Алтайский эксперт разъяснила, почему натуральная льгота выгоднее денежного эквивалента

10:05, 09 сентября 2016г, Медицина 1311


1
1

Многим федеральным льготникам известно, что по программе ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами) до 1 октября необходимо определиться с видом получаемой помощи. Что лучше – ежемесячная денежная выплата или социальный пакет, в составе которого лекарства, проезд в пригородном транспорте и путевка на санаторно-курортное лечение? За помощью мы обратились к заместителю начальника Главного управления по лекарственному обеспечению Елене Кравец.

– Самое главное: ежегодно подтверждать ничего не нужно. То есть если вы остаетесь получателем льготы в том же виде, как и в текущем году, никуда идти не требуется. Но если мнение изменилось, тогда необходимо написать заявление в Пенсионный фонд. И сделать это нужно до 1 октября.

– Насколько мне известно, натуральную форму можно разделить на три пакета…

– Да, и это очень удобно. К примеру, можно взять лекарственное обеспечение в натуральном виде, а проезд и санаторно-курортное лечение забрать деньгами, если вы принципиально никуда ехать не собираетесь. Но все это необходимо указать в заявлении.

– Елена Борисовна, натуральная льгота выгоднее денежного эквивалента?

– Смотрите: все люди, получающие льготу в натуральной форме, в основном являются инвалидами. Соответственно, все они имеют хроническое заболевание и вынуждены регулярно и постоянно принимать лекарства. В 2006 году, когда программа заработала в полную силу и отказ от натуральной льготы не был предусмотрен, в Алтайском крае было выбрано лекарственных препаратов на 2 млрд рублей. Сейчас только около 20% льготников получают натуральную форму. Как правило, это люди с тяжелыми заболеваниями, они выбирают лекарства на сумму гораздо большую, чем положено по соцпакету. В год это составляет порядка 700 млн рублей. А ежемесячная выплата определена федеральным законом в сумме 766 рублей в месяц. Получается, что да. Натуральная форма выгоднее.

– Люди отказываются от натуральной льготы, потому что боятся трудностей с получением лекарств. Насколько это вероятно?

– Вообще, это редкость. Потому что четко работает схема: лечебные учреждения делают в конце года заявки на лекарственные средства в зависимости от количества пациентов-льготников и в соответствии с финансовыми нормативами. Учитывая все заявки с территорий, мы проводим конкурсные процедуры. Все они пройдут до конца года, и, соответственно, все закупленные лекарства попадут на склады в начале января. Дальше ежеквартально мы поставляем лекарства в аптеки.

При этом не буду скрывать, что не всегда хватает объема поставленных лекарств, так как, повторюсь, больные хроники употребляют их в большом количестве. Но, разыгрывая аукционы на целый год, мы получаем большие скидки от дистрибьюторов. Получается, цены на госзакупки гораздо ниже розничных и мы имеем возможность в счет тех самых 700 млн рублей сделать резерв лекарственных средств, которые затем при необходимости будут разосланы в аптеки края.

Также с 2007 года работает автоматизированная выписка бесплатных рецептов, на прием к участковому врачу можно записаться через интернет-регистратуру медицинской организации по месту жительства. Являясь участником программы ОНЛС, вы постоянно наблюдаетесь у врача, который своевременно назначает лекарственные препараты и, что немаловажно, корректирует лечение в зависимости от состояния здоровья.

– Тем не менее, если вдруг случилось, что в аптеке нет препарата, что делать?

– Пациент должен оставить информацию о том, что выписано в рецепте, и настоять, чтобы аптечный работник записал требуемые лекарства в журнал отложенного спроса. Каждую неделю информация оттуда передается в крайздрав. В течение 10 дней мы обязаны обеспечить пациента лекарственным средством, и мы это делаем. Можно позвонить на «прямую линию» по телефону 8-800-350-3525. Диспетчер примет звонок, передаст обращение нам, затем в течение недели – десяти дней профильный специалист решит проблему. Мы можем найти необходимый человеку препарат в какой-нибудь другой аптеке.

– И все же. Если человек не может сам определиться, какую форму получения льгот использовать, к кому можно обратиться за советом?

– Я считаю, что он и не должен самостоятельно определяться. Ведь больной не может составить ясную картину о состоянии здоровья. Лечащий врач, который наблюдает пациента, ведет его амбулаторную карту, хорошо знает, как протекает заболевание и какого развития событий можно ожидать в дальнейшем. Только он может посоветовать пациенту сделать выбор в ту или иную сторону. В течение года мы получаем от полутора до трех тысяч случаев, когда больному становится хуже и он решает перейти на натуральную форму, так как финансово не может оплатить дорогостоящее лечение. Конечно, его поставят в регистр, но пока будут проходить все эти процедуры, драгоценное время может быть упущено. Кстати, вот еще одна проблема с нашими льготниками.

– Какая?

– Дело в том, что часто те больные, которые получают льготу в денежном выражении, занимаются самолечением. Ведь им не нужно идти к врачу, чтобы выписать рецепт. Получается, что такие люди годами принимают выписанные однажды препараты, даже не зная о том, что есть лекарства нового поколения с гораздо меньшим списком противопоказаний или побочных действий. Таких ситуаций при выборе натуральной льготы не возникает.

Фоторепортаж