«Алтай-Кокс»: о деятельности компании и планах на будущее

15:07, 29 апреля 2016г, Экономика 3449


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В 2015 году на известном в нашем крае и за его пределами заринском предприятии «Алтай-Кокс» было произведено более 4 миллионов тонн кокса (практически на уровне предыдущего года). О деятельности компании сегодня и планах на будущее рассказывает ее генеральный директор Павел Лизогуб.

В условиях неблагоприятной конъюнктуры

– Павел Владимирович, повлияли ли на работу «Алтай-Кокса» западные санкции?

– Напрямую санкции не влияют ни на нашу компанию, ни на Группу НЛМК, в состав которой уже десять лет входит «Алтай-Кокс». Есть влияние косвенное. Для российских компаний усложнился доступ к дешевым финансовым ресурсам, это привело к снижению инвестиционной активности, замораживанию строек, инфраструктурных проектов и т. п. Соответственно, снижается спрос на стальную продукцию, которую выпускает Группа НЛМК. А «Алтай-Кокс» – важное звено в производственной цепочке Группы. Наша компания более 80% продукции поставляет именно на Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК).

Помимо сокращения потребления стальной продукции в России в настоящее время наблюдается снижение цен на внешнем рынке и усиление протекционистских мер против российской стали – регулирующие органы Евросоюза, США, стран Ближнего Востока вводят пошлины, которые делают поставки российской стали низкорентабельными или неприбыльными. Все это не лучшим образом сказывается на экономике отрасли.

Но даже в такой ситуации удалось сохранить довольно высокую загрузку мощностей нашего предприятия благодаря стабильным поставкам кокса в адрес Группы НЛМК. Доменное производство Группы загружено почти на 100%, значит, загружен и «Алтай-Кокс». Поскольку география активов Группы достаточно широка – это и Европа, и Америка – и поскольку Группа поставляет продукцию более чем в 70 стран мира и может оперативно менять структуру продуктового портфеля в зависимости от конъюнктуры, компания устойчива практически в любой кризисной ситуации.

– Вы говорили, что 80% произведенного на вашем предприятии кокса идет в доменные печи НЛМК. Куда поставляете оставшиеся 20%?

– Из оставшихся 20% порядка 7,5% пришлось на российский рынок, остальной объем поставлен на экспорт в Казахстан, Узбекистан и такие европейские страны, как Германия, Бельгия, Финляндия.

– Все-таки небольшое снижение производства (на 0,9% в 2015 году в сравнении с 2014-м) на вашем предприятии было, а как в связи с этим планируете отработать в 2016 году?

– В четвертом квартале прошлого года у нас действительно был небольшой спад производства кокса, январь нынешнего года тоже отработали не очень хорошо, но уже начиная с февраля рынок металла стал загружаться, увеличилась потребность в слябах (полуфабрикаты, из которых на прокатном стане изготавливают стальные полосы. – Прим. ред.), и на сегодняшний день мы имеем загрузку коксохимических мощностей близкую к 100%. Столь же высокую загрузку ожидаем в апреле-мае.

В течение 2016 года продолжим работать над стабилизацией качества продукции. Кстати, благодаря формированию единого технологического пространства с НЛМК нам удалось получить самый качественный в России кокс по показателям горячей прочности, что положительно влияет на расход сырья и топлива в доменном производстве НЛМК. Все эти факторы вкупе создают нам необходимый запас прочности в период нестабильной ситуации на рынке.

– Наверняка этот запас прочности позволяет вкладывать средства и в обновление основных фондов?

– Конечно, мы реализуем программу развития, поддержания стабильной работы оборудования, ремонтов промышленных объектов. В 2015 году на эти цели направили более 1,18 миллиарда рублей. Особое внимание уделяем профилактике и ремонту огнеупорной кладки коксовых батарей. Наше производство достаточно современное, и имеющиеся на нем мощности не требуют основательной реконструкции. Но уже после 2018 года мы намерены осуществить ряд инвестиционных проектов, которые сегодня находятся в стадии предпроектной проработки. Они позволят стабилизировать качество кокса, минимизировать риски недопоставки коксующихся углей нужных марок, снизить себестоимость продукции и в целом повысить нашу эффективность.

Градообразующее предприятие

– «Алтай-Кокс» – предприятие градообразующее, поэтому уместен вопрос о том, как вы участвуете в жизни Заринска?

– Полностью загружая производство, мы обеспечиваем достаточно высокий уровень жизни своих сотрудников. Средняя заработная плата на предприятии сегодня превышает отметку 40 тысяч рублей, и в текущем году планируем повысить эту планку. Обеспечивая такую зарплату и занятость около 3 тысяч человек, мы уже вносим серьезный вклад в жизнь города, не говоря о наших достаточно крупных налоговых отчислениях в бюджеты разных уровней, в том числе и в городской. Так, в 2015 году наше предприятие перечислило в бюджет Алтайского края около 239 миллионов рублей, а в бюджет Заринска – свыше 78 миллионов рублей.

Кроме того, реализуем значимые социальные программы за пределами завода. Это помощь образовательным учреждениям, детским домам, различным общественным организациям, в том числе занимающимся патриотическим воспитанием молодежи; поддержка ветеранских организаций, спортивных и творческих коллективов.

Немаловажный вклад в жизнь города «Алтай-Кокс» вносит, обеспечивая заринчан всеми необходимыми энергоресурсами: теплом, электроэнергией, питьевой водой. А, например, зимой это для нас дополнительная нагрузка. Используемого для производства энергоресурсов коксового газа не всегда хватает для полноценного обеспечения Заринска теплом, и тогда приходится жечь мазут. Это уже чистая благотворительность, поскольку такие затраты не компенсируются тарифами, но ежегодно исчисляются десятками миллионов рублей.

Сотрудники – главная ценность

– Успех работы предприятия во многом зависит от конъюнктуры рынка, а вот какова при таком раскладе роль самих работников «Алтай-Кокса», что могут сделать они для преуспевания своего завода?

– На объемы производства и ценовой фактор люди повлиять, конечно, не могут. Но могут внести большой вклад в повышение эффективности производства и, как следствие, снижение себестоимости продукции. Это нам позволит увереннее держаться на рынке. За счет повышения эффективности мы можем сгладить негативное влияние снижения спроса, цен и прочих факторов и продолжить вкладывать деньги в развитие. Эти вещи взаимосвязаны. Здесь люди не винтики, но полноценные участники процесса. У нас есть определенные достижения в этом плане. В 2015 году на «Алтай-Коксе» сэкономили более 60 млн рублей благодаря работе по повышению операционной эффективности: внедрению идей работников по улучшению производства, развитию инструментов бережливого производства. Плюс серьезную экономию получили за счет программы энергосбережения – более 30 млн рублей.

– Известно, что у «Алтай-Кокса» один из самых крупных социальных пакетов среди предприятий нашего края, если не самый большой. Какие соцпрограммы были реализованы в прошедшем году, какие средства на эти цели затрачены?

– У нас самый значимый социальный пакет не только в Алтайском крае, но и один из самых весомых в отрасли. И свои позиции мы год от года сохраняем. В 2015 году «Алтай-Кокс» направил 220 миллионов рублей на поддержку комфортных и безопасных условий труда для наших сотрудников, их профессиональное обучение и повышение квалификации, медицинское обслуживание, организацию спортивно-массовых и культурных мероприятий, софинансирование дополнительных негосударственных пенсий работников и многое другое. Наши социальные обязательства закреплены в коллективном договоре, который мы с профсоюзной организацией ежегодно актуализируем.

– В нынешнем году предприятию исполняется 35 лет, как вы планируете отмечать это событие?

– Мы всегда стараемся для своего коллектива проводить большие праздники, особенно в связи с Днем металлурга. Это тоже мотивирует наших сотрудников, укрепляет корпоративный дух, сплачивает семьи металлургов. В этом году в связи с памятной датой профессиональный праздник отметим в особо торжественной обстановке. Кроме традиционного концерта и спортивных состязаний пройдет ряд новых конкурсов и юбилейных мероприятий: чествование заводских династий, закладка памятных аллей и т. д. Главное, чтобы праздничное настроение пришло в каждую семью наших сотрудников.

Фоторепортаж