Будьте сами собой!

«Человек на 80% состоит из воды, а если у него нет цели, то он просто вертикальная лужа», - считает преподаватель технического университета Вячеслав Кайгородов

00:00, 07 апреля 2012г, Общество 2113


Будьте сами собой! Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Лекции, семинары, лабораторные – нескончаемые будни в обнимку с учебниками пролетают для студентов незаметно. Главное – успеть выделить из умного потока информацию, которая пригодится в жизни. Для будущих технарей особенно сложно переключиться на гуманитарные предметы. С этим активно борется старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной социологии Вячеслав Кайгородов.

С ним море по колено

- А теперь поговорим о потребностях человека. В чем он нуждается?

- В питании!

- В развлечениях!

- В получении кредитов!

На практическом занятии первокурсники беседуют о современном обществе. Что удивило, так это аккуратно сложенные распечатки на краю одной, второй, третьей парт... и дело не в прилежности учащихся. Они не читают с листочков и книжек, парни и девушки рассуждают, думают, ошибаются, снова дают ответы.

- Переключиться с химии и физики на социальные проблемы непросто любому технарю, - говорит студентка Ксения Степаненко, – но с таким преподавателем и море по колено. С ним работаем не ради галочки в журнале. Мы хотим понять, как устроен мир и к чему люди должны стремиться. Для этого тексты из Интернета не годятся.

Умные перерывы

31-летний преподаватель с улыбкой встречает следующую группу первокурсников. Звучат одна за другой шутки, парни перечитывают доклады, девчата за партами обсуждают тему семинарского занятия. Обычно ребята разговаривают на отвлеченные темы и задумываются о науке непосредственно в «час расплаты». «Как вам это удается?» - спрашиваю Вячеслава Кайгородова. «Все студенты – разные, просто нужно создать творческую атмосферу и суметь разглядеть положительные стороны и человек сам потянется к работе», - отвечает собеседник.

На его столе лежит благодарность от губернатора края «За активную общественную работу». Вторую по счету высокую награду получил сегодня. И герою публикации есть чем похвастаться. В 2004 году, окончив технический вуз, остался в нем преподавать. Чуть позже стал членом Общественного совета по вопросам молодежной политики при губернаторе края, затем вошел в Общественный совет по развитию образования в крае, является членом Общественной палаты, состоит в кадровом резерве университета. Но, пожалуй, самое главное – на Международном молодежном форуме «АТР» второй год Кайгородов руководит площадкой «Парус», которая предназначена для ребят с инвалидностью. Взялся за это дело не случайно. В 2 года Вячеславу поставили диагноз ДЦП. Распространенная болезнь не стала для него преградой в жизни, что он и доказывает.

- Вячеслав Валерьевич, как вам удается находить общий язык со студентами?

- Даже если человек не особо преуспевает в учебе, в нем нужно находить положительные качества. Вольно или невольно он начинает им соответствовать. Акцент, сделанный на хорошее, помогает выстроить взаимоотношения. Важно быть искренним и любить свое дело. Сегодня студенты своенравные, требовательные и трудноуправляемые, но в этом тоже своя прелесть. Мне кажется, что существующая модель образования просто не поспевает за ними.

- А прогуливать свои занятия разрешаете?

- Причины отсутствия могут быть разные. Для меня главное, чтобы человек мог и хотел мыслить, развиваться, даже если пропустил семинар. Чтение с листочков или «образовательный театр» здесь ни к чему. Чтобы диалог состоялся, необходимо быть партнером, наставником для студента. А получилось это сделать или нет, можно узнать по завершении учебного процесса. Находясь в кадровом резерве университета, я выдвинул идею, связанную с оценкой работы преподавателя. Группа более-менее объективно оценивает того, кто ставил отметки в зачетках. Это позволит преподавателям увидеть слабые и сильные стороны.

- Не боитесь узнать о своих минусах?!

- Нет, ведь идеальных людей не бывает. С ними я развиваюсь каждый день, делаю новые открытия, не стою на месте. Единственное, чему никогда не научусь, так это молодежному сленгу (шутит).

- Вы часто общаетесь с ребятами с ограниченными возможностями, как их поддерживаете?

- Начнем с того, что их лучше называть людьми с особыми потребностями или иными возможностями. Чтобы преодолеть преграды, я учу их быть собой. Откуда берутся комплексы? Когда человек начинает себя активно сравнивать с другими и понимает, что проигрывает. Нужно принять свою уникальность, и тогда пойдут рост и развитие в плане творчества, карьеры, изменится окружение и жизнь вообще. Как раз сейчас занимаюсь написанием диссертации на тему «Тенденции преодоления социальной эксклюзии людьми с ограниченными возможностями в современных социальных сетях». Под эксклюзией следует понимать изолированность человека с особыми потребностями от реальной жизни. Таким образом, я рассматриваю объединения людей как источник поддержки друг друга, расширения возможностей.

- Как считаете, сегодня для их развития созданы реальные условия?

- Безусловно, за последние годы для этой категории людей сделано многое, одна только программа «Доступная среда» чего стоит! И общество стало спокойнее относиться к тем, кто имеет ограниченные физические возможности. Очень многое делается в сфере образования. Что касается архитектурной среды, конечно, над ней необходимо работать. К примеру, не все пандусы приспособлены для колясочников, здания не отвечают современным требованиям. Хотелось бы установить в вузах хотя бы по одному лифту, что пока нереально. Средняя стоимость одной установки – более 3 миллионов рублей.

- Чем занимаетесь в свободное время?

- Вообще считаю себя ленивым человеком, я «сова» и делаю все в последний момент (смеется). А если говорить об отдыхе, предпочитаю каждый раз что-то новое. Читаю по несколько книг одновременно, готовлю торты (каждый раз по новому рецепту) и обязательно хожу в фитнес-клуб несколько раз в неделю, посещаю бассейн. А самым бесполезным занятием считаю проезд в общественном транспорте, который занимает много времени. Но даже здесь, наблюдая за пассажирами, я открываю что-то новое.

Екатерина ЗЕЛЕНОВА

Фоторепортаж