Списали на мировой кризис?

Сотни барнаульских ветеранов военной службы в течение трёх лет не могут вернуть свои деньги

00:00, 08 марта 2012г, Общество 3008


Списали на мировой кризис? Фото №1

В редакцию «АП» пришло письмо от нескольких бывших военных и членов их семей. Все они являются пайщиками кредитного потребительского кооператива граждан «Движение в поддержку армии» (ДПА), организованного в 2000 году офицерами запаса, начиная от подполковника и выше.

Оплот надежности

«Это старший командный состав, цвет армии, к которому мы привыкли относиться с уважением, поскольку сами не один десяток лет отдали военной службе, - говорится в письме. - Очень располагало к себе название кооператива и его намерение поддерживать армию, оборонную промышленность и военную науку. По радио чуть ли не ежедневно выступал его директор Сергей Чижов, на улицах раздавались красочные буклеты, на ул. Северо-Западной несколько лет висел рекламный щит кооператива «Движение в поддержку армии», что воспринималось нами как оплот стабильности и надежности. Поэтому и потянулись в кооператив бывшие военные, понесли свои деньги. Каждый считал, что не могут мужественные защитники страны и народа обидеть людей, доверивших им деньги, скопленные на черный день, ведь мы их бывшие сослуживцы, по возрасту годящиеся в матери и отцы. Но в итоге все мы остались у разбитого корыта».

К письму прилагались копии десятков документов, подтверждающих слова наших читателей, попавших в трудную финансовую ситуацию, среди которых оказался даже председатель комитета ветеранов-фронтовиков г. Барнаула Николай Устенко. У них возникло много вопросов к руководителям «некоммерческой организации (как сказано в рекламном буклете) о добровольном объединении граждан, созданном с целью удовлетворения потребностей членов кооператива и финансовой взаимопомощи». Ознакомившись с материалами, мы встретились с группой пайщиков кооператива, активно добивающихся выплаты вкладов. У каждого из них своя история.

Тамара Лантрат:

- Мой муж отслужил 32 года. В декабре 2003 года он тяжело заболел и забеспокоился обо мне: «Как ты на одну пенсию будешь жить? Вступай в кооператив, хоть проценты будут». Мои сбережения приняли в ДК котельщиков, а вскоре кооператив приобрел собственный офис на ул. Северо-Западной, 25. Через несколько месяцев мужу стало лучше, и он сам вступил в «ДПА». Поскольку работать больше не смог, рассчитывал таким образом обеспечить некоторую добавку к пенсии. В декабре 2009 года в Новосибирске неожиданно умерла моя сестра, у нее осталась одна дочь-студентка. Хотела снять часть денег на похороны. Директор С.Чижов их пообещал, но слово свое не сдержал. Только через полгода после утомительных хождений он выдал мне шесть тысяч рублей. В марте 2010 года заканчивался срок вклада. Я заранее написала заявление на закрытие счета, но денег так и не получила.

Сергей Смирнов, «афганец»:

- Руководителей кооператива знал с 2003 года. Председатель правления Николай Рудаков расположил к себе тем, что защищал интересы бывших военнослужащих, которым начислялись заниженные пенсии, выиграв не один суд. Директор Сергей Чижов тоже вызывал доверие. В 2007 году, получив доход со своего крестьянского хозяйства, я положил на счет «ДПА» приличную сумму. Весной 2009 года мне потребовалось 100 тысяч рублей – часть моего вклада. Их обещали выдать в течение месяца. Однако на этом все и закончилось. Сроки выплат отодвигались то на май, то на август. Пришлось подать иск в Индустриальный суд по возврату личных сбережений. Выиграл его, исполнительный лист находится у судебных приставов, но денег так и не получил. В июле прошлого года было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. Но до суда оно почему-то так и не дошло. Переписка и хождение по инстанциям продолжаются. Везде нам обещают взять ситуацию под личный контроль и помочь вернуть деньги. За это время несколько пайщиков умерли. Кооператив на их похороны не выдал ни рубля.

Закон не защитил

За каждым вкладчиком своя история, в основном грустная. Не забыть рассказ о плохо одетой плачущей бабушке на деревянном протезе, которую выгнал из дома дедушка за то, что она отнесла в кооператив все их сбережения – 25 тысяч рублей. Теперь та живет у дочери, возможно, такой же неблагополучной, и безуспешно пытается вернуть назад свои деньги. А вот еще две истории от пайщиков, побывавших в редакции.

