Не будет жизнь складна, если в доме неладно

00:00, 12 марта 2013г, Общество 1219


Не будет жизнь складна, если в доме неладно Фото №1

Если бы телефонный аппарат комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав умел менять цвет, к концу рабочего дня он бы стал красным. Звонят из всех уголков Рубцовского района. Когда в семье односельчанина неладно, то страдают дети и неравнодушные соседи, специалисты сельсоветов, школьные учителя бьют тревогу. А это значит, что пора собираться в дорогу.

День вчерашний

Так было всегда. Уже много десятилетий комиссия стоит на страже прав несовершеннолетних, работает со сложными семьями и трудными подростками.

Лидия Артеменко отдала 20 лет работе в этой структуре.

– Мы рассматривали вопросы, связанные с воспитанием, изучали влияние на ребенка семьи и школы, – рассказывает Лидия Яковлевна. – Часто выезжали в села, посещали проблемные семьи. В некоторых видели просто страшные картины. Плохо, что с годами мало что изменилось.

Когда семья на грани – ее нужно вовремя остановить. Поэтому специалисты старались привести взрослым примеры из их же села или сельсовета, когда дети оставались без родителей или следовали их пагубному примеру. Не секрет, что есть семьи, которые являются неблагополучными из поколения в поколение. И важно убедить родителей не становиться на этот скользкий путь.

– В советское время было легче, – признается Нина Фурцева, работавшая ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних с 1986 по 2006 год. – С семьей работали все общественные институты: комсомол, профком, партком, а также сельсоветы и школы. Затем они отчитывались. Спрос был строгим. Поэтому о каждой неблагополучной семье все всё знали.

По словам Нины Васильевны, в 80-е подобных семей было не так много, как сейчас. Родители трудились, зарабатывали деньги, а в поле зрения комиссии могли попасть, например, если не водили ребенка в детский сад. Тех, кто не желал работать, ждала статья за тунеядство. Специалисты обязывали взрослых трудоустраиваться и контролировали, на что они расходуют деньги. За каждым несовершеннолетним, совершившим правонарушение, закреплялся молодой общественник. Результаты его работы влияли на характеристику, поэтому молодые люди к такому поручению относились со всей ответственностью. Проводились открытые судебные заседания, и каждый видел, какое наказание влечет за собой преступление.

– Мы всегда старались держать работу комиссии в районе на высоком уровне, – продолжает Нина Васильевна, – хотя с 1990 года начался какой-то ад. Неблагополучные семьи из города хлынули в деревню. Взрослые не работали, пили. Приходилось выезжать вместе с милицией, забирать детей, пристраивать их в больницы или позже – в приют.

То, что перестройка повлияла на социальное положение сельчан, подтверждает и Надежда Жижкова, в то время заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних.

– Если раньше наша основная работа была сосредоточена на рассмотрении персональных дел, заслушивании отчетов школ и сельсоветов по работе с семьями, то в 90-е на первый план вышли другие проблемы, – рассказывает Надежда Петровна. – Раньше, если ребенок бросал школу, это было ЧП. А потом в стране это стало массовым. Мы старались не допустить такого в районе, сдерживали эти процессы.

А еще начались невыплаты заработной платы, детских пособий, распад семьи происходил просто в гигантских масштабах. Все больше родителей стало пренебрегать воспитанием детей, ребятишки оказались предоставленными самим себе. Многие стали пробовать алкоголь, бродяжничать.

Члены комиссии проводили рейды, беседовали со взрослыми, оказывали помощь, но положение в большинстве случаев не улучшалось. В год у горе-родителей изымали 20-25 детей. Не от хорошей жизни в Куйбышево пришлось открыть детский дом – так много ребятишек осталось без семей.

День сегодняшний

Детский дом функционирует и по сей день. Правда, государство стремится к тому, чтобы все ребятишки воспитывались в семьях – родных или приемных. Но до идеала пока далеко, а потому комиссии по делам несовершеннолетних работы хватает.

Сегодня на учете в ней состоят 45 несовершеннолетних детей и 86 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых подрастает 191 ребенок.

– Мы работаем не только с социально опасными семьями, но и с находящимися в трудной жизненной ситуации, – поясняет ответственный секретарь комиссии Галина Киреева. – Бывает, что достаточно просто вовремя оказать помощь: приобрести топливо, обеспечить ребенка бесплатным питанием в школе, поговорить по душам. Ситуацию берем на контроль.

Но чаще, по словам Галины Михайловны, приходится иметь дело с семьями, где все проблемы запиваются водкой. С ними работают до тех пор, пока они не встанут на правильный путь. Ну а если уж случай совсем безнадежный, взрослых лишают родительских прав или ограничивают в них.

Например, сейчас в районном суде рассматривается дело о лишении родительских прав матери 15-летнего подростка. Женщина регулярно употребляет алкоголь, дома – шаром покати, нет ни продуктов, ни топлива. Мальчик не ходит в школу. В свое оправдание мать говорит: «Я тоже не получила образования, и ничего не случилось». Да как же не случилось?! И сама стала горькой пьяницей, и ребёнок от рук отбился. Сотрудники комиссии пытались отправить женщину на полевые работы, подальше от магазина с водкой, и рекомендовали приучать к труду сына. Куда там! Ребенок категорически не хочет ни учиться, ни работать, зато составляет маме компанию за стаканом спиртного. Похоже, что впереди у него – детский дом.

Впрочем, в поле зрения комиссии и даже на учет могут попасть и вполне положительные семьи, где ребенок отбился от рук и не дружит с законом. Доминирующим видом преступлений несовершеннолетних по-прежнему остаются кражи. На это влияют и бесконтрольность со стороны родителей, и нежелание подростков заниматься какой-либо деятельностью в свободное от учёбы время, и употребление спиртного. Очень часто воруют сотовые телефоны, а потом говорят полицейским, что нашли. А однажды мальчик поспорил с друзьями, что незаметно вынесет продукты из магазина. Стащил колбасу, еще кое-что по мелочи, но мимо кассы проскользнуть не удалось – продавец задержал воришку. Мать же всячески старалась оправдать проступок своего ребенка. Чаще всего по малолетству правонарушителя ему все сходит с рук. А вот родителей наказывают в административном порядке за то, что не занимаются как следует воспитанием подрастающего поколения.

В Рубцовском районе немало делается, чтобы разрядить обстановку. По краевой целевой программе «Свет в родном окне», направленной на работу с проблемными семьями и профилактику детских правонарушений, получен грант на приобретение «игрового автобуса» для организации досуга детей в отдаленных селах и реализацию двух проектов, направленных на создание благоприятных условий для сокращения социального сиротства. Для этого стараются как можно раньше выявлять семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Как и в медицине, социальную болезнь легче предупредить, чем лечить. Сейчас особое внимание уделяется предотвращению жестокого обращения, суицида.

Такой огромный объем работы ложится на 15 членов комиссии, возглавляет которую заместитель главы администрации Рубцовского района Роман Субботин. На освобожденной основе сейчас работает только один человек - Галина Киреева. А ведь в районе 51 населенный пункт и необходимо отреагировать на каждое сообщение о положении в семьях, иногда даже требуется срочный выезд. Но, несмотря на трудности, члены комиссии стараются не упустить из виду ни одной проблемной семьи. Во многом этому способствует и сложившееся в районе межведомственное взаимодействие учреждений системы профилактики.

 

Людмила МАКОВЕЦКАЯ.

Фоторепортаж