О пагубности весенней охоты

00:00, 18 апреля 2013г, Общество 2285


О пагубности весенней охоты Фото №1

- Постановление администрации Алтайского края о запрете весенней охоты на водоплавающую дичь отвечает чаяниям жителей края и всего Западно-Сибирского региона и будет способствовать восстановлению ресурсов охотничьих птиц, – считает директор Центра защиты леса Алтайского края Александр Бондарев, кандидат биологических наук.

- Никакое глубокомыслие не заменит конкретных знаний. Исторический ракурс способствует объективности выводов. В моем распоряжении 43 года собственных наблюдений за охотничьими птицами в крае как страстного охотника и охотоведа, 24 года работы в краевом управлении охотничьего хозяйства, где занимался организацией учетов дичи, организацией её рационального использования. Я причастен к созданию 17 заказников, проводил специальные исследования. Все это позволяет объективно оценить изменения численности уток и гусей и назвать главные тому причины, – сказал Александр Яковлевич.

С 1970 по 1990-е годы весенняя охота была запрещена. Этот запрет наиболее заметно отразился на восстановлении популяции серого гуся. Весной 1972 года мы насчитали в крае всего 1,2 тыс. гусей. Но к девяностым годам их численность возросла в десятки раз. В одном лишь Хабарском районе их выводилось более 13 тысяч. Гусь стал гнездиться во многих районах. А общая его численность превышала сто тысяч. Тогда любому охотнику разрешалось добывать в день до 6 гусей. Но численность гусей не снижалась, так как осенью добыть гуся не просто и не каждому это удавалось.

При обилии уток многие предпочитали охотиться на них, полагая, что лучше синица в руках, чем гусь в небе! Это обстоятельство также способствовало восстановлению гусиной популяции.

В Бурлинском, Завьяловском и Хабарском районах от потрав гусями страдали посевы зерновых у озер. Но исков за гусиные потравы никто никому не предъявлял. Для коллективных сельских хозяйств эти потери были не опасны.

Возобновили и… истребили

С 1993 года в крае и Западной Сибири возобновили весеннюю охоту. И она привела к истреблению серого гуся и резкому снижению численности уток. По многолетним наблюдениям орнитологов Института систематики и экологии животных СО РАН на озере Чаны, даже в благоприятных местообитаниях (колонии сизой чайки) плотность гнездования уток за последние 12 лет снизилась в 3-4 раза, а вне колоний еще больше. В Карасукском районе численность в период гнездования также упала в 5-7 раз.

В «Алтайском зоологическом журнале» (2011 год) охотовед Угловского района Анатолий Котлов пишет, что количество водоплавающих птиц за последние 15 лет сократилось более чем в два раза. Главная причина – весенняя охота. Гуси прилетают весной, уже сформировав пары, и гибель любого партнера означает, что гнездование этой пары не состоится. Гнездиться гуси начинают в начале апреля. А охоту разрешали в два периода – в середине апреля и начале мая. Заплывая на охоту, охотники вспугивали гусынь с гнезд. Не укрыв, как обычно, яйца пухом, они взлетали. Серые вороны всю весну наблюдают за водоемами, восседая на окрестных деревьях, и быстро находят и разоряют такие яйцекладки. Часть яиц погибает от переохлаждения.

Это косвенное негативное влияние весенней охоты может превышать ущерб от непосредственного отстрела гусей.

Очень показательны результаты исследований влияния весенней охоты на гусей в Канаде. Там после восстановления численности белого гуся (до 5 миллионов) в 1999 – 2000 годы пробовали открывать весеннюю охоту. Проследили судьбу помеченных радиопередатчиками птиц. Установлено, что в годы весенней охоты загнездилось лишь 9% гусынь, что в 6 раз меньше тех лет, когда охота не проводилась!

Закономерно, что Академия наук РФ требует закрыть охоту на гусей и включила западно-сибирского серого гуся и гуменника в проект Красной книги РФ.

Однако есть краткосрочные наблюдения специалистов охотничьей научной фирмы «Вальдшнеп» на озере Чаны. Они решили, что уток и гусей все ещё много. И «Вальдшнеп» везде лоббирует весеннюю охоту! На мой взгляд, первая ошибка представителей этой фирмы в том, что неправомочно судить об общей численности водоплавающих по краткосрочным наблюдениям на озере Чаны. Данный водоем – ключевой для уток и гусей. Даже если почти везде этих птиц не будет, но на Чанах они будут до последнего экземпляра!

