Полёт души на фоне гор

00:00, 29 июля 2011г, Общество 1618


Полёт души на фоне гор Фото №1

Детство у него было сложным. При живых отце и матери он несколько лет воспитывался в детдоме, но ни на кого обиды не держит, обо всех отзывается с теплотой, особенно о бабушке с дедушкой. 

Эх, прокачу… на дельталёте!

Под зеленым крылом проплывают гора Мохнатая, соседние с ней вершины, потом появляется извилистая река Чарыш. По подвесному мосту идут двое мужчин с рюкзаками. Они поднимают голову и машут дельталету руками. Снижаемся - купающиеся в воде и загорающие на берегу люди пригибаются, а чуть дальше табун лошадей пришел на водопой, а мы скользим над самой гладью воды, потом снова взмываем к небу. Мотор работает ровно. До чего красива земля с высоты птичьего полета! Давно мечтала увидеть сверху вершины гор родного Чарышского района. И вот полет осуществился. Правда, виртуальный. Видеосъемку вел создатель личного дельталета, мастеровой человек, местный Кулибин Александр Полянский. Он предлагал прокатиться по воздуху. Но реализовать мечту прямо сейчас я оказалась не готова. Может, потом соберусь с духом.

А многие с ним летают. Как-то Полянский прокатил парня весом в 130 килограммов, который не побоялся подняться в воздух. Сама конструкция весит 200 кг и столько же берет груза. Удивило, что мощность мотора всего 64 «лошадки», как у «жигуленка» одиннадцатой модели. И этого хватает, чтобы оторваться от земли и лететь на высоте до двух тысяч метров.

- Летел как-то над Чарышом. В лодке - мужчина с женщиной. Она сидела спиной, на гул мотора внимания не обратила, поскольку дорога рядом, а ее спутник поднял глаза, увидел надвигающийся дельталёт и от неожиданности упал на дно лодки, - рассказывает Александр. - Однажды взял с собой местного егеря. Заметил, что на реке браконьер наставил сетей, спикировал прямо на него. Когда приземлились, спрашиваю егеря: «Видел? Надо было сразу протокол писать». А тот первый раз в воздухе, растерялся. Больше, говорит, не полечу. Другие, наоборот, снова просятся в полет. Жена одного врача в первом полете сильно боялась, ничего не видела. А потом подошла: «Можно еще раз». Вот тогда и насладилась видами сверху.

- На сколько хватает одной заправки?

- На 300 километров, бак - 30 литров, но можно и больше поставить. Хотите, я вас из Чарыша до Барнаула доставлю на дельталёте? Я тут одному мужику подрядился дом строить, так он часто со мной летает. Подыскали для него старую мотоциклетную каску, забавно смотрится.

Тракторы из металлолома

Его любимая деревня Усть-Ионыш – на окраине Чарышского района, а родился в Масалихе под Змеиногорском, там могилы дедушки и бабушки, которые он регулярно приводит в порядок. В детстве поскитался по краю. Говорит, что родители любили погулять. Когда разошлись, отец забрал сыновей к себе, но его новой жене они были не нужны, отправила в детский дом. Потом мальчишек забирали то мать, то бабушка, но снова возвращали в детдом. Плохо там не было. Кормили сытно, только одевали всех под одно. Если и обижали, то во время выяснения отношений на мальчишеских разборках.

После окончания в детдоме восьмилетки устроился подсобником на рембазу, где ремонтировали тракторы «Беларусь». Хотел у сварщика учиться, но тот учеников не брал. А токарь не возражал, только сильно и не учил. Чаще за бутылкой посылал. Служить попал в стройбат, в Омск. Строил там танковый завод, побывал во всех цехах, примечал что и как делают. Деревенскому парню было удивительно, что молодые девчата на станках гайки вытачивают. До этого думал, что токарь – это мужская профессия.

В стройбате приобрел практику каменщика, теперь может даже печь или камин сложить.

- Получается, вам некуда было вернуться из армии?

- Сначала поехал в Масалиху к дедушке с бабушкой по отцовской линии, погостил и вернулся в Омск. Устроился работать на танковый завод. Гонял многотонные машины по полигону, обкатывал.

В Омске Полянский пробыл шесть лет. Но его потянуло в Чарышский район, где жили мать и братья. Хотелось тишины и свой дом на земле построить. Переехав в район, предложил младшим братьям строиться. Но они только поулыбались. Александр нанялся в строительный кооператив. Зарплата 700 рублей в 1990 году была вполне приличной. В кооперативе простаивал трактор Т-4, наполовину разобранный. Его хотели сдать на металлолом. Полянский купил за полторы тысячи рублей. Восстановил его, и он стал надежным помощником в хозяйстве.

Потом первым в районе приобрел в личное пользование «Белорус» после аварии. Отремонтировал и ездил на нем, как на автомобиле, куда захочет. У односельчанина стоял колом ДТ-54, на котором еще первоцелинники пахали: гусеницы не проворачивались, поршни в моторе приржавели. Выменял своего бычка на эту «железяку», притащил ее во двор волоком. Перебрал до винтика, за месяц восстановил ходовую часть и отправился на тракторе в горы заготавливать лес. Когда потребовались деньги, Полянский продал трактор с выгодой. У нового хозяина он до сих пор на ходу.

- А «Беларус» служил долго?

- Он мне дом построил и женил меня. У Галины как-то спросил: «Почему ты за меня замуж вышла?» Она смеется: «Смотрю, у тебя трактор, косилка - выгодный жених».

- А как познакомились?

- Галина Плотникова была моей соседкой. Здесь, в Красном Партизане, работала в КБО швеей-мотористкой. Сначала получил отказ. А в 1991 году поженились. Я сразу заявил, что хочу поставить свой дом. Жена отговаривала: «Зачем строиться, когда можно получить квартиру». Но я хотел полной самостоятельности.

Дом мечты

- Откуда такая тяга к своему дому, к хозяйству?

- Мои родители хоть и любили выпить, но были хозяйственные. Отчим - мастеровой, топором виртуозно работал, баню вместе с ним поставили. Он привил мне любовь к дереву. Дома были велосипед, мотоцикл, которые мы то разбирали, то собирали, так приучился к «железу». Когда нашелся участок в восемь соток в центре села Красный Партизан, я наконец положил первый камень в дом своей мечты.

Строительство растянулось на пять лет. Денег у Полянского не было, но зато имелся трактор: кому что-то перевезет, кому огород вспашет. В ответ – услуга за услугу. Например, кооператив заготовил лес, но делянка оказалась в таком неудобном месте, что вывезти бревна не смогли. Дорога очень плохая. Полянский – к председателю, тот махнул рукой: «Забирай, если сможешь». На своем тракторе Александр вывез 20 кубов леса, нанял пилорамщика. Вместо оплаты накосил и поставил тому сено на зиму. Отвез восемь кубов теса в Алейск, выменял на «КамАЗ» цемента.

Бартер его выручал не один раз.

Дом решил строить просторный, в два этажа и по своим чертежам. Жена пугалась: «Куда такие хоромы затеял?» Сейчас привыкла и к площади в 160 квадратов, и к комфорту. Дом полностью благоустроенный, с туалетом и душевой кабиной в цокольном этаже. Там же помещение для стирки, кладовая, мастерская, гараж. Наверху три спальни, зал и очень просторная кухня. Александр Михайлович говорит, что делал дом с таким расчетом, чтобы в случае надобности можно было еще один этаж благоустроить под жилые помещения. Мало ли что. Дочь Галины от первого брака Елена закончила в Барнауле сельхозинститут. Подрастает вторая дочь - Ольга.

Всю мебель в доме: стенку, кухонный гарнитур, кровати, шкафы, компьютерный стол, тумбочки и даже диваны Полянский сделал своими руками из дерева, от которого в комнатах, кажется, добавляется солнца. Недоделанным остался только камин. Хозяин шутит: «Будущему зятю оставил для творчества. А то, когда Ольга вырастет, он придет на все готовое».

Спросила про братьев. Один живет в Чарышском, второй – в Подмосковье, а младшего сгубила водка.

- Считаете, пристрастие к спиртному от родителей передается?

- Стопроцентно. Но когда мне захочется, выпью стопку и ко второй не притрагиваюсь. В загулы никогда не уходил. А ведь по нашему обычаю, если выпьешь одну стопку, наливают вторую. Отказываешься – обижаются. Пришлось друзей приучать, чтобы зря не приставали. Теперь спокойно на гулянках сижу. Жизнь такая интересная, что кроме водки есть чем заняться. А четыре года назад я и курить бросил.

Когда он увлекается очередной идеей, начинает что-то мастерить, даже на обед с неохотой отрывается. А тут приходят мужики, предлагают выпить. Полянский отмахивается: «Некогда, стопку выпьешь – день пропал. Жалко».

