Лето «Мечты»

Как сделать школу центром образования, культуры и оздоровления детей

00:00, 20 июня 2013г, Общество 1471


Лето «Мечты» Фото №1

В летнем лагере, организованном в барнаульской школе № 118 (микрорайон Новосиликатный), дети самозабвенно осваивают новое компьютерное оборудование, делают коллажи, танцуют и поют, занимаются спортивным ориентированием, снимают и монтируют фильм о своих свершениях – словом, проводят время чрезвычайно продуктивно.

А наш приезд в школу совпал еще и с районным конкурсом «Минута славы», в котором демонстрировали свои таланты питомцы сразу из нескольких пришкольных лагерей. Директор Алла Абросимова и начальник летнего лагеря «Мечта» Галина Васильева говорят, это не редкость, чтобы в творческих или спортивных мероприятиях, проводимых в 118-й школе, участвовали представители других образовательных учреждений.

В непринужденной обстановке

– Сегодня в лагере отдыхают ученики нашей школы с 1 по 4 класс, – рассказывает Галина Васильевна. – Они выбрали себе профильные отряды по душе. Мы стараемся, чтобы школа была местом, где ребенок не только учится, но и занимается творчеством. Сейчас работают семь отрядов по различным направлениям. В спортивном дети занимаются оздоровительной гимнастикой и ориентированием, в творческом – декоративно-прикладным искусством. Еще есть театральный кружок, в котором дети ставят сказки, и вокальная студия. В отряде информатики школьники учатся делать мультфильмы, пишут сценарий и снимают фильм о жизни лагеря, который покажут в конце сезона.

Даже в рамках одного направления – той же информатики – ребята могут найти себе совершенно разные занятия по душе. Пока часть детей снимает свое кино под руководством учителя Константина Ерофеева, другие, учащиеся 4-5 классов, в кабинете собирают роботов и пишут настоящие научные работы. На каникулах! И вполне добровольно. Трое – Аня, Илья и Гриша – во-зятся с ноутбуком и конструктором «Лего», который вскоре должен превратиться в робота-крокодила, открывающего рот.

– А компьютер зачем? – спрашиваем у школьников.

– В нем инструкция по сборке. Стой, Гриш, это нужно присоединить с обратной стороны, – руководит сборкой желтоголового крокодила Аня. – А когда все будет готово, эти провода нужно будет подключить к компьютеру. Еще для робота надо написать программу.

– Похоже, вы уже во всем разобрались!

– Разбираемся, – в один голос серьезно отвечают дети.

У ребят постарше, собравшихся за другим столом, еще более продвинутый и сложный робот «Lego Mindstorms NXT». А третья группа изучает новое оборудование, полученное школой в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

– Это оборудование для лабораторных и исследовательских работ, – объясняет учитель информатики Константин Ерофеев. – И вот группа школьников пишет рецензию, каким образом его можно использовать. Видите, тут есть цифровой микроскоп, датчик измерения частоты сердечных сокращений и многое другое.

– В течение всего учебного года мы привлекаем детей к исследовательской деятельности, благо ФГОС дают такую возможность, – рассказывает Галина Васильева. – А летом они занимаются уже в совершенно другой, непринужденной обстановке и, как видите, им это очень интересно.

Еще в одном классе дети со страшным скрипом изготавливают фигуры из воздушных шариков под руководством учителя начальных классов Натальи Поздняковой. А в следующем кабинете подопечные педагога Светланы Ганзен заканчивают пейзаж с домиком и елью, сложенный из цветных бумажных салфеток. «Сегодня нам осталось только сделать дорогу, а вот изготовление дерева заняло три дня», – улыбается Светлана Александровна. Что примечательно, этим кропотливым делом, требующим некоторой усидчивости, заняты две девочки и аж семь мальчиков! Мальчики, как признает завуч, во время учебного года особой дисциплинированностью не отличались, а тут нашли себя.

В центре социума

Еще у школы, находящейся в далеко не самом престижном микрорайоне города, один из самых дорогих стадионов в Барнауле, дороже, кажется, только в кадетской школе, но там спе-цифика обучения требовала особых вложений. Реконструирован он был по городской программе «Школьный стадион».