И вторая – фирма, видимо, не знает, что в последние десятилетия от засухи исчезли около 50% водоемов, в первую очередь мелких, где гнездились птицы, что также привело к концентрации уток и гусей на сохранившихся озерах и ложным выводам. Полученные результаты противоречат исследованиям орнитологов.

О свинцовой дроби

Сокращение ресурсов уток происходит также от резкого увеличения отстрела и от отравления свинцовой дробью. По данным службы Госохотучета РФ с 2000 по 2004 год добыча уток увеличилась в Западной Сибири в 2,5 раза. Ежегодно в водные системы Западной Сибири попадает более 4 тонн свинцовой дроби. Водоемы и их побережья накопили десятки тонн дроби, которую любые птицы заглатывают в качестве гастролитов и гибнут от отравления. В 9 странах ЕС и в США запретили применение свинцовой дроби в водно-болотных системах и применяют там стальную дробь, а в США запретили даже свинцовые грузила на удочках. В России эта проблема даже ещё не обсуждалась.

Где они зимуют

На наших журавлей и лебедей охотятся во время их зимовки в зарубежье. Но мы на этих птиц не охотимся, что привело к повсеместному росту численности и ареала лебедей, и серых журавлей. Поэтому в Лебедином заказнике за 30 лет зимующих лебедей стало больше в 10-15 раз. Данный пример ещё раз говорит об эффективности запрета охоты в местах гнездования птиц и необоснованности опасений наших охотников, что российских птиц нещадно бьют на зимовках. Кроме того, многие страны: Китай, Индия, Непал и другие, где зимуют наши птицы, значительно расширили территории заповедников и национальных парков и добросовестно выполняют решения международного сообщества по сохранению и расширению площади ключевых для птиц водно-болотных угодий.

Под угрозой сокращения

В 2011 году в России проведен Международный форум «Гусеобразные Северной Евразии». В нем приняли участие 163 специалиста из 20 стран. Форум рекомендовал незамедлительно запретить весеннюю охоту в связи с угрожающим сокращением популяций гусей. Было показано, что между районами зимовок и размножения на путях миграции очень мало мест, пригодных для длительных остановок, отдыха и пополнения энергетических ресурсов.

Надо не забывать, что гуси преодолевают без посадок 600 – 2000 километров, поднимаясь на высоту до 11 километров. При этом они тратят колоссальное количество энергии. Степные районы Алтайского края – одно из немногих мест в Сибири, где гуси останавливаются весной. Но из-за охоты и беспокойства гуси находятся в состоянии стресса и голодают. От истощенных птиц ждать многочисленного потомства не приходится!

Более того, через край пролетают гуси разных видов, большинство которых уже занесены в Красную книгу России, это гуменник, пискулька и казарки. Они гнездятся в тундре и таежной зоне. Охотники обычно караулят гусей в сумерках, на рассвете или вечером, и не отличают, по гусям какого вида стреляют.

Администрация края, охотоведы и охотники несут моральную ответственность за сохранность этих транзитных птиц, находящихся на грани исчезновения и гнездящихся в других регионах. Подавляющее большинство наших охотников – за запрет весенней охоты. Надо также помнить, что птицы, в том числе охотничьи, – всенародное достояние, а не собственность малочисленной группы охотников и торговцев оружием и боеприпасами, живущих без заботы о будущем.

Поэтому постановление администрации края о запрете весенней охоты на водоплавающую дичь отвечает чаяниям жителей края и всего Западно-Сибирского региона и будет способствовать восстановлению ресурсов охотничьих птиц.

О зонах покоя

По прежнему опыту, достаточно 10-15 лет и в крае можно восстановить популяцию гусей да и уток будет значительно больше. Для этого наряду с запретом весенней охоты необходимо ограничивать ловлю рыбы любыми снастями в местах концентрации гнездовий водоплавающих, объявляя там сезонные зоны покоя. Настала пора вновь резко сократить численность вороны серой и норки американской (последняя – опасный хищник, как и ворона, уничтожающая яйцекладки, молодняк и взрослых уток), увеличить изготовление искусственных гнездований, в первую очередь для гоголя, который гнездится в дуплах.

Деревьев с естественными дуплами почти не осталось, а опыт по разведению гоголей в дуплянках почти забыт. Для бережного, рационального использования ресурсов водоплавающих птиц, на мой взгляд, уместно воспользоваться передовым зарубежным опытом организации дифференцированной охоты.

Фоторепортаж