Такое простое слово «забота»

Именно так относятся к своим подопечным сотрудники социальной службы

00:00, 08 июня 2011г, Общество 2020


Такое простое слово «забота» Фото №1

«Случайные люди у нас не задерживаются» - так говорят социальные работники о своей службе. Работа эта действительно предъявляет к персоналу особые требования, среди которых на первом месте внимание к людям, терпение и добросовестное отношение к делу. Звучит по-казенному суховато, но когда знакомишься ближе, понимаешь, как это важно, и что в основе всего – уважение к личности.

«Я всегда улыбаюсь»

У Надежды Дымарчук, которая работает в центре социальной помощи семье и детям «Вдохновение» Центрального района Барнаула, восемь подопечных.

- Первый год, как устроилась в службу социальной помощи, обслуживала обычных подопечных, - рассказывает она, - а через год стала работать с незрячими людьми. Сразу почувствовала разницу. И не только потому, что эти люди нуждаются в сопровождении при посещении различных учреждений, но главное, пожалуй, в том, что они не замыкаются в ограниченном пространстве, а сохраняют активное общение с внешним миром. Очень много читают, в курсе всех событий, ведут активную общественную жизнь, посещают кружки, собрания, встречи. Кто-то пишет стихи, кто-то вяжет, кому-то нравится играть в шахматы, кто-то поет в хоре. Люди разные по возрасту, по характеру. Но есть одно общее качество, объединяющее их, – искренность в отношениях и доверчивость. Я рада, что мне удалось найти общий язык со всеми.

- А любимчики есть?

- Нет. Я отношусь ко всем одинаково. Посещаю, как и положено, два раза в неделю. А дополнительно прихожу, если возникает необходимость, например, сопроводить в больницу или привезти лекарство. Как правило, эти люди живут одни, поэтому нуждаются в посторонней помощи. Хотя надо отдать должное: все, что могут, стараются делать сами. Они очень тонко чувствуют настроение, с которым к ним идешь. Однажды меня даже спросили: «У тебя когда-нибудь бывают неприятности? Ты же всегда улыбаешься!» Неприятности у меня бывают, но на моей работе это никак не должно отражаться. Поэтому я всегда улыбаюсь.

Девятнадцать лет работает в отделении социальной помощи на дому Надежда Дымарчук. Поступая, думала, ненадолго, но жизнь сложилась так, что временная социальная работа стала постоянной. И хоть платили всегда очень мало (приходилось подрабатывать шитьем), было у этой работы одно весомое преимущество: оставляла ей самой много времени, которое тратила на семью, детей. Потом, когда дети повзрослели и, казалось, можно бы подыскать что-нибудь более доходное, неожиданно столкнулась с проблемой возраста: соискателям старше 35-40 лет, как правило, отказывали. Так и осталась в социальной службе. Да и подопечных стало жалко.

Олег-Альчибай

Альчибай Альчимов – один из тех, кто с первых дней ее работы в отделении обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому находится под опекой Надежды Алексеевны.

- Мы знакомы лет 17, - говорит он, - привыкли к ней как к маме. Что ни попросишь – все сделает.

- Что, например?

- И пуговку пришить, и наволочки сострочить, и за лекарствами сходить. В больницу, если надо, возит. Мы ее слушаемся, она добрая, хорошая.

Альчибай потерял зрение в детстве, переболев менингитом. Полтора месяца провел в коме в реанимации, жил на искусственном питании. Когда пришел в себя, выяснилось, что не видит, что плохо слушаются ноги. Заново учился ходить. Сначала на костылях, потом с тросточкой. Слабость в ногах осталась до сих пор. Он с трудом передвигается по квартире, но затворничество не любит. Ходит в гости к друзьям, посещает библиотеку, любит читать журналы, слушать аудиокниги.

- Летом и в магазин хожу, а зимой боюсь, скользко, машин много, дороги плохие.

До 17 лет жил с родителями в Онгудайском районе в Горном Алтае. Потом уехал в Бийск, работал там в обществе слепых. Женился, супруги ждали ребенка, но случилось так, что остался Альчибай один. После несчастья переехал в Барнаул. Здесь тоже работал в обществе слепых, десять лет назад вышел на пенсию. Друзья да и Надежда Алексеевна частенько называют его на русский манер Олегом. Имя прижилось с легкой руки приятеля.

Всю зиму у Альчибая жили племянницы из Усть-Кана и Онгудая. Обе – студентки юрфака АлтГУ. С февраля уехали на практику. А пока одиночество хозяина скрашивает красавец кот Яша. Его подобрал во дворе года три назад, выкормил. Потом кот заболел, да так, что боялись – не выживет. Надежда Алексеевна помогала выхаживать.

Коллеги, помощники

- Центр социальной помощи семье и детям «Вдохновение» работает со всеми категориями населения, - говорит директор центра Ольга Степанова. - Из десяти действующих отделений два обслуживают на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. На 150 таких подопечных 24 социальных работника. Мы гордимся, что на этом участке трудятся очень опытные специалисты. Одно из этих отделений возглавляет Галина Боброва, которая в соцзащите вот уже 21 год, то есть практически с основания этой службы. Ее коллега Вера Тараненко за 13 лет работы в центре прошла все должности – от рядового сотрудника до руководителя отделения. По 19 лет работают Надежда Дымарчук и Наталья Джуджиева. По 14 лет стаж работы у Натальи Пепеляевой и Натальи Тарасовой. Чуть меньше в службе Ирина Орлова, 12 лет – Анжелика Баркова, 10 – Нина Романова, 8 – Марина Соколова, она, кстати, является лауреатом городского и зонального конкурсов социальных работников.

Таким составом сотрудников действительно можно только гордиться. Они не имеют замечаний от своих подопечных, зато благодарностей к нам в центр приходит от них очень много. Надежда Дымарчук награждена многими грамотами и благодарностями.

- В чем сильная сторона Надежды Алексеевны как специалиста?

- В том, что она терпелива, очень ровна в общении, никому не отдает предпочтения, для нее все они – родные, дорогие люди. Она оказывает не только те услуги, что предусмотрены должностными обязанностями и перечнем госстандартов, но и целый ряд дополнительных – просто из человеколюбия и особенностей характера. Она умеет сострадать своим подопечным, не унижая их достоинства.

- Получается, что сама профессия предъявляет определенные требования к вашим сотрудникам?

- Да, просто так: пришел, обслужил и ушел, не проявив внимания, не пропустив через себя отношение к человеку, с которым работаешь, у нас нельзя. Сопереживать же можно, только имея определенные душевные качества. А их с дипломом не получишь. Они или есть, или нет. Поэтому мы принимаем людей на работу с испытательным сроком, если человек груб, раздражителен, ему нечего здесь делать. Да такие и не остаются сами, уходят, как только понимают, что это не их дело.

- Длительное общение с людьми преимущественно неблагополучной судьбы как-то влияет на ваших сотрудников?

- Конечно. Профсгорание в соцзащите очень велико, но люди, которые давно работают, владеют методикой саморегуляции и техникой аутотренинга. Кроме того, у нас в центре работают психологи, есть план психопрофилактики коллектива, который включает в себя различные тренинги, мероприятия, помогающие предотвратить или нивелировать его. Но практика показывает, что опытные соцработники сами могут регулировать свое состояние. А вот у новичков это еще не получается.

Надежде Алексеевне удается сохранить баланс: у нее и своя семья не страдает, и себя она не загоняет в зависимость от желаний и потребностей подопечных. И в то же время заботится о них так, что они не чувствуют себя обделенными.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж