18 февраля в Камне-на-Оби пройдет «круглый стол», посвященный вопросу возможного объединения города и Каменского района

09:15, 17 февраля 2015г, Общество 1290


18 февраля в Камне-на-Оби пройдет «круглый стол», посвященный вопросу возможного объединения города и Каменского района Фото №1

Общественность уже несколько месяцев обсуждает эту тему. Тем более что в крае есть успешный пример работы муниципального образования, сформированного в результате объединения в 2008 году Змеиногорска и Змеиногорского района.

Если в ходе дискуссии участники «круглого стола» сойдутся во мнении о необходимости такого шага, то вопрос будет поставлен перед местными парламентариями, которые должны назначить дату референдума, так как последнее слово в решении этой ситуации останется все же за жителями Камня-на-Оби и Каменского района.

Эффективная работа органов местного самоуправления обусловлена территориальной организацией местной власти. Именно грамотный подход к формированию административной структуры – залог успешной реализации муниципалитетом своих полномочий. Как известно, список этих полномочий достаточно широк. При их исполнении как власти Каменского района, так и Камня-на-Оби уже несколько лет подряд сталкиваются с непосильными проблемами, которые носят затяжной и системный характер. Это и проблемы жилищно-коммунального хозяйства, и недостаточная обеспеченность бюджетов, слабые по сравнению с общекраевыми темпы экономического развития.

Первым звонком к объединению муниципалитетов как раз служит неустойчивая ситуация в перечисленных областях. А совместная работа под эгидой одного муниципального образования, напротив, позволит решать эти проблемы более эффективно. Чтобы понять необходимость объединения Каменского района и Камня-на-Оби, надо остановиться на ключевых показателях социально-экономического развития территорий.

Первый звонок

Не секрет, что одним из основных факторов экономического развития территории является стабильная работа предприятий. Экономическая база Каменского района и Камня-на-Оби сосредоточена в промышленности и сельском хозяйстве. По объемам промышленного производства на душу населения на протяжении ряда лет Камень-на-Оби занимает неутешительное 9 место среди городов края.

Если пищевое производство худо-бедно покрывает потребности местного населения, то в ключевом для края секторе экономики – сельском хозяйстве Каменский район и город испытывают явные проблемы. Ситуация развития отрасли здесь за последние пять лет свидетельствует о сложившейся тенденции сокращения объемов сельскохозяйственного производства. Большая часть произведенной аграрной продукции вывозится за пределы территории. Это говорит о том, что в муниципалитетах не проводится работа по привлечению инвесторов для организаций первичной переработки молока и мяса, которая позволила бы создать новые рабочие места, увеличить поступление налогов в местный бюджет.

Для наглядности приведем цифры. В 2014 году в Каменском районе свою работу прекратили четыре аграрных предприятия! Выручка сельхозтоваропроизводителей района составила 377,1 млн. рублей, что на 5,3% ниже, чем за аналогичный период 2013 года. На протяжении прошлого года наблюдалась тревожная тенденция по снижению посевной площади в Каменском районе – на 6,2%. А валовой сбор зерновых упал по сравнению с предыдущим годом в 2 раза, в том числе и из-за низкой урожайности. Развитие животноводческой отрасли также отстает от среднекраевых показателей. Продуктивность коров по Каменскому району по итогам 2014 года составила 2040 кг, что более чем на 50% ниже среднего по региону. Наблюдалось и снижение объемов производства молока как во всех категориях хозяйств (на 4,6% к уровню 2013 года), так и в сельхозорганизациях (на 14,2%). Эти тенденции не характерны для региона в целом. Ситуацию нужно в корне менять. Сделать это можно за счет участия в программах, но, разумеется, при грамотном направлении аграриев в нужное русло властями муниципалитетов. Тем более что выделяемые сегодня деньги на господдержку сельского хозяйства составляют миллиарды рублей ежегодно.

Инвестиций нет

Эксперты утверждают, что экономическое развитие Камня-на-Оби и Каменского района сдерживает низкая инвестиционная активность. Неблагоприятные тенденции связаны с отсутствием в последние годы крупных инвестиционных проектов по созданию новых производственных мощностей. Также в этих территориях нет предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции. А таким производствам уделено особое внимание и финансовая поддержка в рамках разработанного в регионе плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития региональной экономики и социальной стабильности.

Важно понять, что объем инвестиций в основной капитал формирует в большей степени реализация инвестиционных проектов по строительству объектов социальной и инженерной инфраструктуры, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств. В настоящее время в этих территориях формируется менее 0,5% общекраевых инвестиций: показатель, несоразмерный не только по численности, но и потенциалу территории. По объему инвестиций в основной капитал Каменский район находится на 49 месте, Камень-на-Оби – на 10 месте. Впрочем, неудивительно. Судите сами, несмотря на то, что благодаря различным программам во многих районах края решена проблема обеспеченности населения учреждениями культуры, в Камне-на-Оби и Каменском районе этот вопрос по-прежнему актуален. На реализацию муниципальных программ развития культуры выделяется недостаточно средств из местных бюджетов. В ряде поселений памятники Великой Отечественной войны находятся в неудовлетворительном состоя­нии. Средний размер заработной платы работников культуры ниже сложившегося в муниципальных учреждениях отрасли края. Мало спортивных объектов, их состояние неудовлетворительное.

Кстати, здесь уместно сказать о занятости населения. Учитывая сегодняшнюю ситуацию в экономике, цифры по Каменскому району и Камню-на-Оби также вызывают тревогу. В этих территориях напряженность на рынке труда остается выше, чем в среднем по муниципалитетам. В Каменском районе сохраняется достаточно высокая безработица к численности трудоспособного населения. На 1 января 2015 года по уровню безработицы Каменский район занимает 53 место. Также наблюдаются низкие показатели темпа роста заработной платы: по ее показателю Каменский район занимает 52 место, Камень-на-Оби – 8-е.

Сфера туризма, которая дает дополнительные рабочие места и куда в значительном числе районов региона инвестируются приличные средства, в Каменском районе и Камне-на-Оби развита крайне слабо. Она представлена лишь двумя объектами отрасли, расположенными в городе. Однако через Камень-на-Оби проходит маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая». При этом город не обладает необходимой инфраструктурой для массового приема туристов прежде всего в сфере придорожного сервиса и общественного питания. Еще один парадокс: территория абсолютно не использует огромные преимущества, связанные с наличием проходящего транзитного потока туристов в Яровое.

Нельзя не остановиться на транспорте, который является одной из крупнейших базовых отраслей экономики. Доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития муниципальных образований. Существующее транспортное обслуживание сельских поселений Каменского района не обеспечивает потребности населения. Техническое состояние автодорожной сети как в Каменском районе, так и в Камне-на-Оби является неудовлетворительным. Сейчас в приоритетном порядке идут ремонтные работы автодорог, где проходят маршруты школьных автобусов и трасс с наибольшей проходимостью. На другие участки денег просто не хватает.

Но на дороги, малый и средний бизнес, культуру и многие другие новые проекты денег может хватить, если территории объединятся в один муниципалитет. Эксперты схожи во мнении, что объединение позволит увеличить возможности для участия в федеральных и краевых инвестиционных проектах на условиях софинансирования. Это, например, строительство объектов социального значения. Для городских округов установлена доля софинансирования, равная 50% затрат на проект, а для муниципальных районов – 20%. Камень-на-Оби сможет принимать участие в федеральных и краевых программах, принятых для сельских территорий, получать предусмотренные законодательством меры государственной поддержки, что будет способствовать социально-экономическому развитию города и района, привлечению молодых специалистов. Это такие программы и меры поддержки, как «Устойчивое развитие сельских территорий», «Земский доктор», «Земский фельдшер», получение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам... Примеры успешной реализации этих и других программ известны во многих районах края.

Отрицательный результат

Нужно сказать, что в Камне-на-Оби и Каменском районе серьезно хромают показатели развития таких важных для населения сфер, как ЖКХ и строительство. По объему вводимого жилья на одного человека район занимает место в последнем десятке территорий. Из-за дефицита бюджетного финансирования градостроительная документация в сельских поселениях в полном объеме не разработана и не утверждена. 

За период 2007 – 2014 годов в рамках проверок за соблюдением законодательства в области градостроительной деятельности в Каменском районе выявлены факты несоответствия муниципальных правовых актов положениям законодательства о градостроительной деятельности, нарушения процедур при подготовке и утверждении градостроительной документации, при выдаче исходно-разрешительной документации. В Камне-на-Оби в последние годы наблюдалось также ежегодное снижение объемов вводимого жилья. В то же время в 2014 году тенденция сменилась на противоположную: цифра составила 7,4 тыс. кв. м (6 место среди городов), что в 2,5 раза превышает уровень 2013 года.

