Чернышов, обгоняющий время

00:00, 11 ноября 2011г, Общество 2451


Чернышов, обгоняющий время Фото №1

Люди, приехавшие со стороны и осевшие у нас навсегда еще до целины и всесоюзных комсомольских строек, всегда вызывают особый интерес. Как, почему? А в данном случае где Смоленщина – и где Алтай? У Владимира Филипповича и на это (такая у него особинка) тоже есть точный ответ:

- Вот говорят: внезапно и неожиданно началась война. Да нет – все знали и ждали. И в западных областях года за полтора до ее начала стали советовать: кто может – уезжайте на восток. С первых же дней уходя воевать, отец наказал матери: «Немедленно собирайтесь – и подальше от фронта». Вот так она с тремя пацанами – Иваном, Женей и мной (я самый младший) в 1941-м, ровно 70 лет назад, оказалась на Алтае.

В 1943-м с фронта в их дом пришла горькая весть - отец погиб. Мальчуганы лихих сороковых были под стать времени – озорные и неуправляемые. И когда после войны брат отца Сергей, фронтовик-орденоносец, написал из Сочи, чтобы дети ехали к нему и поступали там в Суворовское училище, мать согласилась. Тяжело одной поднимать ребятню, а в училище все-таки государственное содержание и пропитание.

- Но Женя покидать дом отказался наотрез. Иван поехал – не взяли в суворовцы, возраст уже ушел, и он устроился работать на железную дорогу. После этого и я не рискнул туда обращаться, а стал ходить в школу № 9 имени Николая Островского, она была в числе лучших. Но, несмотря на это и на строгий дядин присмотр, я там во втором классе все равно остался на второй год. И оттого мне очень повезло, - загадочно улыбается Владимир Филиппович.

- Это как так?

- А оказался в очень сильном, образцовом классе. И несколько девчонок и мальчишек из него в 1951 году на каком-то сочинском мероприятии назначили подарить цветы самому Сталину. Мы подбежали к нему и вручили букет, обступили и о чем-то говорили. Кстати, я учился там в одно время с будущим космонавтом Севастьяновым, знал его. Много позже на встрече в Звездном городке мы с ним вспомнили то время. Но он ту школу окончил, а я ведь в 1952 году оттуда… сбежал, вернулся сюда, на Алтай.

Тут Владимир Чернышов выучился на слесаря в Бийском ремесленном. Но у нас любой слесарь почти всегда становится еще и классным механизатором или шофером. А наш герой, как увидим, на всю жизнь объединил эти профессии. В Зыряновской МТС поработал на первом своем тракторе - С-80. А армию отслужил в хозвзводе водителем грузовика. «И еще в промежутке между этими двумя службами успел жениться, - весело добавляет Владимир Филиппович. – Так и живем с моей Марией Игнатьевной, несколько лет назад золотую свадьбу с ней отпраздовали».

 

Его мерка – самая точная

В совхоз «Восточный» его в 1958 году приняли уже опытным водителем. Правда, дали полуразбитый грузовик. Но он его подладил и стал показывать класс выработки. Коллеги по автопарку не вытерпели, стали допытываться: «Почему она у тебя всегда намного выше? Чем берешь?»

- Думать и считать надо немного, братцы. В Горный Алтай за лесом направят – вы порожняком бежите. А я беру попутный груз. Где? Да в Бийске.

Из Бийска Чернышов увозил в автономную область уголь, корма и много прочего, оттуда шел с лесом. С гордостью говорит, что считает себя причастным к стройкам в Шебалино, Усть-Кане, Усть-Коксе, Онгудае, Акташе – доставлял туда цемент и другие стройматериалы.

Показывая сейчас свою производственную базу, Чернышов обронил: «Заедем к Савченко. Прихворнул друг-пенсионер, надо проведать». Пользуясь случаем, спрашиваю у хозяина о былых временах. Алексей Григорьевич сразу оживился:

- Вопрос как раз ко мне. На пенсию я уходил с должности главного инженера совхоза, а начинал здесь в 1970 году механиком отделения. И первое, что услышал по приезде, - это о большой выработке Чернышова на автомобиле и комбайне. Все за лесом уедут – два-три дня их нет. Он утречком убежал, другим утром уже с лесом подруливает к совхозному складу. Как успевал – непонятно.

- А наверное, и там с погрузчиками язык нашел, - отозвалась жена Татьяна Петровна. – Моя тетя рассказывала: Владимир Филиппович уже вечером ее и еще нескольких по домам заберет: «Девушки, поехали загружаться свеклой!» Вручную из буртов накидают – и никто не отказывался. Подход имеет.

- Раненько эту свеклу в Бийск на сахарный завод отвезет. Утром у нас все на разнарядку идут, а он уже вновь свеклой загружается. До четырех рейсов в день туда делал. Да еще при втором и третьем возвратах часто попутный груз брал. В уборку Чернышов всегда на комбайне. Как-то близко к полночи закончили обмолот. Механизаторы после этого три - пять дней отдыхают. А он рано утром ушел в авторейс. Такого трудолюбия и такого отношения к технике сейчас, пожалуй, не встретишь, - продолжает бывший главный инженер. – Однажды возникла у нас проблема с кочегарами для котельной. Чернышов: «Я пойду!» Говорю, мол, несолидно тебе, заслуженному механизатору, орденоносцу, члену райкома партии, идти на такую грязную работу. Он: «Почему «грязная»? Такая же, как и все. Нужная». Пошел и все холода отработал кочегаром.

Сам Владимир Филиппович рассказал, что фиксировал все отказы за сезон и время на их устранение. Перед ремонтом все анализировал и делал так, чтобы в следующий сезон снизить такие потери времени. А потом он подсчитал по всему автопарку и пришел к совхозным бухгалтерам-экономистам:

- У нас порожний пробег – 46 процентов. Воздух возим! А улучшить дело можно так и вот так.

- Зачем вам, рядовому водителю, эта арифметика?

- Мне что-то непонятно: я должен тормошить контору или контора нас? – Не найдя понимания дома, Чернышов опубликовал статью со всеми выкладками в районной газете.

Чувствуете характер?

Спор на 30 лет

Ему всегда хотелось докопаться до сути. Перевозя в уборку зерно на ток, он однажды заявил комбайнерам, что можно работать рациональнее и намолачивать за день больше.

Те возмутились:

- Ишь какой шустрый! Это тебе не по асфальту рулить. Вот возьмись сам, тогда поймешь.

- И возьмусь!

Чего не наговоришь в пылу спора! Но в следующем, 1966 году Чернышов и впрямь вывел комбайн на хлебную полосу. И с первой же попытки намолотил больше всех в хозяйстве и районе. Владимир Филиппович достает записи – там счет его совхозным хлебным пятилеткам. 1966-1970 гг. – 36 тысяч центнеров. 1971-1975 гг. – 56 тысяч. Затем – 63 тысячи. 1981-1985 гг. – 68 тысяч. 1986-1990 гг. – 78 тысяч. И, наконец, в 1991-1995 гг. – 91 тысяча центнеров. За следуюшие два года – 34 тысячи центнеров. Итого - 426 тысяч центнеров намолоченного зерна. На этом прощание с совхозом – Чернышов вышел на пенсию.

Но почему «спор на 30 лет»? Да потому, что все эти годы – 1966-1996-й – Владимир Чернышов добивался на обмолоте лучшего результата в районе, а часто и в крае. Он многократный лауреат краевой премии имени знатного комбайнера Семена Ефимовича Пятницы.

И вновь вопрос – а за счет чего такие результаты? Приведу примеры. В 1971 году Чернышов, намолотив дома 8,5 тысячи центнеров зерна, поехал помогать в Амурскую область. Но там первые три дня были свободны, и он вышел на вспашку зяби. 20 октября в газете «Амурская правда» появилась заметка, автор которой с удивлением писал, что алтайский механизатор всего за три дня на тракторе ДТ-75 поднял зябь почти на 30 гектарах. А через несколько дней та же газета поместила на первой полосе фотоснимок Чернышова, сообщив, что он быстро и качественно намолотил 2228 центнеров незнакомой ему прежде сои.

Но самое интересное - последствия этой поездки. Владимир Филиппович рассказывает:

- Две новинки я перенял у амурских комбайнеров. Вместо цепного привода соломонабивателя они ставили ременной. В результате агрегат легче работает и меньше ломается. И второе – деревянные планки приемной камеры они заменили старыми ходовыми ремнями, тоже возрос межремонтный период.

Перед уборкой 1973 года Чернышов нарастил бункер, увеличив его емкость с 16 до 28 центнеров, установил запасной топливный бак, оборудовал дополнительное освещение. Прежний бункер – это полкузова зерна. Грузовик стоит, дожидаясь второй половины. Пока отвозит, стоит комбайнер с уже заполненным бункером. А теперь сразу полный кузов и, пока машина обернется, у комбайнера как раз готов второй. Простенько, но убедительно.

В 1987 году районная газета «Восток Алтая» привела интересный подсчет. «За 10 и 11 пятилетки Чернышов намолотил на комбайне 130421 центнер зерна, выполнив таким образом шесть с половиной пятилетних планов. В первом году 12 пятилетки при плане 175 тысяч тонна-километров Владимир Филиппович выполнил 575 тыс. т/км, на комбайне «Сибиряк» намолотил 9800 центнеров зерна при плане 4 тысячи центнеров. По грузоперевозкам на его трудовом календаре скоро ноябрь 2004 года, по намолоту зерна – ноябрь 2008 года. Если же все считать по годовым планам, то за 11 лет Чернышов выполнил их 65. В этом случае на его трудовом календаре 2040 год».