Наталья Полосина:

- В сентябре 2008 года я услышала по радио о потребительском кооперативе граждан, увидела рекламный щит. Привлек его слоган: «Движение в поддержку армии». Вложила деньги, а в феврале следующего года они срочно понадобились. Готова была забрать их без процентов, оставив те на поддержку армии. Но мне отказали: «Денег нет, финансовый кризис всё съел, обращайтесь в правительство». Когда в сентябре 2009 года закончился срок вклада, в кооперативе написали график его погашения. Один раз выдали пять процентов от полагающихся мне денег, и на этом все закончилось. В 2010 году вынуждена была обратиться в Индустриальный суд, он признал мой иск законным и вынес решение взыскать с ответчиков всю сумму. До сих пор не видела ни рубля. Написала заявление в милицию Железнодорожного района о том, что мои деньги незаконно присвоены кооперативом «ДПА», поименно указав всех его руководителей и адрес организации, зарегистрированный в Едином реестре юридических лиц. После долгих мытарств, перекидывания заявления с одного места на другое возбудили уголовное дело. Но не в отношении кооператива, а неустановленного лица. И до сих пор ведется следствие в отношении этого «неизвестного», несмотря на указанные мною имена и фамилии руководителей кооператива.

Валентина Трубникова:

- У меня в семье было трое военнослужащих: муж, военный летчик-истребитель, сын – десантник, начальник парашютно-десантной части полка, зять - военный врач. Все офицеры, люди порядочные, честные. К несчастью, несколько лет назад сын погиб при исполнении служебных обязанностей. Без отца осталось двое детей, поэтому мы помогали вдове растить наших внуков. Лишних денег не было, но в последнее время удалось немного скопить. Всегда считала себя осторожной, не слишком доверчивой. Лишь в августе 2009 года, когда появился закон о кредитной кооперации, я решилась сделать вклад в кооператив «Движение в поддержку армии». В законе говорилось о государственном регулировании деятельности подобных организаций в лице Министерства финансов. Позже узнала, что он ничем не был подкреплен, его доработали только прошлой осенью. Считаю, что государство просмотрело подобные кооперативы, разрешив им действовать и регистрироваться в реестре юридических лиц, имея 15 учредителей и уставной капитал всего 10 тысяч рублей. Удастся ли теперь вернуть наши деньги? Очень хочется, чтобы нас услышали органы власти и чтобы следствие было доведено до логического конца.

Кому раздавали кредиты?

За десять лет работы кооператива «ДПА» в него вступило более тысячи человек, в основном военные ветераны и члены их семей. Когда пайщикам одному за другим стали отказывать в выплате их сбережений, они заволновались, пытались выяснить у руководства причину таких отсрочек. «Те на общих собраниях сначала говорили, что строят дома для военнослужащих, которые будут продавать офицерам, уволенным в запас, поэтому будущее у пайщиков светло и надежно. А теперь от этого отказываются, мол, никаких домов не было и никому их не раздавали. Хотя нам известно, что одному члену кооператива вклад на сумму семь миллионов рублей выдали не деньгами, а двумя коттеджами. Сейчас они переуступлены 40 пайщикам и оценены уже в 27 миллионов», - заявили мои собеседники в редакции. По их словам, с каждым собранием руководители кооператива все меньше вдавались в подробности и винили во всем мировой кризис, который «съел» сбережения. А между тем тихо открыли другой кооператив-близнец с тем же руководством и под тем же названием с разницей: кредитный потребительский кооператив (только слово «граждан» убрали) «Движение в поддержку армии». После этого люди стали массово обращаться в суды.

Тамара Лантрат вспоминает:

- На одном из собраний бывший директор кооператива Сергей Чижов заявил пайщикам: «Пошли бы на мировое соглашение, через три года мы бы с вами рассчитались. У меня для этого разработан план, а теперь ничего не получите. В банкротстве «ДПА» виноват мировой финансовый кризис». Но почему он повлиял только на наш кооператив? В Барнауле, например, продолжают успешно работать несколько подобных кредитных организаций граждан. А в Белокурихе председатель КПК «Касса взаимного кредита» Елена Кочерова стала победителем краевого конкурса «Лучший предприниматель» и получила награду («АП» от 28 мая 2011г.).

- 25 ноября 2010 года в газете «Коммерсантъ» вышло объявление, что в отношении кредитного потребительского кооператива «Движение в поддержку армии» введена процедура наблюдения и назначен управляющий Сергей Соколов, чтобы оставшиеся деньги не ушли на сторону, - рассказали в редакции пострадавшие пайщики. - В июле прошлого года наш кооператив признали банкротом и ввели конкурсного управляющего сроком на шесть месяцев. Им стал тот же Сергей Соколов. И тут выяснилось, что офисное помещение кооператива продано, не осталось даже вывески. К тому же некоторые крупные заемщики переуступили свои займы другим пайщикам. Вскрылись непогашенные долги граждан, которые брали в кооперативе кредиты под низкие проценты, без обеспечения и без поручителей, причем на огромные суммы - от одного до семи миллионов.

