Зачем художники самих себя рисуют

00:00, 18 февраля 2012г, Общество 3121


Зачем художники самих себя рисуют Фото №1

Выставку «Только художники…», огромную по меркам краевого художественного музея, сами организаторы называют признанием в любви мастерам алтайского и российского искусства. Корреспонденты «АП» убедились в том, что признание это получилось совершенно искренним и очень трогательным. Три немаленьких зала заняты преимущественно автопортретами и портретами художников, среди авторов и моделей сплошь громкие имена. А для того, чтобы неподготовленный зритель не чувствовал себя чужим в этом кругу, музейщики придумали простую, но весьма наглядную «инсталляцию», посвященную быту живописных и скульптурных мастерских.

– Какие работы, я потрясена! – восклицает скульптор Людмила Рублева. – Вот этот автопортрет Андрюши Поздеева… встреча с ним всегда такое чудо! Роскошная работа. Многих авторов и их моделей я знаю лично, например, Таню, она же тоже скульптор!

Таня – известный московский скульптор-керамист Татьяна Соколова, портрет этой синеглазой кустодиевской красавицы (автор – Ирина Шевандронова) открывает экспозицию во втором зале. Андрей Поздеев тоже величина российского масштаба, практически культовый красноярский живописец-авангардист, и любой музей страны гордился бы его работами в своем собрании. В фондах краевого художественного есть полотна Поздеева разных периодов, а на данной выставке можно увидеть автопортрет «Когда пишу сирень». Вообще, чтобы перечислить все имена и рассказать связанные с ними интересные истории, нам, пожалуй, не хватило бы никаких газетных площадей.

Портреты и автопортреты как-то неожиданно стали очень востребованы на местных выставочных площадках. В прошлом году несколько частных галерей Барнаула представили проект «Он и Она», потом большая выставка портретной живописи открылась в зале Союза художников. Не умаляя достоинств этих экспозиций, следует все же отметить, что по ряду причин такая вот масштабная выставка с внутренним сюжетом и глубоким анализом под силу у нас только краевому художественному музею. Но то, что эта тема буквально витает в воздухе, доказывает и региональная выставка автопортретов сибирских художников, которая состоялась в конце 2011 года в Кемерово.

– О такой выставке музей мечтал давно, но вынужден был постоянно откладывать ее последние три года, – признается директор ГХМАКа Инна Галкина. – Мы ведь и сами зачастую не видим некоторые работы десятилетиями, поскольку они хранятся в фондах, а наши скромные экспозиционные площади пока не позволяют знакомить с ними зрителей.

По словам куратора выставки «Только художники…» Натальи Царевой, свою задачу музей видел в том, чтобы показать ни много ни мало историю развития портретного жанра в сибирском и российском искусстве за последние сто лет. Одна из самых ранних работ, представленных в экспозиции и задающих высокую планку, – портрет княгини Тенишевой «Константин Коровин на этюдах». За ним следуют портреты и автопортреты первого десятилетия 20 века, стиль модерн, сложные двадцатые и тридцатые годы, красноречиво отразившиеся в автопортретах, полные надежд на новую счастливую жизнь послевоенные пятидесятые, «суровый стиль» 60-х – и так вплоть до самых свежих работ авторов со всей страны.

– У каждого из зрителей есть свое представление о художнике, а сейчас можно увидеть, как художники воспринимают сами себя и друг друга, – говорит Наталья Царева. – У нас тут не только живопись, но и графика, скульптура. Я бы особо отметила одну из любимых мною работ скульптора Прокопия Щетинина «Портрет графика Александра Дерявского». Но главное, этой выставкой мы, сотрудники музея, хотели объясниться в любви художникам. Показать, как они нам дороги – их лица, их несносные характеры. О строгих, артистичных, импульсивных мастерах мы и будем рассказывать нашим зрителям!

– То, что музей хранит память о художниках, очень ценно, – уверен живописец Анатолий Щетинин, сын скульптора Прокопия Щетинина. – Когда сами авторы приходят на выставки, часто невольно замечают недостатки работ. А тут… ну как можно искать изъяны в работе собственного отца? Знаете, когда-то мой наставник Николай Иванов предложил писать портреты друг друга. Я тогда смутился: как же я буду его писать, он ведь мэтр! Сейчас жалею, что отказался…

В экспозиции представлен и парадный портрет, и портрет-диалог, и жанровые картины, есть даже интерьер – но когда это интерьер собственной мастерской, он тоже становится весьма выразительным «автопортретом». Художники часто пишут друг друга за работой, пример – «Художник Зотеев на этюдах» Петра Панарина, маленькая, светлая и свежая работа. Есть милый автопортрет Виталия Тюленева из цикла «Прощай, Камчатка», где живописец написал себя… в спальном мешке под огромным звездным небом.

Есть и вовсе удивительные посвящения мастеров друг другу: так, в первом зале можно увидеть «Портрет заслуженного художника РСФСР П.Л. Миронова» Владимира Добровольского, на котором красавец скульптор изображен рядом с бронзовым портретом самого Владимира Добровольского за работой! А в соседнем зале можно увидеть эту великолепную скульптуру.

Фоторепортаж