– 17 млн. 350 тысяч рублей пошли на полную реконструкцию, включая асфальтовое и специальное покрытие беговых дорожек, – говорит директор школы Алла Абросимова. – Есть площадки для баскетбола, волейбола и большого тенниса, а также две бадминтонные и гимнастический городок.

Как выяснилось, в школе действует спортивно-оздоровительная программа «Детство. Спорт. Здоровье», задача которой не в достижении высоких спортивных результатов, а в массовом привлечении к здоровому образу жизни.

– В днях спорта участвуют и учителя, и дети, и родители. И они проходят очень интересно, – продолжает Алла Константиновна. – Соревнования проводятся по принципу: чем больше участников в команде класса, тем больше в копилке оказывается фишек, которые будут учитываться в конце. Дети приводят родителей, бабушек и дедушек. Один пробежит трассу, другой пройдет в своем темпе. У нас было замечательное соревнование «Осенний кросс», возраст участников – от 1 года и 8 месяцев до 73 лет! Поучаствовали даже две собаки, которые тоже заработали свои фишки. А главное, эта система позволяет родителям и детям заниматься спортом и проводить время вместе. Например, 1 июня в соревнованиях по бадминтону первое место в личном первенстве занял ученик, второе – родитель, а третье – учитель.

Кроме новенького стадиона в школе есть два спортивных зала – один для игровых видов, а во втором оборудован скалодром для занятий туризмом в закрытых помещениях. «Мы сотрудничаем с краевым Дворцом молодежи, педагоги которого проводят занятия для наших детей. Школьникам это ужасно нравится: залезть по скалодрому на высоту около пяти метров, пройти по параллельным веревкам, потом – свободный спуск», – рассказывает Алла Абросимова.

Но и это не все: похоже, двадцать пять лет назад 118-ю школу задумывали как настоящую школу будущего, поскольку в ней есть бассейн! Он длительное время не работал и был заново запущен в 2004 году, уже при новом директоре. Правда, сегодня это довольно болезненная тема для школьного руководства: такие бассейны официально не являются помещением для образовательного процесса и потому уже несколько лет никем не финансируются. Содержать его приходится за счет средств спонсоров, заинтересованных в развитии спорта, и оказания платных услуг. Но при этом школа обязательно оставляет время для детей-инвалидов и воспитанников детских домов города, а также проводит здесь уроки физкультуры для всех учеников с 1 по 6 класс.

Не так давно Новосиликатный ассоциировался в основном с наркологическим диспансером и общим социальным неблагополучием. А сама школа десять лет назад «прославилась» из-за цепочки самоубийств учеников. Придя сюда вскоре после этих трагических событий, Алла Абросимова сумела сломать стереотипы о плохих школах на окраине города.

– Мы изначально хотели видеть школу центром дополнительного образования. А в нашем микрорайоне для этого существует развитая инфраструктура: центр детского творчества, школа искусств, очень активная библиотека, центр культуры и досуга «Индустриальный». Мы заключили девять договоров с краевыми и муниципальными учреждениями дополнительного образования, каждый из которых предусматривает целый ряд направлений. И все они существуют на базе нашей школы. Так что получается, местные жители в этом отношении вовсе не ущербные, как они раньше думали. С этим стереотипом мы успешно боремся.

Комментарий

Наталья Молчанова, директор детского оздоровительно-образовательного центра «Алтай»:

– Востребованность летних лагерей с дневным пребыванием растет с каждым годом по целому ряду причин. Во-первых, родители только что зачисленных в 1 класс ребятишек могут в качестве подготовки и социальной адаптации привести их в летний лагерь в ту же школу, где детям предстоит учиться. Кроме того, эта форма отдыха менее затратна, чем загородные лагеря. И, наконец, дети не просто несколько недель находятся под присмотром, у них еще есть возможность интеграции разных видов деятельности. И если в рамках ФГОС ребенок посещает определенные дополнительные занятия, то в дневном лагере этот спектр значительно расширяется. Что касается охвата детей, то примерно 63-65 процентов детей в крае получают оздоровление, а в целом всевозможными видами летнего отдыха в регионе охвачено 97-98 процентов детей.

Фоторепортаж