Группа активных пайщиков, не надеясь на помощь со стороны, не первый месяц пытается отыскать этих должников. Они ездили по адресам, указанным в кредитных договорах с заемщиками, но те оказались липой. Например, дома № 33 на улице Молодежной в с. Гоньба просто не существует, как и Кавказского проезда в Барнауле. А если конкретный адрес находили, то выяснялось, что разыскиваемый человек там никогда не проживал и никто из жильцов о нем не слышал. Как же выдавались столь внушительные кредиты? Валентина Трубникова, не заглядывая в принесенные бумаги, называет несколько цифр:

- В феврале прошлого года проведено первое собрание кредиторов и составлен реестр тех, кто подал на кооператив в суд. В нем оказалось 149 человек с общей суммой вклада 40 миллионов 730 тысяч рублей. На сегодняшний день в реестре 213 обманутых пайщиков, которые требуют вернуть их вклады на сумму 56 миллионов 353 тысячи рублей. С начала введения наблюдения за деятельностью кооператива ни одной копейки вкладчикам не вернули, зато успели распродать все его имущество, - заявляет Валентина Даниловна. – Нам непонятно, почему нельзя привлечь к ответственности тех, кто обманул столько людей?

Обман на будущее?

Костяк активистов - человек двадцать. Остальные пайщики не могут ходить по инстанциям в силу возраста и слабого здоровья, среди них немало колясочников или передвигающихся при помощи костылей. В письме в редакцию, которое подписали 37 человек, говорится: «Мы обеспокоены судьбой электронных носителей информации и документов, хранившихся в кооперативе. Ждем результатов финансовой экспертизы. Много вопросов у нас по строящимся домам. Почему они зарегистрированы в «Госрегистрации» только на одного, избранного пайщика, а имущественные права остальных дольщиков заверены лишь печатью неизвестного ООО «Ретро»? Кстати, им оказалось одноименное кафе, расположенное на улице Ползунова, 35. На каком основании «Ретро» раздает справки о владении недвижимостью и почему информация о выстроенных домах, как полагаем, на наши деньги, остается тайной за семью печатями?»

Копию одной такой справки вместе с договором от 7 сентября 2010 года и приложением к нему мои собеседники принесли с собой. По договору один из пайщиков кооператива «ДПА» перевел свои обязательства по займу в сумме 900 тысяч рублей на имя другой пайщицы - Любови П. и таким образом полностью избавился от долга. В свою очередь она на эту сумму получила право на недвижимое имущество в строящихся домах № 72 и 74 по 2-му Кооперативному проезду в Барнауле в размере 3, 2719 процента от общей долевой собственности. Сколько это будет в квадратных метрах и какова общая площадь домов, в договоре не указано. Когда мы позвонили Любови П., она затруднилась что-то пояснить. Сказала, что пробовала осмотреть новостройку, но там все закрыто, огорожено, ничего увидеть не удалось. Сделала запрос в «Госрегистрацию». Строящийся дом числится как нежилое помещение и записан на одного владельца. Женщина уже сомневается, правильно ли поступила, взяв на себя чужой долг?

Такая сложная схема передачи долга от одного человека к другому для меня осталась непонятной. Поэтому попросила разъяснить этот момент бывшего директора кооператива «ДПА» Сергея Чижова и заодно поделиться своими взглядами на возникшую проблему.

«Надо было заключать мировое соглашение»

- До июльского (2011 г.) заседания суда, который принял решение о банкротстве кооператива, у нас была надежда вернуть деньги и раздать их пайщикам, в первую очередь ветеранам, - сказал Сергей Викторович. - Сейчас мы ситуацией не владеем, так как назначен конкурсный управляющий, который ведет эти дела. Все наши должники знали, что до 12 января этого года шла процедура банкротства (теперь она продлена до 9 июля с. г. – Ред.), поэтому деньги не возвращают и сами прячутся. Какую тактику изберет конкурсный управляющий, неизвестно.

Пока было возможно, мы пытались заключить мировое соглашение на два года, чтобы расширить сроки возврата вкладов. За это время мы могли бы собрать долги с заемщиков и начать возвращать деньги пайщикам. Вопрос о мировом соглашении, в котором мы собирались попросить пайщиков простить кооперативу проценты, начисленные на их вклады за 2010 год, дабы уменьшить конкурсную массу, мы вынесли на общее собрание в феврале прошлого года. Кстати, треть всех денег - это проценты за пре-дыдущие полтора года. Пайщики не согласились с нашим предложением, хотя конкурсный управляющий Сергей Соколов говорил им, что мировое соглашение – лучший выход в сложившейся ситуации. А до этого, в 2009 году, на внеочередном собрании правление предлагало в связи с мировым кризисом разрешить уменьшить доход по вкладам наполовину, до 15-18 процентов. Большинство пайщиков оказалось против. Последнюю попытку достигнуть с ними консенсуса мы предприняли 16 апреля 2011 года. Но из-за активного протеста инициативной группы собрание провести не удалось и никакого решения принято не было.

Насчет строительства домов. Заемщики, которые его вели и по разным причинам не смогли закончить, чтобы рассчитаться с кооперативом, с согласия некоторых вкладчиков переуступили им свои долги. Те взамен получили доли недвижимости в новостройках исходя из вложенных сумм личных сбережений. На это согласились 40 человек. Между ними и распределили два трех-этажных дома, перепланированных под малосемейки общей площадью 560 квадратов. В них будет 24 квартиры. Тепло в них было подано в ноябре прошлого года. У кого доля недвижимости незначительная, смогут ее продать, чтобы вернуть свои деньги. Что касается кооператива-«близнеца». В 2007 году количество пайщиков у нас перевалило за 2000 человек, а по закону оно не должно превышать эту цифру. Тогда и было принято решение об открытии нового кооператива, чтобы принимать туда следующих членов...

Сегодня пайщики кооператива разделились на две основные группы. 40 человек пошли за С.Чижовым, надеясь вернуть деньги после окончания строительства двух домов (они не вошли в реестр вкладчиков). Большинство других ждут разрешения конфликта по суду. Но есть и такие, кто пока никуда не обращался.

О том, какова сегодня ситуация в кооперативе, редакции рассказал конкурсный управляющий Сергей Соколов:

- Идет конкурсное производство. Суды продолжают рассматривать требования пайщиков. В рамках наблюдения проведен финансовый анализ деятельности кооператива, выявлены признаки преднамеренного банкротства. В правоохранительные органы направлено соответствующее заявление. По нему действий пока нет. Возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества, ведется расследование.

Кредиторы же продолжают недоумевать: почему бывший директор кооператива, который, по их мнению, обманув сотни людей, присвоил крупную сумму денег, до сих пор на свободе. И фактически препятствует рассмотрению дел и создаёт различные противоправные схемы. Например, в арбитражный суд представил фальшивые, как утверждают вкладчики, протоколы общих собраний, на которых якобы все они разрешили ему вести строительство домов, выдавать кредиты от ноля до четырех процентов годовых. Пайщики же уверяют, что ни сном ни духом не ведают, когда они голосовали за такие схемы себе в убыток.

По сообщению Ассоциации кредитных союзов Алтая, за последние два года в крае обанкротилось семь крупных потребительских кооперативов граждан. Некоторые из них заведомо создавались по принципу финансовой пирамиды. За каждым - сотни вкладчиков. Конкретные факты расследуют правоохранительные органы. В ближайшие месяцы ситуация может измениться. По федеральному закону все кредитные кооперативы должны были до 4 августа вступить в саморегулируемые организации, иначе их деятельность нелегальна. Как говорит исполнительный директор Ассоциации кредитных союзов Алтая Валерий Касаткин, новые организации призваны контролировать деятельность кооперативов и при необходимости принимать соответствующие меры. Например, в случае банкротства одного из них выделять средства компенсационного фонда на погашение обязательств перед его вкладчиками. Однако сегодня из 130 потребительских кооперативов края только 36 вступили в саморегулируемые организации. Остальные продолжают незаконно давать объявления и принимать деньги доверчивых граждан.

P.S.

Пока номер готовился к печати, инициативная группа обманутых вкладчиков побывала в краевом следственном управлении. Следователь Александр Татарников сообщил им, что экспертное заключение получено, оно очень объемное, но уже изучено. Идут следственные мероприятия. Вкладчики отмечают, что документы от бывшего директора КПКГ «ДПА», как электронные, так и бумажные, до сих пор им не предоставлены, несмотря на решения судов. Некоторые уже потеряли надежду, видимо, эти документы так хорошо спрятаны, что им никогда их не увидеть. Строящиеся дома, по словам дольщиков, за это время дважды сменили своих хозяев. Заметаются следы.

На днях по настоятельной просьбе части кредиторов Сергей Соколов отстранён от должности конкурсного управляющего, новый пока не назначен. Как говорит Валентина Трубникова, люди находятся в хроническом стрессе более года. Устали от бесконечных судов, которые пока не удаётся выиграть. Надежда на быстрые результаты тает. Поэтому вкладчики вынуждены были дойти до Москвы, разослав соответствующие обращения президенту страны, председателю правительства, в Следственный комитет Российской Федерации.

В итоге им пообещали прислать из столицы комиссию для расследования дел не только в кооперативе КПКГ «ДПА», но и у его «близнеца» - КПК «ДПА».

Фоторепортаж