Некоторые любят покопчёнее

Что нового на региональном рынке мясопереработки

00:00, 28 октября 2011г, Экономика 3055


Некоторые любят покопчёнее Фото №1

На Днях Алтайского края в Госдуме посетители были от нашей копченой конины в восторге, уверяла журналиста «АП» главный технолог Рубцовского мясокомбината Галина Мазурок. «Москвичи вообще отвыкли от вкусных натуральных продуктов, поэтому с удовольствием покупают нашу колбасу», - вторит ей председатель правления «Мясного союза Алтая» Иван Яшкин. Надо сказать, что не только столичный, но и местный потребитель все больше предпочтения отдает дорогой качественной продукции. Это новая тенденция рынка мясопереработки.

Росли бы, да сбыт не пускает

В этом году рынок демонстрирует умеренные рост и инвестиционную активность. По информации начальника управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Татьяны Зелениной, запущено в строй семь высокотехнологичных хладобоен. Алтайкрайстат сообщает о росте производства мяса и субпродуктов в крае за девять месяцев на 4,8%, что было обеспечено в основном за счет свиноводства и птицеводства. Колбасных изделий выпущено на 13,5 % больше, чем за три прошлогодних квартала. Рост стал возможен благодаря стабильно работающим мясоперерабатывающим предприятиям ОАО «Рубцовский мясокомбинат», ООО «Альтаир-Агро», ОАО «Восход», ООО «Пищепродукт Солнечный», ООО «Брюкке», «Идеал ЭКО», ООО «Пятачок», ИП «Кошмак». Только «Альтаир-Агро» в этом году увеличил производство почти вдвое, до 400 тонн в месяц, а в перспективе планирует 1000 тонн, рассказал «АП» технолог предприятия Дмитрий Минин. О десятипроцентной прибавке в объемах за этот год сообщила Галина Мазурок.

В мясном союзе говорят, что достичь положительных результатов предприятиям отрасли позволили мероприятия по модернизации и реконструкции производственных цехов, оснащение современным энергосберегающим оборудованием, наличие сырья.

На сегодня производственные мощности предприятий отрасли загружены на 50-70 %, так что при наличии сбыта можно расти и расти. Но нельзя ежегодно наращивать темпы, когда-то должно произойти насыщение рынка, считает Иван Яшкин.

Цены справедливые

Мясной рынок края остается высоко конкурентным. По данным Алтайкрайстата, в 2011 году работает более 320 производств мясоперерабатывающей промышленности. Правда, погоду делают с десяток крупных предприятий. Кроме вышеназванных к ним можно отнести ООО «Алтайские колбасы» (бывший «Барнаульский пищевик») и ООО «Алтайский бройлер». Стараясь занять свое место под солнцем, точнее, на прилавках магазинов, производители повышают цену на основной ассортимент только в исключительных случаях. Это подтверждает статистика за текущий год.

По итогам августа индекс цен на вареные колбасные изделия составил 107,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем цены в 2011-м росли только в первые месяцы, что явилось откликом на повышение затрат на коммунальные услуги, энергоносители и налоги. Следующий пик отмечен в августе. Он связан с ростом цен на говядину. В это время в целом по стране стоимость мяса КРС поднялась со 140 до 170 рублей за килограмм.

- Тридцать процентов говядины Россия завозит из-за рубежа. С ростом курса доллара импортное мясо стало дорожать, а с ним и отечественное, - объясняет Александр Бибиков, директор ООО «Пищепродукт Солнечный».

Таким образом, трудно заподозрить производителей в наращивании прибыли за счет необоснованного роста отпускных цен на продукцию.

В каменской хуже, чем в бийской

Прибыль на высококонкурентном рынке зарабатывается в основном через сокращение затрат, например, за счет сезонного спада цен на сырье, когда предложение превышает спрос.

- Мяса нам хватает. Даже одна бийская зона может обеспечить наши потребности, - признается Александр Бибиков.

Его землячка директор ООО «Пятачок» Наталья Самойлова также подтверждает, что с сырьем в этом году заметно лучше:

- Сельскому хозяйству помогают, и это дает результаты. Появились откормочные комплексы, бойни, мяса на рынке стало больше.

И Бибиков, и Самойлова предпочитают брать сырье от промышленного забоя, так как оно гарантированно прошло санитарный контроль, стабильного качества.

А вот в каменской зоне с мясом, видимо, не так хорошо, как в бийской.

- Предприятие испытывает недостаток сырья в два зимних месяца, - говорит гендиректор ОАО «Восход» Тамара Бердникова. - Поэтому скот закупают где только можно, в том числе и с личных подворий. Но это никак не снижает санитарных характеристик мяса, так как у комбината свой убойный цех.

В то же время все опрошенные «АП» руководители предприятий отрасли заявляют, что не используют в технологии импортное мясо из-за его низких потребительских качеств.

- Алтайские переработчики в основном потребляют местное сырье, - говорит Иван Яшкин. - Доля импортной говядины у нас около 20 %. Работать с ней удобнее, так как она без костей, зато нашпигована гормонами. А наш потребитель привык к экологически чистой продукции, поэтому продукцию из импортного сырья стараются реализовать в других регионах.

Но в наиболее комфортных условиях находятся мясоперерабатывающие предприятия, входящие в состав агропромышленных холдингов (ООО «Алтайский бройлер», ООО «Альтаир-Агро», ООО «АМК «Угриничъ» и др.). Животноводческие комплексы холдингов поставляют без перебоев свежее и по доступной цене сырье.

В новом сегменте

По информации «Мясного союза Алтая», ассортимент выпускаемых колбасных изделий по краю за последнее время не претерпел заметных изменений. Можно лишь выделить Рубцовский мясокомбинат, который освоил линейку продукции для детей. Это стало своеобразным ответом на призыв куратора отрасли Татьяны Зелениной:

- Я не устаю говорить о том, что надо думать о выпуске функционального питания. Разным возрастным группам нужна продукция, которая наиболее подходит в данный период жизни.

В то же время в союзе отмечают наметившуюся тенденцию сокращения доли выпуска полукопченых колбас и увеличения производства вареных колбас и мяса птицы, как правило, находящихся в более низком ценовом сегменте.

Проведенные в этом году союзом маркетинговые исследования мясного рынка свидетельствуют, что большинство опрошенных барнаульцев чаще всего покупают курятину, затем идет свежее мясо, а уж потом колбасы и деликатесы. В Бийске предпочтения распределились в следующей последовательности: копченые колбасы, курятина, вареные колбасы, пельмени и т.д.

Неслучайно бийские мясопереработчики решили скорректировать свой ассортимент в сторону более дорогой и качественной копченой колбасы.

- Мы в основном ориентировались на продукцию до 200 рублей, но, проанализировав рынок, поняли, что есть возможность попробовать себя в сегменте 250-300 рублей, – рассказывает Александр Бибиков. – В октябре мы представили рынку 15 наименований гостовской продукции под новым брендом.

То, что появляется все больше покупателей, желающих приобрести качественный товар, невзирая на его цену, отмечает и Наталья Самойлова.

С этого года ООО «Пятачок» начало производство колбас в соответствии с ГОСТом. Вареная колбаса стоит от 250 рублей, а полукопченая – от 300 рублей.

- В рейтинге продаж такие колбасы сегодня на первом месте, - уверяет руководитель предприятия.

В то же время она предупреждает покупателей о недобросовестности конкурентов:

- Мясо на кости стоит 120 рублей, а они колбасу продают по такой цене и пишут, что она сделана по ГОСТу.

- Для удешевления продукции как альтернативу говядине мы предлагаем использовать предприятиям мясо птицы, - говорит Иван Яшкин. – И, например, «Пищепродукт Солнечный» производит уже больше половины колбас из курятины, частично используя сырье «Алтайского бройлера».

- Птицу мы используем для приготовления копченостей, деликатесов, в колбасе не используем, так как она плохо окрашивается и в обвалке сложная, – рассказывает Наталья Самойлова. – Но в целом из курицы колбаса получается дешевле. Только надо честно информировать покупателя: «Эта продукция из птицы, а не из говядины».

В «Альтаир-Агро» не покупают кур, так как их стоимость не такая уж низкая и сопоставима с говядиной третьего сорта. Но главное – у куриного мяса особый вкус и запах, который трудно перебить.

С недоверием к колбасе из курятины относится и Тамара Бердникова:

- Куриный фарш не используем. Он готовится механической обвалкой, а значит, в нем присутствует дробленая кость, хоть и незаметная, но снижающая вкусовые характеристики.

В каменском мясокомбинате «Восход», по словам его руководителя, основной упор делают не на количество, а на качество продукции. А значит, она получается дороже. Доля премиум- и среднего сегментов суммарно больше половины.

Каждый сбывает как может

Тем не менее и дорогую колбасу удается сбывать. Сбыт, как известно, для любого производителя является ограничивающим фактором роста. И каждый решает эту проблему в меру способностей. Одни реализуют продукцию только в пределах края, другие находят способы продвижения на инорегиональные рынки. Например, компания «Альтаир-Агро» в этом году открыла филиал в Новосибирске. Новая складская площадка позволяет эффективно работать с оптом и сетями, удаленными от Алтайского края. ОАО «Восход» поставляет колбасы и деликатесы в гостиницы, рестораны, туристические комплексы Новосибирской области. А в Якутию и на Дальний Восток мясокомбинат отгружает мясо глубокой заморозки. «Пищепродукт Солнечный» осуществляет поставки колбас в соседние регионы Сибири, а дорогие мясные снеки коптят в основном для москвичей.

При реализации продукции одни производители делают акцент на фирменной торговле, другие предпочитают сети, третьи сбывают тем, кому удастся.

Рубцовский мясокомбинат, известный своим парком автофургонов «Купава», решил расширять фирменную торговлю. «Купавы» он теперь использует для поездки в отдаленные от предприятия населенные пункты. А в своем городе РМК открыл пять стационарных магазинов, где реализует не только продукцию комбината, но и товары первой необходимости. Сравнительно низкие цены и свежесть мясных изделий привлекают покупателей.

ООО «Пятачок» также имеет три фирменных магазина, но Наталья Самойлова не хочет развивать свою торговую сеть. Она считает, что маленькие магазинчики, особенно арендованные, себя не оправдывают из-за больших накладных расходов.

- Каждый должен профессионально заниматься своим делом, - считает г-жа Самойлова, – а то и мясо обваливаем, и пельмени делаем, и сами же продаем.

Она объясняет, что фирменную торговлю производители развивают не от хорошей жизни, а чтобы ускорить оборачиваемость вложенных средств. Сети берут продукцию с отсрочкой платежа на сорок дней. Важно и то, что торговая надбавка сетей доходит до 40%, что затрудняет реализацию продукции. А в своем магазине деньги можно обернуть за сутки да еще и с большей прибылью.

Между тем большинство переработчиков говорят, что, несмотря на жесткие условия сетей, не собираются прерывать с ними деловые отношения.

Фоторепортаж