибо другаго способного места как внутри и вне крепости не находится».

 

Указ из Кабинета ея императорскаго величества

 

 

«Указом из Кабинета ея императорскаго величества от 31-го числа майя 1773 года, полученным в бывшую Колывано-Воскресенского горного начальства канцелярию, повелено при Змеиногорском руднике вместо обветшалой деревянной церкви, для лучшей прочности и минования будущих впредь перестроек, построить каменную, а от 18 февраля 1774 года чертеж и план той церкви при указе же из Кабинета ея императорского величества в помянутую канцелярию прислан с тем, что буде особливо в некоторых частях колокольни окажется иногда на практике какое- либо затруднение, то пристойные в том отмены зависеть имеют от благоразсмотрения главного заводов командира. Вследствие чего в нынешную мою при Змеиногорском руднике бытность помянутая каменная церковь, по исполнении церковного чиноположения, в присудствии моем заложена. А Колывано-Воскресенских рудников канторе предписываю: I, к строению сей церкви употреблять из находящихся в ведении той канторы служителей сколько когда от нужнейших работ уделять будет можно, а между тем вызывать к той работе вольных охотников за узаконенную плату, производя оную так как и употребляемым при том церковном строении служителям жалованье из заводской суммы. 2-е, приготовление к той каменной кладке глины извести и песку, также на обжег той извести и кирпича, к приготовлению и перевозке дров стараться приискать вольнонаемных людей с лошадьми за договорную плату. 3-е, потребные к тому материалы, то есть железные, деревянные и другие вещи употреблять из налично имеющихся там по приходу заводской суммы. 4-е, все строение сей церкви в особливое распоряжение препоручается господину берг-мейстеру Фролову, который о успехах в том строении или в случае каких-либо недостатков имянем каторы имеет чинить свои представлении и требовании. У подлиннаго подписал Борис Меллер.

28 майя, Барнаул».

Фоторепортаж