Не в простое!

00:00, 29 сентября 2012г, Общество 1168


Не в простое! Фото №1

С самого начала необходимо напомнить, что в Союз машиностроителей России входит более 60 региональных отделений, которые представляют интересы около трех миллионов трудящихся. Таким образом, машиностроение - это мощная отрасль промышленности со своими задачами и проблемами. И решать их в наше время непросто. А решать надо.

Собственно, отсчет своего профессионального праздника алтайские машиностроители могут смело вести от XVIII века. Ведь Алтай издавна был известен как район добычи металлов. А где добывают металл, там применяют и машины.

Например, 21 сентября 1729 г. заработал первенец алтайской металлургии – Колывано-Воскресенский завод. В 1761 г. на заводе предпринимают ряд мер по увеличению добычи и переработке серебра. А в апреле 1763 г. Иван Ползунов предлагает проект своей паровой машины.

Следующей предпосылкой дальнейшей машинизации можно назвать визит на Алтай в 1910 г. премьер-министра царского правительства Петра Столыпина. К 1915 г. в регионе проложили железную дорогу, которая соединила Новониколаевск (Новосибирск), Барнаул и Семипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт. Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края, в том числе и механизации труда.

Но подлинный толчок в развитии краевое машиностроение получило в годы Великой Отечественной войны. Именно тогда потребовалась перестройка работы всего народного хозяйства. Алтайский край принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения.

Среди них - объекты сельскохозяйственного машиностроения, тракторный, тракторного оборудования, механических прессов, аппаратурно-механический, вагоностроительный, два котельных и другие. Обширные производства разместились в Барнауле, Бийске, Славгороде, Рубцовске, Чесноковке (сейчас - Новоалтайск). В то же время регион оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла, меда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности.

Общий объем промышленного производства за военные годы увеличился в два раза, а машиностроения и металлообработки – в 7,6 раза. Алтай превратился в район развитого машиностроения Сибири.

К началу 1960 годов у нас производилось более 80% тракторных плугов, свыше 30% грузовых вагонов и паровых котлов, выпускавшихся к этому времени в РСФСР.

Что касается современных дел машиностроения, то впечатлений и здесь хватает. На территории региона имеется более двух десятков предприятий машиностроения, выпускающих сельскохозяйственную технику. В последние годы большинством из них ведется активное освоение выпуска современных образцов машин, внедряются новейшие технологии производства. В данном направлении можно упомянуть положительный опыт ЗАО «Рубцовский завод запасных частей», ООО «Тальмаш», ОАО «АНИТИМ», ООО «Спецтехника» и других.

Тройку событий отмечу особо. Барнаульский вагоноремонтный завод на днях справил юбилей – 95 лет. И встретил свой день рождения с хорошими производственными показателями, успешно развивая выпуск современных вагонов. В канун торжества, 28 сентября, более 70 человек наградили заводскими, краевыми и министерскими грамотами.

А на известном всем «Сиб-энергомаше» - другая история. В рамках профпраздника и 70-летнего юбилея предприятия там прошел Международный научно-технический форум «Промышленная вентиляция – вчера, сегодня, завтра». На встречу охотно откликнулись руководители и специалисты крупнейших объектов металлургии, цементной отрасли, химической и горнодобывающей промышленности, энергетики и нефтегазовой отрасли, представители проектных институтов и организаций России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Мероприятие планируется сделать традиционным.

И, наконец, неплохие темпы показывает Рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Основную ставку технари делают на семейство гусеничных машин повышенной проходимости. Наиболее актуален сегодня агрегат ЛПА-521, что подтвердили недавние лесные пожары. Да, производителей подобных машин ныне довольно много, конкуренция серьезная, однако рубцовчане настроены оптимистично.

 

Игорь МИХАЙЛОВ

Фоторепортаж