Песни фронтовых лет

00:00, 29 апреля 2011г, Культура 4891


Песни фронтовых лет Фото №1

Песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, - это особые страницы советского песенного искусства. Они были разнообразны по характеру - патриотические, лирические и даже шуточные.  

Сколько бы мы ни вспоминали фронтовых песен, нельзя обойти молчанием одну из них - А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война». В первые дни войны в газете «Известия» были напечатаны патриотические строки: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой...»

Трудно поверить, но этот шедевр был создан за очень короткий срок - за два дня. На руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александрова стихи произвели большое впечатление. Уже 27 июня 1941 года на Белорусском вокзале состоялась премьера «Священной войны». Эта песня-гимн всколыхнула сердца бойцов. Все было в те минуты, когда ансамбль пять раз подряд исполнял «Священную войну», - и слезы, и волнение, и душевная боль. Успех песни превзошел все ожидания:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна.

Идет война народная,

Священная война!..

Эшелон за эшелоном уходили на фронт. Покидали родные места защитники Родины. Теме прощания с близкими людьми были посвящены многие песни. Одну из них создали Матвей Блантер и Михаил Исаковский - «До свиданья, города и хаты», в ней прозвучала уверенность в нашей победе:

На заре, девчата, выходите

Комсомольский провожать отряд.

Вы без нас, девчата, не грустите, -

Мы придем с победою назад.

Но до победы было еще очень далеко. Родина находилась в опасности, и ее надо было героически защищать. С особой силой выражена щемящая боль о судьбе своей страны в другой песне М.Блантера на стихи А.Жарова «Грустные ивы». Лучшим ее исполнителем был Владимир Бунчиков:

Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывет над водой.

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой.

В грозную ночь он не спал, не дремал -

Землю родную стерег.

В чаще лесной он шаги услыхал

И с автоматом залег...

«Мы не дрогнем в бою за столицу свою...»

Осенью 1941 года были отпечатаны по приказу Гитлера приглашения на парад фашистских войск на Красной площади, но по ней в суровой пурге прошли воины Красной армии, они шли на фронт и вселяли в сердца москвичей уверенность в победе. Музыкальное оформление парада было поручено известному военному дирижеру, автору знаменитого марша «Прощание славянки» В.И. Агапкину. Вот строки из его воспоминаний: «Инструменты нужно было сохранить от замерзания. Ведь парад-то исторический. Мы заиграли «Встречный марш». Командовал парадом генерал-лейтенант Артемьев. Принимал маршал Буденный. Артемьев дал мне знак, чтобы играть сигнал «Слушайте все». К микрофону подошел Верховный Главнокомандующий и произнес историческую речь. И потом под наш оркестр шли на фронт части в боевой походной форме. Их суровые лица выражали мужественное «стоять насмерть» - лицо каждого бойца, каждого командира...»

Москва не сдавалась. Фронт находился в тридцати - сорока километрах от столицы.

В суровую осень 1941 года прозвучала «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова на стихи А. Суркова, исполненная хором Всесоюзного радиокомитета:

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою,

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Разгромим, уничтожим врага!

В огне сражений рождались песни, воспевающие подвиги пехотинцев, артиллеристов, танкистов, летчиков и моряков: «Заветный камень» Б. Мокроусова, «Прощайте, скалистые горы» Е. Жарковского, «Вечер на рейде», «Играй, мой баян» В. Соловьева-Седого, «Дороги» А. Новикова, «В землянке» К. Листова, «Прощание» Т. Хренникова.

Лучшие песни советских композиторов шагали по всем фронтам. После премьеры «Вечера на рейде» В. Соловьев-Седой с бригадой композиторов и артистов побывал в батальоне, который отбил у врага деревеньку Василевку. Чем композитор мог отметить победу? Песней. И он сам сочинил стихи: «Сегодня наш полк на заре выступает!» - о солдатах, которые от боли не плачут, а плачут лишь от песни – она доходит до сердца:

Сегодня наш полк на заре выступает -

Нелегкое дело война.

«Эй, кто там веселые песни играет?» -

Сурово сказал старшина.

Заплачет солдат, берегись его мести -

Врагу не вернуться домой!

Сыграй же, товарищ, душевную песню,

Сегодня уходим мы в бой!

Эта песня получила широкую популярность благодаря исполнительскому искусству Владимира Бунчикова и Владимира Нечаева. Кстати, с песни «Вечер на рейде», записанной на радио в 1942 году, началась 25-летняя творческая дружба «песенных братьев», как их называли в народе, - Бунчикова и Нечаева.

За годы войны Соловьев-Седой написал много патриотических и лирических песен. Композитор признавался в одном из интервью: «Большим творческим счастьем было для меня знакомство с поэтом Алексеем Фатьяновым. Мы создали с ним песни, которые пережили десятилетия и поются поныне».

А знакомство произошло в гостинице «Москва». Фатьянов после госпиталя (он принимал участие в танковом десанте в одном из боев и был ранен) встретился с фронтовыми друзьями. Узнав, что в гостинице проживает Соловьев-Седой, песни которого он слышал, решил зайти в номер и представился по-военному: «Поэт Алексей Фатьянов». Как писал позже композитор, это имя ему было неизвестно, но красивый статный молодой человек сразу понравился - в нем чувствовалась русская удаль. Поэт показал стихотворение «Соловьи». Оно так понравилось композитору, что он не мог уснуть до утра. А на другой день солдаты, находившиеся рядом, распевали вместе с авторами прекрасную песню:

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна -

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что здесь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи...