«Веселый бедняк»

Именно под таким названием Владимир Филиппович организовал свое хозяйство, выйдя на вольные хлеба по достижении пенсионного возраста в 1997 году.

- Глава администрации района даже с Барнаулом советовался, можно ли регистрировать с таким названием. Но ему сказали, что у нас демократия и можно выбирать любое название, - засмеялся хозяин. – Но спустя четыре года мы его переименовали в к/х «Чернышов В.Ф.», а потом и вовсе стали индивидуальными предпринимателями. Начинали с 73 гектаров, потом стало 172, затем 311, а сейчас около 600 гектаров.

Заметили - «мы»? Старший Чернышов трудится вместе с внуком Владимиром, который стал помогать ему еще будучи школьником. А окончив в 2006 году агрофак АГАУ, он окончательно влился в хозяйство. Скрипнула калитка – это как раз появился младший Чернышов. К нему и агрономические вопросы.

- Нынче у нас было более 200 гектаров гречихи, 150 – пшеницы, по 70 гектаров ячменя и гороха. Под парами 65 гектаров. Ячменя собрали по 20 центнеров с гектара, пшеница давала по 15-20, а в целом по всем культурам вышло 11 центнеров с гектара. Гречиху, кроме семян, всю продали по 10 тысяч рублей за тонну и купили вот этот «Дон-1500Б». Не новый, но после капитального ремонта.

Чувствуется, что молодой специалист владеет обстановкой. «И не только владеет, а становится теперь главным хозяином: передаю ему бразды правления и юридически все переоформляю», - заявляет Чернышов при внуке.

- А не страшно? Получится? – спрашиваю преемника.

- А что страшного-то? Земля работает - мы ей только помогаем. Весной дед почву готовит, я сею. В уборку вместе косим, потом он молотит – я зерно на «КамАЗе» отвожу. В сезон берем одного работника. Он семенами заправляет да и в других делах на подмене-подмоге. Вот так втроем и управляемся на всей пощади.

- И еще сын Игорь в напряженные моменты подключается, - добавляет Владимир Филиппович. – Работать можно. Только иногда думаешь – а куда урожай девать? Вон горох и ячмень лежат без движения и пшеница почти не расходится. Не должно так быть: нужен хотя бы 50-процентный госзаказ на урожай и с разбивкой по культурам. C ценами вообще многое непонятно. По прежнему времени «Жигули» стоили 5 тысяч рублей и нормальный комбайн столько же. Сейчас «Жигули» - 380 тысяч, а плохонький комбайн – 3 миллиона. И это помощь крестьянину?

Нет, Филиппыч (так его называют друзья-коллеги) все такой же ершистый и въедливый.

Говорят, что в старые времена его дважды представляли к присвоению звания Героя Социалистического Труда. А он в оба момента выступил с критикой того, что ему не нравилось в сельскохозяйственном укладе. И подготовленные документы в последнюю минуту откладывались в сторону. На чем, кстати, прокололись журналисты «Сельского механизатора» - в апрельском номере за 1977 год они объявили Чернышова Героем Соцтруда.

А пока оба хозяина показывают свою базу. В нынешнем году построили еще один зерносклад. А здесь реммастерская. И дотошный Чернышов-старший для убедительности влючает и сварку, и кузнечный горн, и токарный, сверлильный станки. База и набор техники – мощные.

- Еще бы земли добавить, чтобы все загрузить, - говорит Чернышов-внук.

- Да, хорошо бы! - отзывается дед. – Справится ли? Осилит! И я рядом, помогу. Лет 50-то, поди, еще проживу.

На том мы и расстались с веселыми бед… Простите, с предпринимателями.

Целинный район.

Справка «АП»
Владимир Филиппович Чернышов родился 6 декабря 1937 года в Смоленской области.
В 1952-1954 гг. выучился в Бийском ремесленном училище № 2 на слесаря по ремонту автомобилей и тракторов. (В 1975 г. заочно окончил сельхозтехникум по механизации). До призыва в армию работал в лесхозе Михайловского района нашего края, в Зыряновской МТС Томской области. Отслужив, с 1958 года – водитель совхоза «Восточный» Целинного района, в 1963-1997 гг. – завгаражом, главный инженер, водитель и комбайнер совхоза «Салаирский» в том же с. Шалап (хозяйство отпочковалось от «Восточного»). В 1998 году создал фермерское хозяйство «Веселый бедняк» (позже - к/х «Чернышов В.Ф.»). Почетный гражданин Целинного района.
С 1972 года – заслуженный механизатор РСФСР. В 1977-1979 гг. – депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов. В 1980-м избран делегатом ХХVI съезда КПСС. Награжден орденами «Знак Почета» (1972 г.), Тудового Красного Знамени (1976 г.), Дружбы народов (1986 г.), Почета (1997 г.), многими медалями. В 2010 году удостоен звания «Почетный гражданин Алтайского края». Сейчас – депутат Целинного районного совета.

Фоторепортаж