ПАСПОРТ ДЛЯ… РЕЛЬСА

00:00, 08 апреля 2010г, Общество 3602


ПАСПОРТ ДЛЯ… РЕЛЬСА Фото №1

Одно рационализаторское предложение работников Рубцовской дистанции пути в прошлом году признали лучшей технической разработкой на Западно-Сибирской железной дороге, другое – заняло третье место по РЖД.

Маркировка от руки

Надпись из 24 цифр, не считая других знаков (точек, дефисов, плюсов), как паспорт для стального участка, по которому летят поезда. И находиться она должна в начале и в конце каждого отрезка, быть хорошо различимой. За этим следят дорожные мастера. А теперь представьте, как эту надпись сделать, если рельс лежит на земле, на уровне подошвы ваших ботинок?

– Когда в 1975 году я начинала работать, для выполнения надписи одни ложились на насыпь ничком, другие сгибались в три погибели, каждый приспосабливался как мог, – вспоминает сегодня опытный техник Рубцовской дистанции пути Галина Шмакова. – Всю цепочку цифр рисовали мелом, каждый своим почерком. Дождь прошел – надпись смыло, опять обходили участок, восстанавливая обязательные данные. И так с двух сторон каждой плети бесстыкового пути, который в нашей дистанции протянулся на 200 километров. Длина плети колеблется от 192 метров до полутора километров.

Потом нам разрешили наносить цифры белой краской. Тут тоже кто во что горазд: одни кисточкой действовали, другие от валенка кусок войлока отрезали, кому как удобнее. Все надписи надо своевременно обновлять. Если мастер на участке менялся, он уже своим почерком рисовал цифры сверху выцветших. Часто получалась неразбериха. Приходилось либо соскабливать все, либо полностью закрашивать старую надпись черным и делать новую.

Как рассказывает Галина Никитична, лет пять назад в обиходе дорожных мастеров появились белые маркеры по железу, похожие на фломастеры. Писать ими удобнее, чем краской, однако цифры получаются тонкими. Дождем не смываются, но за лето выцветают на солнце. Проверяющий едет, ему ничего не видно, особенно если почерк у ответственного за участок неразборчивый.

Данные рельсового "паспорта" остаются неизменными, но их можно написать так и эдак. Только недавно вышли технические условия, в которых сказано, что надпись должна быть четкой, легко читаемой, с буквами определенного размера. Пробовали сначала вырезать трафареты с цепочками цифр из обычной газетной бумаги. Но их хватало на один раз, причем для каждого звена приходилось вырезать новый трафарет. И тогда молодой мастер Александр Спицин решил облегчить процесс нанесения цифрового ряда на "шейку" рельса. Вместе с Галиной Шмаковой, проработавшей 25 лет инженером в техотделе, они предложили использовать для маркировки специальную скобу, изготовленную из листового железа, толщиной один миллиметр.

Получилась прямоугольная рамка под размер "шейки" рельса, которая легко входит в его нишу. С внутренней стороны скобы вверху и внизу сделаны полозья, в которые вставляются отдельные пустотелые цифры. Рационализаторы пояснили мне, как с ней управляться. Все просто: набрал нужную надпись, приложил скобу к рельсу, пшикнул из баллончика белой эмалью – готово! То же самое на другом конце плети. Для обозначения следующего звена меняешь всего одну наборную цифру, и надпись можно снова фиксировать аэрозолью.

Словно шинами шурша

Получается удобнее и в три раза быстрее. Такие надписи на Рубцовском участке бесстыковых путей держатся уже два года, лишь иногда их приходится отмывать от накапливающейся грязи. Экономический эффект – 14255 рублей в год за счет меньшего расхода краски. Раньше она капала с кисточки, растекалась по рельсу, а эмаль из баллончика расходуется дозированно и экономно. Это рационализаторское предложение Александр Спицин и Галина Шмакова разработали и внедрили для облегчения своей работы, а оказалось, что его высоко оценило руководство Западно-Сибирской железной дороги, признав их в прошлом году лучшими.

Не могла не задать своим собеседникам один вопрос:

– Вы постоянно говорите о бесстыковых путях. Чем они отличаются от обычных и чувствует ли это пассажир?

– Обычные рельсы имеют длину 25 метров. Во время движения вагона вы ощущаете их по характерному стуку колесных пар о стыки, к чему все привыкли и воспринимают как само собой разумеющееся явление. А каждый пролет бесстыкового пути составляет 800 метров. Они соединяются между собой сваркой, поэтому получается гладко и пассажиры на этих участках вместо звонкого перестука колес слышат мягкое шуршание, словно автомобильными шинами по хорошему асфальту, – пояснила Галина Никитична.

– А как же воздействие перепада температур? Законы физики никто не отменял.

– В этом случае рельсы могут удлиняться или сжиматься на несколько сантиметров. В конструкции бесстыковых плетей это предусмотрено. Они соединяются короткими рельсами по 15,5 метров, именно на них и приходится сезонная деформация. Такие пути начали у нас внедряться более 25 лет назад. Сегодня в Рубцовской дистанции пути, обслуживающей участок от Локтя до Топчихи, более 200 километров бесстыковых рельс.

– А за какую техническую новинку вам присудили третье место по Российским железным дорогам?

– Здесь снова отличился Александр. Несмотря на свои 27 лет, он внес уже несколько рационализаторских предложений, – с удовольствием говорит Шмакова, кивая на второго собеседника.

Мастер Спицин тут же поясняет:

– Железобетонные шпалы, которые держат рельсы, крепятся металлическими болтами и служат по 30 лет. Но за это время гнезда под болтами разбиваются, их надо смазывать или менять на новые. Но вытащить старый болт бывает очень сложно: в расшатавшиеся гнезда попадают камни, грязь, все это почти цементируется. Я решил изготовить колпак для извлечения и разворота закладного болта. Его накручивают на болт, и при помощи "лапы" – рычажного приспособления – старый болт спокойно вытягивается вертикально вверх.

Династия в пять поколений

По итогам минувшего года придумка рубцовчанина Александра Спицина признана руководством ЗапСиба лучшим техническим решением. Его чертежи и описание были отправлены на всероссийский смотр-конкурс изобретательской и рационализаторской деятельности "Идея ОАО "РЖД" – 2009". В конце февраля Спицина вызвали в Новосибирск, где вручили диплом молодого рационализатора и премию.

Александр Спицин родился в Рубцовске, имеет два высших образования: окончил наш технический университет и Сибирский институт путей сообщения в Новосибирске.

– Мне очень нравится работать на железной дороге. Здесь все здоровое, мощное, железное. Нисколько не разочаровался в выбранной специальности, каждый день с удовольствием иду на работу. Мой дядя Анатолий Петрович Ковалевский всю жизнь здесь проработал машинистом. Он – почетный железнодорожник, имеет множество наград.

А Галина Шмакова оказалась уже четвертым поколением рубцовских железнодорожников. После школы пришла на предприятие рабочей. Окончив институт в Новосибирске, четверть века работала инженером, теперь перешла в техники, "так ближе к путям". Как она рассказала, ее прадед Николай Михайлович Павлов стал работать на железной дороге кузнецом. Ему сейчас более 80 лет. Потом сюда же пришли его приемный сын, дед Галины, Андрей Трущелев, и ее мать – Раиса Андреевна. 36 лет работает машинистом cупруг Шмаковой Сергей. А сейчас на предприятии трудится пятое поколение их семьи: дочь Надежда с мужем Олегом. Такое фамильное постоянство.

Заместитель начальника Рубцовской дистанции пути Евгений Тройнин отзывается об этих работниках с явной гордостью:

– Галина Никитична у нас очень опытный специалист, неравнодушна к своему делу и охотно откликается на все новое. Александр Спицин начинал помощником мастера у меня, постоянно расспрашивал о тонкостях работы. У него пытливый ум, не зря имеет два высших образования. Его перегон – половина территории города и шесть километров пути Рубцовск-Озимая. Он содержит свой участок с оценкой "отлично", на 11 баллов. Александр – единственный мастер на предприятии с таким высоким показателем. К работе относится ответственно, выполняет план и помогает другим.

г. Рубцовск.

Справка "АП"
Экономический эффект от внедренных рационализаторских предложений на Алтайском отделении Западно-Сибирской железной дороги в 2009 году составил более четырех миллионов рублей, что на 7,8 процента больше, чем в предыдущем. Нашими железнодорожниками было разработано и внедрено в производство 472 предложения. Они направлены на экономию ресурсов, улучшение условий труда, повышение безопасности движения и надежности работы оборудования, усовершенствование технических и технологических процессов. В новаторских разработках приняли участие 397 работников – на два десятка больше, чем раньше.

По данным службы по связям с общественностью Западно-Сибирской железной дороги, в минувшем году коллектив Алтайского отделения занял второе место по итогам смотра-конкурса на лучшую организацию изобретательской и рационализаторской деятельности. Призовые места присуждены коллективам Барнаульской дистанции электроснабжения, Рубцовской дистанции пути, Барнаульской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, бригаде эксплуатационного вагонного депо Алтайская, Алтайской дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Лучшей разработкой на Западно-Сибирской железной дороге признано техническое изобретение творческой группы Рубцовской дистанции пути для нанесения маркировки рельс бесстыкового пути. Кроме того, шесть рационализаторов отделения награждены за личные разработки.

Фоторепортаж