Готовь сани летом

00:00, 06 сентября 2012г, Общество 2812


Готовь сани летом Фото №1

Зима в Сибири почему-то наступает традиционно внезапно. Однако такую традицию не грех сломать и готовиться к ней заблаговременно и обстоятельно, чтобы не нагонять в поте лица бездумно упущенное время. Особенно это касается владельцев исконно зимнего вида транспортных средств – снегоходов.

Недальновидные хитрецы

Сегодня в Алтайском крае есть не менее 3646 единиц внедорожной мототехники, включая снегоходы и квадроциклы. Так значится в документах управления Гостехнадзора по Алтайскому краю, где занимаются учетом и контролем над техническим состоянием и правильной эксплуатацией этих машин. Точную цифру пока вам не назовет никто, сами специалисты управления признают: фактически внедорожных «железных коней» процентов на 20 больше: не все спешат поставить их на учет.

- Одна из причин такой скрытности - желание уйти от необходимости платить налоги, - объяснил начальник Государственной инспекции гостехнадзора Алтайского края Сергей Светлаков. – Обладание машиной мощностью до 100 л. с. обходится в 25 рублей в год с каждой «лошадки». Свыше – уже в 50. А ведь есть снегоходы и по 200 л. с.! Сумма получается отнюдь не маленькая. Впрочем, как раз те, кто обладает мощными дорогими машинами, пользуются ими официально: для них 10 тысяч рублей – сумма непринципиальная…

Однако рост числа даже официально зарегистрированных мотовнедорожников неуклонно растет. С одной стороны, это неплохо. Но… Скоро может встать вопрос об отведении специальных мест для элементарного катания на снегоходе, поскольку контролировать такую армаду мототехники существующими силами нереально.

Железный поток

Итак, фактически в Алтайском крае – 4-4,5 тыс. снегоходов. Если просто разделить эти цифры на 60 районов, то получается, что в среднем в каждом из них находится по 70-75 единиц внедорожной мототехники! Это уже внушительная армада. Разумеется, далеко не вся она используется, например, для браконьерской охоты, но, следует признать, весьма значительная ее часть. Только представьте такую вездесущую лавину техники у вооруженных самым современным оружием людей – да у живности нет даже малейшего шанса уйти от браконьера! Отсюда появляется проблема контроля над ее эксплуатацией в рамках закона.

Еще в начале текущего года состоялось заседание «круглого стола» «Проблемы охраны и использования охотничьих ресурсов на территории Алтайского края». В нем приняли участие представители комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию; управления охотхозяйства края, КГБУ «Алтайприрода» и силовики. По мнению докладчиков, истощение охотресурсов происходит в основном в результате массового браконьерства и применения снегоходов при производстве охоты. Как один из способов решения проблемы браконьерства было предложено рекомендовать
Гостехнадзору усилить контроль над использованием снегоходов, в том числе и путем проведения совместных рейдов с инспекторами крайохотуправления и сотрудниками КГБУ «Алтайприрода».

- К сожалению, борьба с браконьерами - это не наша прерогатива, - сказал Сергей Светлаков. - Гостехнадзор следит за техническим состоянием техники. Мы проводим техосмотр и если нареканий к снегоходу и его эксплуатации нет - выдаем талон допуска. Мы же контролируем наличие полисов ОСАГО. За нарушение правил регистрации – или предупреждение, или штраф 100 рублей. И штраф 300 рублей – за нарушение правил эксплуатации (отсутствие аптечки, например). Однако мы работаем совместно с другими структурами - с ГИБДД, ФСБ РФ, охотнадзором, рыбинспекцией. И вот здесь уже мы можем помочь пресечь незаконное использование тех же снегоходов. Ведь на каждую зарегистрированную машину в крае мы имеем весьма полное досье: на создание такой базы данных мы потратили много сил. Только за прошедший зимний сезон мы приняли участие в 204 совместных рейдах в рамках профилактической операции «Снегоход». В результате проверено 831 внедорожное мотосредство, к административной ответственности привлечены 145 человек, четверо лишены прав на управление своей техникой.

По словам Сергея Светлакова, в районах работает по одному инспектору Гостехнадзора. В крупных – по 2. Кроме авто в Госинспекции на весь Алтайский край 5 снегоходов.

- По большому счету такие машины должны быть у каждого инспектора, - посетовал Сергей Владимирович. - Но… Даже если мы и будем иметь снегоходы в достаточном количестве, то это будут недорогие «Бураны». Догнать на них импортный «Бомбардье» просто нереально. Благо, что инспекторы Гостехнадзора все свои снегоходы знают. Проблемы доставляют разве что чужаки. Впрочем, таких гастролёров и полиции трудно достать… Пожалуй, только пограничники могут с ними потягаться.

