Законы принимаются для людей

На вопросы редакции «АП» отвечает заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания Сергей Валентинович Землюков

00:00, 15 февраля 2011г, Общество 1398


Законы принимаются для людей Фото №1

- Сергей Валентинович, на январской сессии депутаты краевого парламента обсуждали отчет о работе АКЗС в 2010 году. Какие достижения могут записать в свой актив наши алтайские законодатели?

- Не будет никакого преувеличения, если я скажу, что прошедший год стал для всех ветвей власти, для многих жителей края настоящим экзаменом на зрелость. Мы вместе преодолевали последствия глобального экономического кризиса, устраняли последствия страшной природной катастрофы, оставившей без крыши над головой сотни семей.

Но в то же время депутаты не забывали о том, что существуют и стратегические направления развития всех сфер жизнедеятельности Алтайского края, которые требуют качественной законодательной поддержки. Поэтому правотворческая деятельность АКЗС в 2010 г. была направлена на реализацию задач, связанных и со стабилизацией экономических процессов, и с социальной поддержкой незащищенных категорий населения, и с другими актуальными для наших избирателей проблемами.

Важнейшим шагом стала утвержденная в марте 2010 г. законом Алтайского края программа социально-экономического развития нашего региона до 2012 г. В ней заложены предпосылки для кардинального повышения качества жизни населения и создания условий для перехода экономики на инновационный путь развития. И, как показало время, положительные результаты в экономике уже имеются. Например, к декабрю прошлого года индекс промышленного производства в крае сложился на уровне 120,9% к аналогичному периоду года 2009-го. Наметившиеся положительные сдвиги внушают оптимизм и говорят, что мы выбрали наиболее эффективные на данный момент пути выхода из экономического кризиса, в том числе в сфере правового регулирования.

По предложению администрации края депутаты АКЗС приняли два закона по социальной поддержке граждан, пострадавших от природных пожаров в Михайловском районе. Принятие этих законов ускорило возвращение людей к нормальной жизни. Пострадавшим была предоставлена единовременная материальная помощь, компенсация за утраченное жилье и дано право на бесплатное получение в собственность земельных участков.

Внесены изменения в законы края, предусматривающие выплату стипендий и бесплатное питание обучающихся в краевых образовательных учреждениях среднего профобразования.

В прошлом году были расширены нормы закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» в части распространения мер социальной поддержки и гарантий, связанных с получением образования, на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2010 г. по предложению губернатора Алтайского края А.Б. Карлина последовал ряд социальных изменений в закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков». Так, законом предоставлено право на бесплатное получение земельных участков гражданам, вложившим средства в строительство многоквартирных домов и пострадавшим от действий недобросовестных строительных организаций. В законе закрепили право на бесплатное получение земельного участка женщин, родивших (усыновивших) и воспитывающих третьего ребенка или последующих несовершеннолетних детей, и мужчин, являющихся одинокими отцами или единственными усыновителями и воспитателями третьего ребенка или последующих несовершеннолетних детей, с 1 января сего года.

По инициативе фракции АКЗС «Единая Россия» с 1 января 2011 г. начали действовать изменения, внесенные в закон «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края», которые установили временные рамки запрета на продажу алкогольных напитков с 21 часа до 9 часов утра. Эти ограничения, на наш взгляд, позволят сократить смертность, травматизм, снизить уровень правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

Сейчас важно убрать лазейки, которыми пользуются изворотливые продавцы, и поставить заслон незаконному сбыту самогона и спиртосодержащих жидкостей.

Под постоянным депутатским контролем был ход выполнения краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004-2010 годы». И надо сказать, что поставленные этой программой задачи выполнены. Ее участниками стали 2579 молодых семей, а на ее реализацию направлено 880 млн. рублей из бюджетных средств и привлечено из внебюджетных источников более 1 млрд. 200 млн. рублей.

Всего за 2010 год краевые законодатели приняли 123 закона. Среди них законы «О противодействии коррупции в Алтайском крае», «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Алтайском крае» и другие.

- А какие законы готовятся к рассмотрению на сессиях АКЗС в наступившем году?

- В данный момент утвержден план правотворческой деятельности АКЗС на первое полугодие. Это объемный документ, и, естественно, нет смысла в перечислении каждого из его пунктов. Поэтому вновь остановлюсь на наиболее важных законопроектах.

Многие из предложенных к принятию правовых актов касаются буквально каждого из нас, например, закон «Об охране здоровья жителей Алтайского края». Важным социальным законом будет краевой закон «О вознаграждении опекунов совершеннолетних недееспособных граждан», который установит выплату вознаграждения трудоспособным, но неработающим опекунам, ухаживающим за гражданами, не способными к самостоятельному обслуживанию. На январской сессии в первом чтении принят новый закон «Об энергосбережении, повышении эффективности и использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае». Принятие этого правового акта связано с инициативами президента РФ Д.А. Медведева в сфере энергосбережения, переходом к иной, качественно новой системе отношений между потребителями энергии и ее поставщиками.

- Как Алтайское краевое Законодательной Собрание взаимодействует с Советом Федерации и Государственной думой?

- В прошлом году мы дважды проводили с верхней и нижней палатой Федерального собрания большие совместные мероприятия. Это было заседание представителей АКЗС и комитета Госдумы по аграрным вопросам, а в конце года – заседание комитета по аграрной и продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Совета Федерации с нашим участием. На обоих заседаниях был рассмотрен и поддержан проект федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях». Он был подготовлен рабочей группой, созданной при АКЗС и состоящей из ученых юридического и экономического факультетов АлтГУ. В Совете Федерации проект программы «Комплексное развитие Алтайского Приобья» представлял председатель АКЗС И.И. Лоор, мне же было поручено выступить по проекту федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях».

Необходимость этого закона очень велика. Его основная идея заключается в правовом обеспечении комплексного подхода к реализации потенциала регионов с преимущественно аграрной специализацией. Именно здесь, по мнению разработчиков, должен быть установлен специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Создание таких зон может решить проблему обеспечения продовольствием страны, увеличения ВВП за счет валового регионального продукта, повышения уровня жизни населения края за счет агропромышленного комплекса. Это – первый признак индустриально-социальной модернизации аграрного сектора экономики и сельских территорий для решения новых современных задач.

Надо заметить, что губернатором края уже утверждена краевая программа «Комплексное развитие Алтайского При-обья» на 2011-2015 гг. и на период до 2025 г., предусматривающая устойчивое развитие сельских территорий и увеличение объемов сельскохозяйственного производства, с финансированием конкретных мер господдержки.

Сейчас рабочая группа продолжает совершенствовать данный документ с учетом замечаний, которые были высказаны сенаторами на предварительных слушаниях в профильном комитете.

Это новая форма отстаивания и, не побоюсь сказать, лоббирования на федеральном уровне изменений российского законодательства с учетом проблем и интересов нашего региона.

Одним из примеров такого лоббирования я бы назвал состоявшееся 1 февраля в Алтайском госуниверситете публичное обсуждение концепции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Мероприятие организовано совместно АКЗС, управлением края по образованию и делам молодежи и АлтГУ. На нем выступил заместитель губернатора края, начальник управления Юрий Денисов, присутствовали депутаты АКЗС, представители органов исполнительной власти, руководители Общественной палаты, крайсовпрофа, вузов, среднеспециальных учебных заведений, школ и детсадов, краевого управления Минюста, наши гости из Государственного собрания – Эл-Курултай Республики Алтай.

Участники публичного обсуждения высказали свои замечания и предложения в проект данного закона. Их мнения переданы в Федеральное собрание и в Минобрнауки и, надеюсь, будут учтены при доработке этого важнейшего для страны документа в Государственной думе. Мы полагаем, и эта мысль звучала на слушаниях в АлтГУ, что новый закон должен реализовывать главную цель образования – воспитание образованного, социально ответственного, культурного, здорового и успешного гражданина России.

- Сергей Валентинович, какие, на ваш взгляд, меры нужно принять для дальнейшего совершенствования законодательства Алтайского края?

- Я бы выделил в этой работе три основных, равных по своей значимости направления.

Первое – совершенствование регионального законодательства как собственной системы законов, которые бы отражали специфику социально-экономической обстановки в Алтайском крае в целом и в муниципальных образованиях в частности.

Второе направление – это более адекватное и своевременное реагирование на вызовы и потребности времени. Другими слова, должны приниматься своевременные и действительно нужные для людей законы.

Третье направление – учет общественных интересов и мнения общественности на всех этапах правотворческой деятельности. Следует активнее задействовать эффективные рычаги контроля за исполнением принятых законов со стороны крайсовпрофа, Общественной палаты края, Союза предпринимателей и уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.

- А какие конкретные законы нужно, на ваш взгляд, принять депутатам АКЗС?

- Нужны законы о взаимодействии органов государственной власти Алтайского края с органами местного самоуправления и с общественными и некоммерческими организациями. Назрел и закон об охране общественного порядка, который восстановил бы практику участия населения в этом важнейшем деле – уже подзабытые добровольные народные дружины. Кроме этого, в число крайне необходимых для края я бы включил законы «Об Алтайском Приобье», «О молодежной политике», «О политике в сфере культуры», «О социальной политике».

В заключение хочу особо подчеркнуть: те законы, которые мы принимали и над которыми работаем сейчас, для людей и работают на людей. Именно с таким настроем вошли в новый год депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, и именно такой настрой мы намерены сохранить и в дальнейшем.

Фоторепортаж