В 1995 году Александр Михайлович купил себе старенькую «Ниву». Отремонтировал ее, поменял, потом еще раз, и так дошел до надежной машины, на которой любит ездить в лес и на рыбалку. Но и тут не позволяет себе сильно увлекаться. Есть ведь другие интересные занятия в жизни: летать, копать, нырять в гидрокостюме с подводным ружьем. Как выйдет в этой амуниции на речку, чарышане смеются. А весной пришли из хозяйства: «Двигатель утопили, дай гидрокостюм нырнуть».

«А стартер вроде наш!»

Когда новые русские начали покупать квадроциклы, Полянский загорелся. Но он в магазине стоил более 300 тысяч. Александр пошел проторенным путем: нет денег – есть опыт, знания, умение. Зашел в магазин, сфотографировал новинку со всех сторон. В Белокурихе обнаружил прокат квадроциклов. Взял прокатиться и окончательно убедился, что сам такой сделает. Двигатель с «Оки» приладил к «мосту» с «ЛуАЗа». Колеса хотел купить квадроцикловские, они мягкие, протектор хороший для грязи, но стоят от пяти до десяти тысяч за штуку – не потянуть. Взял новый вид резины для «Нивы». В итоге на все затратил 60 тысяч.

Начал мастерить квадроцикл, как выпал первый снег, а ранней весной, едва он стал таять, выехал из гаража. Совхозный техник спросил, что за диковина такая? «Американская», - пошутил Полянский. Тот удивляется: «А стартер на наш похож!»

Мастер нашел машине достойное применение: ездит на рыбалку, таскает прицепную тележку, зимой чистит снег во дворе и на улице. Установил подъемник на 200 кг, и теперь квадроцикл работает как электрокар, поднимает и складывает в штабель брусья. «Друзья говорят, ты еще плуг к нему прицепи, пахать огороды будешь. А я пока не хочу, на тракторе напахался», - говорит Полянский.

- Квадроцикл - нужная вещь. А когда вы задумали сделать летательный аппарат?

- К этому меня влекло смолоду, выписывал журналы «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Юный техник». Была мысль смастерить что-то подобное, но все не было возможности. А в 2008 году познакомился с мужиками из Белгородского авиаклуба, которые приезжают на Алтай делать химобработку. В Бийской зоне полеводов сильно беспокоит мотылек. Белгородцам нужен был техник, посоветовали меня. Те взялись научить летать при условии, что поработаю у них, буду опылять поля. Мы переезжали из одного хозяйства в другое, воздушный аппарат перевозили на машине. Через двадцать дней начались учебные полеты. Никто ничего мне не объяснял. Выкатили дельталёт на автомобильную асфальтированную трассу. Пилот дал мне трапецию в руки, крикнул: «Взлетаем!» Он газует, я управляю крылом. Команды две: «отдать трапецию от себя» и «прибрать». Первую выполнил, вторую – не соображу. Практика нужна. Он мне помог - полетели.

- Понравился вид сверху?

- Первый раз не до этого было. Стресс, неуверенность: смогу ли управлять? Хотя читал, что это легко, как на велосипеде ездить.

Свои крылья

Дельталёт Полянский строил полтора года, искал в Интернете нужную информацию, ориентировался на свое чутье. На все ответственные детали, включая использовавшееся ранее крыло, ушло 200 тысяч. Готовый воздушный аппарат стоит раза в три больше.

Полянский летает уверенно, по дружбе даже детей поднимает в воздух, но коммерцией не занимается.

Говорит, что дельтолёт может подняться и на 10 километров, но на практике летает на полтора-два. Над Чарышом, местными горами - в соседние деревни.

Полеты – это для души. Но и для дела тоже: участвовал и в опылении полей в Советском, Бийском, Смоленском, Целинном районах и в Белокурихе. Для этого брал отпуск. В остальное время участвует в строительстве турбазы аграрного университета на берегу Чарыша, собирает дома из бруса, который готовит на своем станке. Больших объектов в райцентре пока не возводят, но сразу в нескольких местах строятся просторные деревянные коттеджи, чаще в два этажа, где мастеровому человеку работа всегда находится.

- А тюбетейка – это ваш любимый головной убор?

-Это мой имидж. Друзья из Киргизии привезли, удобно работать как в мастерской, так и на стройке. 

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж