Два фильма «Экипаж»: Что между ними разного и общего

16:29, 03 марта 2017г, Культура 2447


1
1

В прошедшие праздники, пока остальные общедоступные телеканалы с утра до ночи показывали разнообразные войны и воинов, на «России 1» состоялась телевизионная премьера блокбастера 2016 года – фильма «Экипаж» с Данилой Козловским и Владимиром Машковым в главных ролях.

Фильмы-катастрофы малопригодны для просмотра на экране телевизора (и уж тем более ноутбука). И «Экипаж» с его впечатляющими спецэффектами и операторской работой, безусловно, стоило посмотреть в кинотеатре, а лучше – в формате IMAX 3D. Даже те кинокритики, которым год назад фильм откровенно не понравился (а творение режиссера Николая Лебедева разделило рецензентов на два лагеря), отмечали, что вторая его половина заставляет непрерывно вжиматься в кресло и жутко переживать. Впрочем, для значительной части жителей страны телевизор – все еще основной, если не единственно возможный способ знакомиться с новинками отечественного кино.

У фильма была мощная рекламная поддержка, а затем столь же шумное «сарафанное радио». Так что даже те, кто премьеру дважды проигнорировал, наверняка знают: новый фильм – это очень вольный ремейк легендарного «Экипажа» Александра Митты, снятого без малого 40 лет назад. Практически кино «по мотивам»: два летчика – молодой и опытный, землетрясение в далекой стране, лава, текущая в сторону взлетно-посадочной полосы, ну и спасение десятков людей, для которых самолет – последняя надежда. В остальном же это два совершенно разных фильма, между которыми изначально лучше не искать какого-то сходства. Даже несмотря на роль-камео самого Александра Митты, который снялся в ключевом эпизоде нового фильма и тем самым символически благословил молодого коллегу (а особо внимательные зрители найдут здесь и бывшую стюардессу Тамару – ту самую).

Режиссер Лебедев в интервью говорил, что «Экипаж» Митты в свое время перевернул его сознание: это был не только зрелищный аттракцион, но и прежде всего человеческая и человечная история. Про его собственный фильм, впрочем, этого утверждать нельзя: да, крепкое жанровое кино, способное конкурировать с голливудскими фильмами-катастрофами, но оно все же очень мало сообщает о наших современниках. Хотя фильм, повторяющий двухчастную структуру старого «Экипажа», всю первую половину подробно знакомит нас с героями и конфликтами. В это время сценаристы, надо отдать им должное, старательно развешивают «ружья», которым предстоит выстреливать во второй половине более чем двухчасового зрелища. А когда эта вторая половина начинается, осмыслить что-то уже не успеваешь – возможность хоть немного перевести дух появляется лишь в самом конце.

Несмотря на все усердие авторов сценария, в фильме при желании можно легко найти кучу логических нестыковок. Ну, например: как дерзкого военного летчика (героя Данилы Козловского), изгнанного за неподчинение начальству со всех предыдущих мест работы, могли буквально сходу пустить за штурвал пассажирского авиалайнера? Причем с благословения героя Машкова, который в этом фильме славится своей нетерпимостью к малейшим профессиональным недостатком коллег. Приходится поверить объяснению, что, мол, у пилота Гущина вместо рук – крылья. Сомнительна и возможность потушить горящее авиатопливо столь малым количеством воды, как это сделано в фильме. Да и лава, по слухам, течет не так быстро (здесь она буквально гоняется по пятам за несчастными людьми на каком-то очень маленьком вымышленном островке посреди океана, на котором тем не менее есть некий завод). Не говоря уже о пересадке пассажиров с детьми из самолета в самолет на страшной высоте и столь же страшной скорости.

Только вот в разгар этой затяжной спасательной операции придираться как раз не хочется. А хочется в кои-то веки простить нашему фильму всю его условность, включая неизменно белоснежную рубашку главного героя посреди огня, дыма и вулканического пепла. Тем более что она ему очень идет. Простить хотя бы за старательность. Или за то, что «Экипаж» выбивается из тренда последних лет, когда экранные подвиги совершаются исключительно во имя страны, государства, отчизны. Или за попытку разнообразить компанию героев-мужчин парой смелых женщин и вообще немного поиграть с гендерными стереотипами (тут есть женщина-летчик и мужчина-стюард).

Но всю эту многофигурную композицию с вулканом, разрушениями, стеной огня и прочей турбулентностью можно свести, в сущности, к становлению характера одного-единственного персонажа – стажера Гущина, сыгранного Козловским. Который в критических обстоятельствах осознает, что такое настоящая ответственность, перестает хамить и мыслить стереотипами и вообще всячески растет над собой.

Фоторепортаж