Алтайский музыкальный театр первым открылся для зрителей после пандемии

19:00, 10 сентября 2020г, Культура 1125


Алтайский музыкальный театр первым открылся для зрителей после пандемии Фото №1
Алтайский музыкальный театр первым открылся для зрителей после пандемии Фото №2
Алтайский музыкальный театр первым открылся для зрителей после пандемии Фото №3
Алтайский музыкальный театр первым открылся для зрителей после пандемии Фото №4
Алтайский музыкальный театр первым открылся для зрителей после пандемии Миниатюра №5
Алтайский музыкальный театр первым открылся для зрителей после пандемии Миниатюра №5
Алтайский музыкальный театр первым открылся для зрителей после пандемии Миниатюра №5
Алтайский музыкальный театр первым открылся для зрителей после пандемии Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

Театрам Алтайского края разрешили открыться для зрителей, и первым в Барнауле это сделал Алтайский государственный музыкальный с премьерой мюзикла «Золотой теленок». Если бы не пандемия, мы увидели бы новый спектакль главного режиссера Константина Яковлева еще в марте.

Корреспонденты «АП» побывали на официальной сдаче постановки. Первые зрители расселись, как и положено, в шахматном порядке, а самые ответственные до самого конца не снимали маски. Перед началом режиссер со смехом признался гостям: «Долгое время мы с артистами видели только друг друга, иногда по видеосвязи. И почти разучились играть на зрителя». Это, конечно, оказалось преувеличением. Ну а мы удивились тому, как много оригинального текста Ильфа и Петрова удалось сохранить автору либретто и как умело композитор воспроизвел узнаваемый музыкальный контекст эпохи начала 1930-х.

Колорит эпохи

Наш театр, кстати, первым в России взял для постановки новый мюзикл, написанный постоянными соавторами – композитором Егором Шашиным и либреттистом Евгением Муравьевым. По словам Константина Яковлева, его выбор пал на этот материал ввиду извечной актуальности истории.

Авторы мюзикла определенно поймали колорит нужной эпохи – это стало ясно уже по оркестровому вступлению в джазовом стиле (дирижер – Денис Немирович-Данченко). А еще в «Золотом теленке» звучат духоподъемные песни о строительстве новой лучшей жизни (в исполнении хора, разумеется!) и романсы, есть намеки на танго, фокстрот и вальс.

Художник-постановщик барнаульского спектакля Каринэ Булгач придумала пространство, легко трансформируемое за счет поворачивающегося подиума, малинового занавеса и лаконичных элементов (абажуров, столиков, ширм, пальм в кадках) хоть в провинциальный ресторан, хоть в контору, хоть в берег моря, а хоть и в коммуналку, называемую Вороньей слободкой.

Но всех, конечно, интересовало, как воплотятся на барнаульской сцене поистине культовые персонажи. Роль Остапа Бендера сыграл Насими Нариманов, юркого старика Паниковского – молодой и гибкий Виталий Селюков, Козлевича – Михаил Лямин. Прямолинейного Шуру Балаганова по очереди будут играть Сергей Автоманов и Михаил Басов (мы увидели второго). В образе подпольного миллионера Корейко блистает Юрий Голубев, придумавший своему крайне осторожному герою робкую, неуловимо вороватую пластику и походку. Впервые он появляется на сцене выбираясь прямо из оркестровой ямы в обнимку с набитым деньгами чемоданчиком. И, озираясь, поет о том, что деньги любят тишину. Кстати, о текстах: они значительно лучше, чем это обычно бывает в современных российских мюзиклах, и не без изящества обыгрывают многочисленные крылатые фразы из романа Ильфа и Петрова. Что-нибудь вроде: «Автомобиль – не роскошь, а средство, чтоб до роскоши добраться».

Насими Нариманов своего героя видит артистом и авантюристом – в принципе, таким его замышлял и режиссер-постановщик. Недаром в ключевые моменты фоном для него становится некая воздушная парковая эстрада, на которой Бендер, например, зачитывает досье, собранное на подпольного миллионера Корейко. «Командовать парадом буду я!» – повторяет он вновь и вновь. Другое дело, что музыкальный материал не позволяет солисту театра по-настоящему блеснуть выдающимися вокальными данными. В первой части спектакля его номера кажутся, пожалуй, слишком суетливыми – и это не вина артиста. А вместе с музыкой суетливой и мелкой становится и пластика этого героя, от которого мы невольно ожидаем хотя бы напускной вальяжности. Но во второй части, где герою полагается мимолетный роман с Зосей Синицкой, а также обретение и утрата богатства, он все же становится тем Бендером, которого мы ждем.

«На сцене всё немного по-другому»

Мы расспросили постановочную группу о выборе материала и подготовке спектакля в условиях карантина.

Режиссер-постановщик признается, что после длительного перерыва спектакль пришлось практически делать заново: «Мы, как люди творческие, горим материалом до определенного момента и, когда он приостанавливается, стараемся не утратить этот задор. Что говорить, было сложно из-за большого простоя, которого у нас никогда еще не случалось».

– Новый мюзикл Егора Шашина и Евгения Муравьева был выбран, потому что у нас есть все исполнители главных ролей, – объяснил Константин Яковлев. – Когда читаешь материал, всегда смотришь, может ли он состояться в твоем театре. Я увидел, что многим артистам будет интересно попробовать себя. Все главные персонажи – в наших головах уже сложившиеся образы, и мне было интересно, как это сделают наши артисты. Материал получился динамичным, с очень хорошими стихами и гармоничной музыкой, на мой взгляд, очень талантливой.

А артист Насими Нариманов говорит, что в поисках Бендера смотрел фильмы, вчитывался в текст книги и старался найти что-то свое:

– Кино – это одно, на сцене все немного по-другому. Остап Бендер – авантюрист, артист, мужчина интеллектуально развитый, скажем так. Мне близки его свободолюбие, жажда жизни, а вот по внутреннему состоянию у нас с ним есть разногласия, но, как актер, я пытаюсь над этим работать. 

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж