Сам себе хозяин

00:00, 19 января 2012г, Общество 2286


Сам себе хозяин Фото №1

Восемь лет назад крестьянин села Утянка Сергей Подоляк ушел из совхоза и занялся личным подсобным хозяйством, о чем никогда не жалел.

Расположенный рядом с большим свинарником склад до половины заполнен высокими «поленницами» мешков с комбикормом. Хватает его и в двух складах по соседству. Припасено основательно – на всю зимовку. В углу склада, как напоминание о том, что не так давно занимались приготовлением пищи для своих подопечных сами, сиротливо стоит дробилка.

- Самому производить корма - дело нерациональное, времени требует, а его мало очень, - поясняет Сергей Михайлович. - Легче готовый корм купить, дешевле выйдет. Мы занимаемся только свиноводством, и то еле-еле дня хватает. Опорос идет, отъем, нужно все время здесь быть, каждому свое дело делать…

На работе

Роли на семейной ферме распределяются примерно так – больше всего «должностей» у Сергея Михайловича. Он - главный руководитель, экономист, зоотехник, ветеринар. Жена Ирина Николаевна - бухгалтер с обязанностями свинарки, старший сын Антон - главный свинарь. В прошлом году парень женился, родители помогли купить ему в Утянке небольшой дом, обзавестись хозяйством, но трудится, как и прежде, с родителями.

- Пока работаем вместе на одно дело, – говорит Сергей Подоляк. - Ну а пойдет на свое, препятствовать не будем.

На сегодняшний день в хозяйстве имеется 400 свиней и 12 голов крупного рогатого скота. Основную и наиболее ответственную работу – откорм, возня с «малышами» - они всегда делают сами, не доверяя никому. Для трудов попроще вроде навозоудаления, случается, привлекают временных рабочих – «калымщиков». Правда, больше недели, как правило, никто не задерживается и виной тому все тот же давний и неистребимый враг российского мужика – зеленый змий. По словам Сергея Михайловича, увлеченность пьянством многих его односельчан и, как следствие, отсутствие свободных, надежных и ответственных рабочих кадров и является главной причиной того, что он не стремится развивать свое хозяйство да и просто физически не способен это сделать.

- Можно было бы и тысячу, и две голов свиней держать, – говорит он. - Опыт есть, с кормами дело решаемое, с кредитами тоже, но кому обихаживать это все? Будешь платить двадцать тысяч, тогда хороших рабочих наймешь, но я при нынешней крайне низкой закупочной цене на свинину сам столько не зарабатываю. Вот и все, дальше хода нет и развития, понятное дело, тоже. Летом свинина стоила восемьдесят рублей за килограмм, а сколько денег мы потратили на закупку племенных хряков мясной породы, которые уже у нас свое «дорабатывают»… То-то.

Забиваем семи-восьми-месячных поросят, мясо хорошее. Возили его в Новосибирск, в Сибирскую продовольственную компанию, которая занимается производством элитной, экологически чистой продукции. Оценили наше мясо по высшей категории, а наценка-то на него в денежном выражении от этого выросла на копейки…

Наш крестьянин никогда не бывает всем доволен – это и традиция давняя, и объективные причины, само собой, но все же хозяйская жилка, многократно резанная и рубленная в советский период, сохранилась еще во многих, а потому, несмотря на любые трудности, глупости нынешнего времени заставляют пусть только и самых смелых и уверенных в себе крестьян заниматься своим делом и сейчас.

- Здесь я сам себе хозяин, и это самое главное, - рассудительно и спокойно говорит Подоляк. - Не каждый это сможет. Ни отпуска, ни выходных. В шесть часов подъем, и вот уже пора спать ложиться. Но в совхоз я бы уже больше не пошел. Никогда. Пусть хоть как трудновато – это мое, потерплю.

Объективных и субъективных трудностей, которые могут разорить хозяйство либо удержать его на плаву, подтолкнуть к развитию, много, но главная, определяющая все та же - производительность труда. Применяемый в этом ЛПХ холодный метод содержания скота при теплом корме и глубокой подстилке дает свои результаты – практически нет болезней и падежа, очень хорошие привесы, экологически чистый продукт.

- Если не будем получать от свиней среднесуточных привесов 600-700 граммов в течение четырех месяцев – все, мы банкроты. Но мы их получаем, - поясняет Подоляк. - За счет того и держимся.

И дома

Проходим в небогатый, но достаточно просторный удобный дом. В семье Сергея и Ирины трое детей. Старшая вышла замуж и живет отдельно, в прошлом году женился и отделился Антон. Младшая дочь учится в третьем классе, есть двое внуков, и весь перечисленный народ живет тут же в родной Утянке. Начавшись, так сказать, с производственной тематики, о кормах и привесах, разговор как-то незаметно переходит в плоскость житейскую, говорят Сергей Михайлович и Ирина Николаевна о вещах, давно ими осмысленных и для себя решенных. И опять все о том же – можно ли сегодня, особо не бедствуя, не клянча и не унижаясь, жить человеку на селе.

- Мы на свои возможности реально смотрим, - говорит Сергей Подоляк. - Раз нам на роду написано жить на селе, значит, нам тут и надо на жизнь зарабатывать. Я вот никогда ни за кем не гнался, а просто работал. Свое дело, пускай оно небольшое, жена, ребятишки, никогда и ни у кого ничего не просил, к сорока своим годам, думаю, и авторитет в селе заработал. Летом, если время есть свободное, сразу на речку рыбку поудить. Нашел бы я, конечно, денег, чтобы в тот же Египет съездить, но хозяйство-то ведь надолго не оставишь и не доверишь никому. Вот она - разница между жизнью городской и деревенской. Здесь ты, коль делом занимаешься, никуда от него не оторвешься, словно привязанный.

- За весь прошлый год ни разу никуда не ездили, - вступает в разговор Ирина Николаевна. - А до того на день к брату в Новосибирск выбирались, и все. И то душа не на месте была, как там без нас хозяйство наше? Хотелось бы, конечно, дочку младшую в город, в тот же цирк свозить, но не получается, все время работа съедает...

- Вот родственники летом в гости на природу к нам приедут и отдохнем, - улыбается Сергей Подоляк. - В баньку сходим, на рыбалочку, отдохнем – никакого Египта или Тайваня не надо.

Очень у нас люди привыкли выглядывать да высчитывать – кто где большие деньги получает, - переходит на серьезный тон Подоляк. - А вот на северах по сто тысяч можно зарабатывать… И ездят ищут, только мало кто богатство какое выездил. Я ценю то, что у меня есть. Восемь лет уже, как ушел из совхоза на вольные хлеба, был бригадиром – пьяных собирал, ветеринаром – по шее получал за падеж. То же, чем сейчас занимаюсь, как раз по мне…

- Хорошая у них семья, - говорит заместитель главы Утянского сельсовета Антонина Будник. - Сергей Михайлович родом из нашего села, а жену себе из Новосибирской области привез. Человек он уважаемый, спокойный, требовательный, слабинки ни себе, ни другому не даст. Ирина - депутат сельского совета. Оказывают они спонсорскую помощь при проведении наших мероприятий, если нужно, технику дают для благоустройства дорог. В общем, кроме хорошего и сказать-то нечего о них…

Хабарский район.

Фоторепортаж