Позже песня была записана Краснознаменным ансамблем Советской Армии, где ведущим солистом был Георгий Виноградов. Этот вариант записи, к счастью, сохранился до наших дней, и он звучит по радио в День Победы.

А вот другое стихотворение поэт не сразу показал композитору. Фатьянов работал военным корреспондентом и однажды вместе с заметкой передал в газету стихотворение «На солнечной поляночке». Редактор газеты, а затем друзья-журналисты говорили поэту:

- Послушай, Алеша. Ты же видишь, как вокруг нас грохочут орудия, кругом пожарища, фашисты жмут на нас со всех сторон. На душе столько тревоги, переживаний, а ты со своими солнечными полянками да полушалками...

Но Фатьянов не сдавался:

- Братцы-газетчики, ведь солдат и на фронте остается человеком, он ведь каждый день перед атакой или в окопе ждет весточки из дома - от матери, сестры или подруги. А с таким ожиданием и с такой радостью, что он держит в руках треугольник - легче идти в атаку за свой родной дом!

Стихотворение напечатали. Его и отдал Фатьянов Соловьеву-Седому при второй их встрече. И кто бы мог предположить, что у «Солнечной поляночки» будет такая завидная счастливая судьба: песню запели на солдатских привалах, в землянках, на аэродромах и на морских побережьях. У песни много исполнителей. Среди них: Л. Утесов, Г. Виноградов, В. Нечаев, Г. Абрамов и другие мастера эстрады.

На солнечной поляночке,

Дугою выгнув бровь,

Парнишка на тальяночке

Играет про любовь.

Про то, как ночки жаркие

С подружкой проводил,

Какие полушалки ей

Красивые дарил.

Играй, играй, рассказывай,

Тальяночка, сама

О том, как черноглазая

Свела сума...

«Давно мы дома не были»

Нельзя не назвать еще две песни Соловьева-Седого и Фатьянова - «Давно мы дома не были» и «Где же вы теперь, друзья-однополчане», которые были созданы в конце войны, у первой песни есть два варианта. В. Бунчиков и В. Нечаев два раза ее записали на грампластинки. В первом варианте были слова: «В Германии, в Германии, в проклятой стороне...». Но после образования ГДР были изменены слова: «В Германии, в Германии в далекой стороне». Поэт смог найти такие хорошие слова о фронтовой дружбе, о красавицах, которые гуляют без ребят, коль парни на войне:

Горит свечи огарочек,

Гремит недальний бой.

Налей, дружок, по чарочке,

По нашей, фронтовой.

Не тратя время попусту,

По-дружески да попросту

Поговорим с тобой.

Давно мы дома не были...

Шумит над речкой ель,

Как будто в сказке-небыли,

За тридевять земель...

В архиве Соловьева-Седого есть письмо М. Исаковского, отправленное из г. Чистополя: «Дорогой т.Седой! Пишу вам вот по какому поводу. Мне стало известно, что вы написали песню на мои стихи «Морячка». Мне приятно было узнать эту новость потому, что слова «Морячки», по-моему, весьма подходили для лирической и немного шутливой песни. 6 июля 1944 г.».

«Песню моряка», как и «Где же вы теперь, друзья-однополчане» Клавдия Шульженко записала в годы вой-ны. Тираж пластинки был маленький, но мне удалось подержать ее в руках, когда я был в гостях у Клавдии Ивановны в Москве:

Уезжал моряк из дому,

Стал со мною говорить:

- Разрешите вам на память

Свое сердце подарить.

И когда я плавать буду

Где-то в дальней стороне,

Хоть разочек, хоть немножко

Погрустите обо мне...

Без малого десять лет я вел цикл радиопередач «Давайте вспомним» и передал в эфир более тысячи песен из своей фонотеки к Дню Победы - выполнял заявки фронтовиков Алтайского края. Песни военных лет звучали для разведчика Первомайского района Анатолия Максимовича Григорьева, артиллериста Леонида Семеновича Житенева, разведчика (впоследствии ставшего журналистом) Ивана Назаровича Глазкова, авиационного механика Леонида Семеновича Гайдаленка. Несколько раз встречался с генерал-майором, Героем Советского Союза Нестером Дмитриевичем Козиным. Свое высокое звание он получил за взятие Берлина.

В одной из бесед я спросил Нестера Дмитриевича: какая ему запомнилась фронтовая песня? И он ответил: «Ехал я из Берлина». Авторы ее - И. Дунаевский и Л. Ошанин:

Ехал я из Берлина

По дороге прямой,

На попутных машинах

Ехал с фронта домой.

Ехал мимо Варшавы,

Ехал мимо Орла -

Там, где русская слава

Все тропинки прошла.

Эй, встречай,

С победой поздравляй,

Белыми руками

Покрепче обнимай...

Песни военных годин были верным другом бойцов - пехотинцев, артиллеристов, танкистов, летчиков и моряков. Песни сплачивали, скрадывали разлуку с домом, с любимыми. Песня всегда была с солдатом и, по меткому выражению Михаила Светлова, вставала перед самым первым окопом.

Виктор ДЕНИСОВ. 

Фоторепортаж