Главное – профилактика!

Может сложиться впечатление, что основная цель Гостехнадзора – наложение штрафов. Ничуть не бывало! Нельзя сказать, что количество оштрафованных растет. Даже несколько падает, потому что за последние 10 лет люди поняли, что по закону эксплуатировать технику проще. Удалось убедить большинство владельцев тех же снегоходов строго придерживаться правил эксплуатации своей техники. Познакомить не только с правами, но и с обязанностями. Словом, главное – профилактика!

- Мы проводили большую разъяснительную работу о необходимости постановки на учет и грамотной эксплуатации такой техники, - рассказал Сергей Светлаков. – Удалось выявить и зарегистрировать огромное количество снегоходов, которые прежде нигде не были учтены. Люди сегодня сами заинтересованы в том, чтобы их «вывести из тени на свет» и открыто ими пользоваться, в том числе законно осуществлять куплю-продажу. Это же собственность, и недешевая! Она должна быть официально оформлена, чтобы хозяин в каком-либо случае смог снять все претензии на нее со стороны третьих лиц.

Регистрация техники в Гостехнадзоре, как объяснил Сергей Владимирович, может осуществляться по предъявлении документов, выданных при ее покупке. Не обязательно это товарно-кассовый чек или договор купли-продажи. Хотя бы какие-то расписки, какие-то бумаги, которые прямо или косвенно свидетельствуют о том, что вы законно приобрели эту машину. Если никакие бумаги не сохранились, необходимо обращаться в суд, где два свидетеля должны подтвердить, что данный снегоход принадлежит именно вам. Суд, как правило, идет навстречу в таких случаях, и процедура принятия решения не затягивается – там давно знакомы с этой проблемой. А Гостехнадзор на основании решения суда выдает необходимые документы.

С новыми машинами, конечно же, всё гораздо проще. Владельцы сразу приходят со всеми необходимыми документами и ставят их на учет. Если отдаешь за снегоход миллион и более рублей, то регистрировать его однозначно необходимо - а если угонят? Опять же при продаже обязательно требуется регистрация физическим лицом, без этого никак. То есть возникает масса юридических тонкостей, на которые необходимо обращать самое пристальное внимание.

Техосмотр – это не страшно

За все время работы в Государственной инспекции Гостехнадзора Алтайского края сложился состав опытных специалистов. Поэтому каких-то особенных сложностей в работе не возникает. Единственное: для осмотра каждой машины инспектор выезжает индивидуально – очень уж техника специфичная.

- Требования мы предъявляем совсем не драконовские, - успокоил Сергей Светлаков. – Но требуем их неукоснительного выполнения. Существует перечень неисправностей, при которых не допускается эксплуатация самоходной техники. С ним можно ознакомиться на нашем сайте в сети Интернет (www.altai-gtn.ru) или непосредственно у инспекторов. Словом, любой может перед прохождением ТО привести свой снегоход в порядок.

В рамках прохождения техосмотра водитель должен представить установленный пакет документов: удостоверение на право управления самоходной машиной с открытой категорией А1, медсправку, страховой полис, паспорт самоходной машины, а также доверенность на управление транспортным средством (если снегоход принадлежит не ему).

Если все в порядке, начинается осмотр самой техники. Вкратце всё как и в автомобиле: аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, наличие номерного знака, освещение, сигнализация, работа приборов и системы тормозов. Обязательно наличие чеки аварийного извлечения ключа из замка зажигания!

Кстати, в соответствии с правилами допуска для управления снегоходом необходимо удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией А1 (внедорожное мототранспортное средство). То есть владелец такого удостоверения имеет право управлять снегоходами, квадроциклами, мотонартами, мотосанями и мотособаками.

Важно!

При получении или замене удостоверения тракториста-машиниста необходимы следующие документы.

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность с отметкой о регистрации по месту проживания.

2. Удостоверение тракториста-машиниста или другое удостоверение на право управления самоходными машинами, если выдавалось ранее (включая временное разрешение).

3. При наличии – водительское удостоверение.

4. Справка об отсутствии лишения права управления транспортными средствами (выдается в ОГИБДД).

5. Медицинская справка установленного образца.

6. Две фотографии 3х4 на матовой бумаге с уголком слева.

7. Квитанция об уплате
госпошлины.

С 2000 года специального обучения на снегоход вообще не требуется. Допускается самоподготовка. Но экзамен сдавать необходимо в Гостехнадзоре: как теорию (билеты с вопросами на тему безопасной эксплуатации снегоходов, а если нет водительского удостоверения, то и на знание ПДД), так и практику (вождение снегохода в реальных условиях). Процедура проста.

А при наличии водительского удостоверения с открытой до 2000 года категорией А категория А1 открывается автоматически.

Фоторепортаж