Пожалуй, самая острая проблема Каменского района и Камня-на-Оби, о которой не понаслышке знают многие жители, – это сфера ЖКХ. По итогам 2014 года организациями ЖКХ получен отрицательный финансовый результат. В целом объекты отрасли характеризуются высокой степенью изношенности. А люди не удовлетворены качеством жилищно-коммунальных услуг. Однако предприятия муниципалитетов не участвуют в реализации инвестиционных проектов модернизации инженерной инфраструктуры за счет лизинговых механизмов и введения надбавок к тарифам.

Единственным источником водоснабжения в Камне-на-Оби является речной водозабор. Его водоприемные устройства находятся в неудовлетворительном состоянии. Сохраняются проблемы в системе теплоснабжения города, связанные с большим количеством мелких котельных, использованием энергоемкого неэффективного оборудования, отсутствием приборов учета вырабатываемой тепловой энергии, что влияет на финансовые результаты теплоснабжающих организаций и на размер тарифов для населения.

В то же время возможность для исправления ситуации есть. Для развития этих территорий администрация Алтайского края ведет разработку программы, в которую предполагается включить объекты социальной инфраструктуры, ЖКХ, новые дороги и другие объекты. Реализация этой программы станет возможна в случае объединения города и района с соответствующими изменениями в бюджете территории и принципах участия в краевых и федеральных программах.

Важным показателем социально-экономического развития территории является наполненность местных бюджетов. Здесь тоже ситуация нерадужная. Местные бюджеты характеризует низкая обеспеченность собственными доходами. По предварительным итогам за 2014 год доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов в Камне-на-Оби сложилась на уровне среднего показателя по районам и составила 32% при среднем по городам – 53%. Основная доля налоговых и неналоговых доходов, собранных на территории Каменского района, направляется на расходы по содержанию органов местного самоуправления. По уровню бюджетной обеспеченности на душу населения Камень-на-Оби занимает последнее место среди городов края.

Зато при объединении города и района существенно увеличатся собственные доходы в бюджет нового муниципального образования за счет изменения норматива отчислений от налога на доходы физических лиц для город. Ведь согласно федеральному и региональному законодательству для муниципальных районов норматив составляет 60%, для городских округов – 20%. Таким образом, сейчас в бюджет Камня-на-Оби отчисляется 20% НДФЛ, собранного на его территории. В случае если город станет частью района, будет отчисляться 60% НДФЛ. По прогнозным оценкам, дополнительные поступления в бюджет могут составить 103 млн. рублей в год.

Вместе – сила?

Цифры цифрами, но людей, наверное, в первую очередь волнуют социальные вопросы. Один из них – приведет ли объединение муниципалитетов к сокращению социально значимой инфраструктуры: уменьшению количества ФАПов, школ, детских садов? Эксперты в один голос говорят, что этого не произойдет. Объединение подразумевает изменение формата управления муниципалитетами, в том числе передачу ряда полномочий от администрации города в администрацию района, принцип формирования бюджета. Этот процесс не подразумевает сокращения социальной инфраструктуры. Наоборот, социальная сфера сможет эффективнее развиваться, так как жители Каменского района получат доступ к учреждениям Камня-на-Оби.

Важный момент: жители Камня-на-Оби не перестанут быть горожанами. Сейчас Камень-на-Оби имеет статус городского округа. Городской округ – это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, его органы местного самоуправления обладают как полномочиями поселения, так и полномочиями муниципального района. В процессе объединения Камень-на-Оби станет городским поселением, входящим в состав муниципального района. Это приведет к тому, что часть полномочий городского округа станут решать органы местного самоуправления муниципального района. Однако при этом Камень-на-Оби не перестанет быть городом. Такой же статус сегодня имеют Горняк и Змеиногорск.

По мнению специалистов, важнейшим фактором для объединения территорий следует признать обусловленную географической близостью общность социальных интересов жителей двух муниципальных образований, которая выражается в наличии общих мест отдыха, учреждений здравоохранения, в существовании одной системы транспортных коммуникаций. Существуют и объективные предпосылки для объединения. Производимая сельхозпродукция в районе в основном перерабатывается на предприятиях Камня-на-Оби, близость Новосибирской области способствует созданию производств, ориентированных на межрегиональный сибирский рынок, транспортное обслуживание территорий ведет Каменское пассажирское автотранспортное предприятие, а услуги здравоохранения населению предоставляет в основном Каменская ЦРБ.

Отметим, что именно население двух муниципалитетов будет решать вопрос о своем совместном будущем. Изменение статуса Камня-на-Оби с городского округа на городское поселение в соответствии с федеральным законодательством произойдет только с согласия его жителей, а также с согласия населения Каменского района. Свое мнение люди смогут высказать на референдуме, который определит, в каком направлении будет идти развитие территорий.

Фоторепортаж