Новый документального фильма "Горбачёва" рассказывает о нашей землячке, первой леди СССР

18:16, 29 апреля 2024г, Культура 1593


Новый документального фильма "Горбачёва" рассказывает о нашей землячке, первой леди СССР Фото №1

«Все люди как люди, а она вырядилась, ничего не стесняется. И куда Раиска лезет?!»

80-е годы. Муж и жена у телевизора. На экране – новый генсек Михаил Горбачёв говорит об ускорении, перестройке, гласности и новом мышлении (он произносил – мЫшление). Рядом – неизменная Раиса Максимовна. Она внимательно слушает мужа, что-то беззвучно подсказывает. А генеральный секретарь периодически смотрит на жену, словно ищет поддержки и совета.

«По России мчится тройка – Миша, Рая, перестройка!» – едко шутили тогда в народе.

Пара у телевизора, олицетворяя народное мнение, еще не раз появится в кадре с едкими комментариями, словно персонажи из песни «Ой, Вань, гляди, какие клоуны!» – прием Родиона Чепеля, режиссера нового документального фильма «Горбачёва». Он снят продюсерским центром киностудии имени М. Горького и вышел на платформе кинотеатра Premier. В роли сценариста и рассказчицы выступила редактор Forbes Woman Когершын Сагиева.

История любви

Первая леди СССР, как известно, наша землячка. Родилась Раиса Титаренко под Рубцовском, в селе Весёлоярск, в семье железнодорожного рабочего и юной крестьянки. Деда незадолго до того расстреляли как кулака. Через три года семья уехала с Алтая. Правда, в официальной биографии Раиса писала, что родилась в Рубцовске. И в письмах она подтверждала: да, официально, по документам, – в Рубцовске. Но местные краеведы в Весёлоярске вам покажут место, где стояла изба, в которой родилась будущая первая леди. И даже тупичок на станции, где якобы познакомились ее родители.

Золотая медаль в школе. Философский факультет МГУ. Диссертация. Тема – жизнь сельских женщин, которую она знала не понаслышке. Выучила несколько языков. Встретила Михаила. Он учился на юридическом факультете и был очарован артистократизмом и сдержанной гордостью Раисы.

«Это была трогательная история любви. Михаилу было непросто завоевать Раю, ведь она еще не отошла от предыдущих отношений. Но он справился», – рассказал в фильме один из сотрудников Горбачёв-фонда.

Звучат личные записи Горбачёвой, голос самой Раисы Максимовны, сгенерированный искусственным интеллектом, ее мысли о жизни и стране. Мы видим архивные кадры, фрагменты из интервью с ее сотрудниками и исследователями.

Первые годы жили бедно. В Ставрополе она не могла найти работу, и семья жила на зарплату мужа. Нам показывают это место – крохотную избушку.

«Всю жизнь их окружала любовь и взаимопонимание. То, кем стал Михаил Сергеевич, – огромная заслуга его жены», – говорят нам с экрана знавшие их люди. Фильм уделяет особое внимание этим отношениям – доверившись архивным кадрам и воспоминаниям современников, мы наблюдаем, как Раиса и Михаил превращаются из влюбленных студентов в главную power couple Советского Союза. Раиса утверждала: «Если мы равны, то мы должны быть рядом».

Спустя десятилетия – кардинальная смена интерьеров. Серьезная, сосредоточенная девушка в скромном платье с рукавами-фонариками превратилась в икону стиля. Первая супруга главы СССР, публичная фигура.

«Замените стул!»

Дважды требует заменить ей стул на встрече с Нэнси Рейган. Свободно говорит по-английски и на равных общается с мировыми лидерами, из-за чего в мире ее часто ставили в один ряд с Жаклин Кеннеди и Маргарет Тэтчер. Толковые, глубокие мысли о науке, культуре, кино и литературе, философии. Раисой Максимовной очарованы западные элиты. Да и общественное мнение на ее стороне.

Но только не соотечественники. Очарование молодым советским лидером сменилось непониманием, раздражением, а затем и ненавистью. Под его усыпляющие разговоры страна двигалась не так и не туда, жить становилось хуже и грустнее, начались необратимые процессы разлома и распада…

А Раиса продолжала блистать на экранах.

«Она мужественно несла свою миссию и свой крест», – объясняет нам в фильме социолог и бывший вице-президент «Клуба Раисы Максимовны» Ольга Здравомыслова. – Это была женщина, которая опередила свое время».

«Горбачёва смело переосмыслила типичный образ кремлевской жены, это вам не серая калоша-домохозяйка. Она была витриной СССР. Хорошо «продавала» образ перестройки и нового СССР на Западе. Ее так раздражавшие людей модные наряды – это был как бы сигнал рынку и послание дорогим соотечественницам в будущее – будьте наряднее, смелее, цените и любите себя!

Ее ужасно раздражало времяпрепровождение кремлевских жен, которое выглядело как «бесконечные тосты за здоровье вышестоящих, пересуды о нижестоящих, разговоры о еде, об «уникальных» способностях их детей и внуков, игра в карты».

«Есть люди, которых привлекает, я это знаю, внешняя сторона моей жизни. Даже завидуют – моей одежде, моим протокольным нарядам... Для меня же важнее другое – сопричастность к тем огромным делам, которые выпали на долю близкого мне человека, моего мужа... Этим и дорожу».

Начиная с 1986 года на экране, как и в жизни, одна за другой – чудовищные катастрофы. «На долю перестройки пал Чернобыль, землетрясение в Армении, события в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Оше, Южной Осетии, в Баку, Литве... Тысячи беженцев. Все эти драматические события – испытание души, ума и воли. За ними – неизлечимая душевная боль и бессонные ночи», – признавалась Горбачёва.

Она взяла под свое крыло фонд «Помощь детям Чернобыля», оказывала поддержку Международной благотворительной ассоциации «Гематологи мира – детям».

И кульминация – путч 1991 года, развал СССР. Раиса Горбачёва перенесла все это очень тяжело. На фоне сильнейшего стресса пережила инсульт, а публичный остракизм, которому они с мужем подверглись после распада СССР, называла «нравственной Голгофой».

Точка напряжения – известие об обнаруженном у Горбачёвой лейкозе. На экране оживают ее слова: «Наверное, я должна была заболеть такой тяжелой болезнью и умереть, чтобы люди меня поняли». Она все же успела получить признание сограждан – в кадре говорят о тысячах писем со словами поддержки, которые она получала незадолго до своего ухода.

«Мы не собирались возвеличивать нашу героиню или ее разоблачать. Просто мы чувствовали, что эта женщина опередила свое время, и хотели это показать», – объяснили создатели фильма.

Страшное совпадение

Фильм вряд ли изменит мнение о Горбачёве и его жене у старшего поколения, а вот молодежь, которая не жила в то время, но посмотрела фильм, относится к Раисе Максимовне немного иначе – спокойнее, отстраненнее, сквозь призму сегодняшнего дня. Вот мнение с форумов:

«Очень интересный фильм о женщине, которая сама себя сделала и превратилась в ролевую модель, символ эпохи. И пусть проект Горбачёва не вышел, Раиса вела себя очень достойно, по любви».

Среди мнений есть и оценки жителей Рубцовска.Кто-то вспомнил, что когда-то в этом городе местный драмтеатр ставил пьесу о Раисе Максимовне – «Жена президента». 

Директор и режиссер Станислав Спивак вспоминал, что при обсуждении пьесы мнения в театре тоже резко разделились – ставить или нет. Но поставили. 

«Когда мы репетировали, на сцене как будто присутствовал призрак Раисы Максимовны, – поделился директор театра. – Было такое ощущение, что она вмешивается в постановку, когда ей что-то не нравится. Начинались сбои, техника ломалась. Меняли что-то в сюжете – все снова начинало работать».

Жену президента СССР в зрелом возрасте играла рубцовская актриса Алла Бородина. Игра  была такой мощной, что зал замирал. А через несколько лет всех потрясла смерть самой Аллы Константиновны. У нее была лейкемия, как  и у жены первого президента СССР. И в том же почти возрасте.

Фоторепортаж